Опубликованное научное наследство С. И. Консторума дает о нем яркое представление как о видном клиницисте и пламенном пропагандисте активирующей психотерапии, требующей воздействий, связанных прежде всего с активизацией личности, с мобилизацией деятельных сторон личности, всего того, что «дает человеку обогащение жизнедеятельности».
Менее известно отношение С. И. Консторума к зарубежным направлениям психотерапии, хотя С. И. Консторум, в свое время закончивший медицинский факультет Лейпцигского университета, великолепно зная немецкую литературу, работал в направлении критического анализа современной ему немецкой психотерапии, и особенно фрейдизма.
Различные обстоятельства и преждевременная смерть помешали С. И. Консторуму довести до опубликования эти его работы, но в сохранившемся неопубликованном наследстве мы имели возможность, благодаря любезности покойной супруги С. И. Консторума, познакомиться с рукописью его работы, посвященной подробному анализу учения Фрейда, в которой имели место яркие и глубокие критические замечания, касающиеся как общей теории, так и сексологических взглядов Фрейда.
Анализ вышеуказанных материалов позволяет констатировать, что С. И. Консторум, будучи глубоким мыслителем, фактически опередил свое время, ибо развернутая им критика учения Фрейда во многом предвосхитила те пути, по которым она развертывается в настоящее время.
В наши дни широко развернулась исследовательская работа в направлении изучения неосознаваемых форм психической деятельности. Ведущим критическим тезисом является положение Ф. В. Бассина о том, что Фрейда нужно упрекнуть в том, что он недостаточно и догматически взял лишь одну сторону проблемы бессознательного, а именно, антагонистические взаимоотношения со сферой сознания; это имеет место лишь как некоторая частность сложных взаимоотношений сознания и неосознанных форм психической деятельности; эта позиция привела Фрейда к догматической и спекулятивной концепции, которая вовсе не исчерпывает многообразия синернтности неосознаваемых и сознательных процессов.
В годы жизни С. И. Консторума господствующей точкой зрения было утверждение, что именно с Фрейдом связано становление научного учения о бессознательном, что позволяло психоаналитикам писать о том, что «открытия» Фрейда носят исключительный, эпохальный характер.
И именно в эти годы критическая мысль Консторума идет дальше и он критикует Фрейда прежде всего в отношении идеи о бессознательном, причем эта критика начинается с формулировки о том, что есть много форм внесознательного, лежащих вне схемы Фрейда. Вот эти яркие строки:
«Обратимся прежде всего к понятию внесознательного. Мы привыкли рассматривать даже самую элементарную данность нашего сознания, например восприятия, как структурно сложный интегрированный акт. Ощущение собственного тела, являющееся настолько непосредственным элементом нашего сознания, что мы в норме его и не осознаем, обнаруживает свою структурную сложность, будучи нарушено. Тогда оказывается, что у нас есть схема тела, слагающаяся из целого ряда еще более элементарных, но в свою очередь, также структурно сложных механизмов, — оптико-вестибулярных и пр. Конечно в моем сознании нет никаких сознательных оптико-вестибулярных компонентов: я знаю, что это моя рука, что я сижу, а не стою, но что для всего этого необходимо сохранное чувство веса и равновесия, я вовсе не сознаю, а узнаю об этом, путем исследования. Мы были бы вправе все компоненты, входящие в наше телесное самосознание, обозначить как внесознательное... Мы могли бы себе представить, что все составляющие суть нашей жизни и доступные нашему сознанию переживания, эмоции, влечения, мысли и т. д. содержат в себе предпосылки своего существования, остающиеся недоступными непосредственному осознанию, т. е. внесознательные... но тут же возникает вопрос: имеем ли мы какое-либо право приписывать этим внесознательным предпосылкам и компонентам сознания те же закономерности, какие мы обнаруживаем в нем самом. Думается, что мы могли бы здесь лишь аналогизировать — не более. Фрейд же не аналогизирует, он идет гораздо дальше: в этом внесознательном он открывает решительно все то, что присуще сознанию: «Внесознательное» у Фрейда любит и ненавидит, ревнует и страдает, судит и умозаключает, оценивает, признает, отвергает, внесознательное оказывается для него насыщенным всеми теми эмоциональными, волевыми, интеллектуальными, познавательными и оценочными факторами, из которых слагается само сознание. У Фрейда даже не возникает малейшего сомнения в правомерности такого рода оперирования внесознательным и это, конечно, одна из его основных методологических ошибок. Эта ошибка, конечно, число идеалистическая, поскольку здесь более элементарным явлениям психофизиологического ряда приписываются закономерности, присущие сознанию (168—169 стр. рукописи).
Таким образом, ярко поставив вопрос о неправомерности приписывания виесознательному тех же свойств, что и сознанию, С. И. Консторум в столь же ярких словах показывает, как не доказательны основные положения Фрейда о вытеснении:
«Надо прямо сказать - ничего доказательного в пользу реальности тех механизмов, какие будто бы лежат в основе вытеснения, сновидений, симптомообразования и пр. ни сам Фрейд, ни его многочисленные последователи не привели. В конце концов, сколь ни неумолима, казалось бы, логика Фрейда, его рассуждения неизменно — от этого никуда не уйдешь — вертятся в заколдованном кругу. Все доказывается психоаналитическим вскрытием. Но психоанализ подходит к человеческой психике именно с тем, чтобы вскрыть в ней вытесненное инфантильно-сексуальное. То, что требуется доказать, берется за исходную позицию. В логике это называется petitio principi — доказательство путем ссылки на то, что должно быть доказано — и совершенно прав был Гохе в своем чрезвычайно язвительном, я сказал бы, убийственном замечании о психоанализе (которое я цитирую по Бумке; оно требует маленького комментария: в западной Европе распространен обычай делать детям пасхальные подарки таким образом, что накануне они прячутся родителями в самых неподходящих местах (под кроватью, в саду под кустом и т. п.): «вскрытие сексуальных компонентов детства,— говорит Гохе, — напоминает то, что происходит с пасхальными подарками: накануне папа и мама рассовывают их по кустикам, а наутро отправляются с ребятами гулять и вместе с ними восторженно изумляются при виде чудесных подарков, которые принес зайчик» (169—170 стр.).
Очень ярки и убедительны положения С. И. Консторума, посвященные критике пропагандируемого Фрейдом панпсихизма. Известно, что Фрейд в поздних своих работах утверждал, что поскольку организм в течение своей жизни приближается к смерти, то это означает и наличие у него наряду с либидо и особого влечения к смерти. Гневно звучат по этому поводу слова С. И. Консторума:
«Путь человеческой жизни как и всякого живого организма есть в конечном счете путь к смерти. Дает ли это право говорить о наличии в психике человека соответствующего влечения? Думается, что это произвольный скачок из биологии в психологию. Обвинение Фрейда в панпсихизме остается в полной силе. Путем такого психологизирования можно в конце концов любую физиологическую функцию, присущую организму — транспонировать из физиологии в психологию и утверждать, например, что если сердце сокращается 60 раз в минуту, то человек испытывает 60 влечений в минуту. Такое утверждение было бы просто пусто и бессодержательно, но тем не менее многие ретивые психоаналитики и пошли примерно этим путем: например сердечные отеки оказались «удержанием в организме влаги, т. е. производным уретральной эротики», а следовательно и для лечения их оказалось необходимым вскрыть соответствующие вытесненные комплексы. Само собой разумеется, что любая физиологическая закономерность, принимая участие в сложном целом человеческого организма, играет определенную роль в структурном целом человеческой (социальной) личности, в ее психике. Но это не дает ни малейшего права находить эту закономерность как таковую в том или ином психическом содержании. Физиологическое условие, необходимое для психического функционирования, просто напросто превращается в некий психический акт. Это можно с полным правом определить как безбрежный психологизм, как панпсихизм, если итти так сказать сверху вниз от психологии к биологии. И это же можно с полным правом определить как безбрежный биологизм. И в том и в другом случае все развертывается в замкнутом кругу организма, как физио-психологического понятия, но понятие человека как социальной особи во всей этой конструкции отсутствует полностью» (175—176 стр.).
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.