При этом следует особенно подчеркнуть, что, указав на то, что фрейдовское понятие о человеке исключает понимание его как социального существа, С. И. Консторум в то же время предупреждает, что нельзя обвинять Фрейда в том, что он не замечает социальных факторов:
«Фрейд не только учитывает значение этих факторов, но и придает им огромное значение: ведь именно в силу этих факторов человек не может быть только животным, а принужден, подчиняясь принципу реальности (т. е. социальному требованию), плохо ли, хороши ли, успешно или безуспешно бороться со своим животным, бестиальным началом. У животного нет ни «оно», ни «сверх я», нет тех коллизий, изучение которых и составляет цель Фрейда. У животного не может быть невроза в фрейдовом понимании. Обвинять в этом смысле Фрейда в отсутствии «социологичности» может только тот, кто его не знает. Дело в другом: в дуалистичности трактовки человека. В человеке две стихии: специфическое человеческое социальное начало есть для Фрейда этическое начало «сверх я», которое враждебно его бестиальной стихии. Эта борьба и составляет трагедию человека и рода человеческого. Собственно «Я», Я действующее оказывается при этом тем пассивным плацдармом, на котором разыгрывается борьба «оно», и «идеал — Я». Между тем именно это действующее Я обусловило «переход от обезьяны к человеку», превратив передние конечности в руки, в орудие труда, благодаря чему человек стал социальной личностью... Человеческое «Я» в этом диалектическом понимании отсутствует, строго говоря, у Фрейда; я сказал бы, Фрейд не знает, что с ним делать, и оно — это Я — оказывается чем-то неопределенным, межуточным, зависимым от «оно» и «сверх Я», как бы пассивным придатком к этим двум главенствующим факторам психики» (стр. 177).
Как это тонко и как глубоко — упрекнуть Фрейда в том, что он не видит действующего Я, и не случайно, что в самом начале расшатывания устоев подлинно фрейдовской концепции — первая брешь была нанесена внутри самого психоанализа указанием на необходимость учитывать защитные механизмы сознательного Я, на что первой обратила внимание Анна Фрейд, в своем сообщении о защитных механизмах сознательного.
Касаясь Фрейдовской теории сексуальности, С. И. Консторум подверг критике понятие детской сексуальности. Консторум нарочно начал с цитирования обоснований Фрейда, чтобы тем самым сильнее показать алогичность и неубедительность его построений. В рукописи приведена следующая цитата из Фрейда:
«С биологической точки зрения было бы совершенно невероятно, — просто даже нелепо представление о том, будто у детей нет никакой половой жизни, т. е. полового возбуждения, потребности своего рода удовлетворения и что все это внезапно появляется у них в возрасте между 12—14 годами. Это было бы столь же нелепо, как то, что дети появляются на свет без половых органов и последние вырастают лишь в периоде полового созревания. То, что пробуждается в этом периоде — есть функция размножения, которая располагает для своих целей уже наличествующим соматическим и психическим материалом. Вы делаете ошибку, смешивая воедино-сексуальность и размножение, и таким образом преграждаете себе путь к пониманию сексуальности, перверзии и неврозов».
Приведя эту цитату Фрейда, С. И. Консторум затем написал следующее:
«Странная аргументация. Наличие половых органов не означает их функционирование, ни в генитальном, ни в гормональном смысле, т. е. не дает права говорить о сексуальной функции ни в узком (общепринятом, т. е. генитальном), ни в широком (Фрейдовском) смысле. Здесь совершенно произвольно ставится знак равенства между любым видом чувственного удовлетворения и сексуальностью, т. е. опять-таки имеет место нивеллиро-вание, с помощью которого можно доказывать и доказать все что угодно. Сам Фрейд неоднократно подчеркивал, что признание детской сексуальности решает вопрос о принятии или непринятии всего учения в целом; речь идет следовательно не о второстепенных вопросах, а о самых существенных фундаментальных моментах, без которых все, как будто, оказывается зданием «на песке». И здесь как раз мы наталкиваемся на столь неубедительные аргументы, на явные алогизмы, совершенно непонятные в столь строго и стройно, казалось бы, разработанной системе понятий и умозаключений» (стр. 173—174).
С. И. Консторум резко отвергает фрейдовскую схему невротического симптомообразоваиия прежде всего потому, что клиника показывает нам, что ни обсессии, ни истерические реакции никогда не бывают едины по своему генезу и что многие клинические сходные симптомы тех же навязчивостей могут быть постпроцессуальными сдвигами и дефектами.
Очень четко С. И. Консторумом поставлен вопрос, действительно ли психоанализ заключает в себе психотерапевтическую силу. Здесь ход рассуждений Косторума настолько ярок и убедителен, что я позволю себе его полное цитирование;
«Обратимся к вопросу, который является для нас как для врачей самым важным: В чем же собственно заключается целительная психотерапевтическая сила психоанализа? Аналитик ставит себе задачей доведение до ясного четкого осознания всех или почти всех подсознательных комплексов, накопившихся в больном с момента появления его на свет; другими словами больной должен вполне овладеть всеми концепциями Фрейда, попять, усвоить их и согласиться с ними. Здесь прежде всего предъявляются чрезвычайно высокие требования к умственной одаренности больного: он должен постичь во всех тонкостях чрезвычайно сложную и громоздкую психологическую систему... Я со своей стороны могу засвидетельствовать, что, имея дело в свое время с большим количеством больных высокого культурного уровня и развитым интеллектом, проходившими систематически и длительно курс анализа у высоко авторитетных аналитиков, в т. ч. у Абрагама и Ференчи, я неизменно убеждался в том, что самая суть аналитической интерпретации ими не усваивалась. Но допустим, что это условие выполнено, что больной понял, о чем идет речь. Ведь этого недостаточно: больной должен согласиться, должен признать достоверность всего того, что обнаружено в его подсознательном. И вот, если представить себе, что больной прошел аналитический курс на «отлично», понял все до конца, то едва ли может подлежать сомнению, что все это окажется для него психической травмой, может быть даже более сложной, чем та, которая привела его к врачу. Нужды нет в том, что аналитик, скрывая в подсознательном вытесненные моральной цензурой комплексы, трактует их как общечеловеческие и занимает по отношению к ним позицию «по ту сторону добра и зла». Так может рассуждать аналитик, но не каждый больной способен и обязан так рассуждать... Кроме того, систематическое психологизирование или попросту говоря копание в себе изо дня в день бесспорно усиливает в человеке ту интровертированность, с которой нам особенно часто приходится бороться... Но представим себе идеальный случай: все трудности рационального постижения и морального преодоления пройдены. Почему же осознание устраняет симптом? Ответ гласит столь же кратко, сколь и неубедительно: «пружинящая заноза расслабилась, вытесненный комплекс введен в сознание, обезврежен и все пришло в норму». Мыслитель, всю жизнь боровшийся с иллюзиями и доказавший невероятную сложность человеческой психики, поддался столь элементарной терапевтической иллюзии! Сводить избавление от психического недуга к представлению об ущемленном комплексе, выпущенном из клетки и допущенном в сознание — это воистину образчик механицизма, неудачнее которого трудно себе что-либо представить» (стр. 178—180).
Таким образом, строго критикуя основные теоретические положения Фрейда, С. И. Консторум подошел к итоговому выводу, очень близкому к тем выводам, которые даны и современными критиками учения Фрейда. С. И. Консторум писал:
«Для Фрейда человек — щепка на волнах подсознательной, имманентно присущей ему чувственности и агрессивности... Не трудно понять, что такого рода концепция человека может стать исходной позицией для самых реакционных, самых человеконенавистнических установок... для самого безнадежного пессимизма».
Таким образом, данная С. И. Консторумом острая критика учения Фрейда, неприемлемость всех основных исходных позиций, вполне созвучны нашему времени и во многом предвосхитили именно тот путь развития научной критики фрейдизма, который прошла психиатрия в наши дни.
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.