Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Ответы юриста на вопросы >> Юридическая консультация >>

Судебная система и карательный механизм


Я. М. Бельсон, К. Е. Ливанцев. "История государства и права США"
Изд-во Ленинградского университета, Л., 1982 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Столкнувшись, тем не менее, с исключительной президентской активностью, Верховный суд уже в несколько измененном составе пересмотрел свои позиции, поддержав те самые законы, которые не так давно объявил неконституционными. В результате обе стороны оказались в положении одновременно и победителей и побежденных. С одной стороны, Верховный суд одержал победу над президентом, не допустив новых назначений; с другой стороны, президент получил от Верховного суда поддержку «нового курса».
Апелляционные суды. В стране функционируют 10 апелляционных судов, которые распределены по округам, объединяющим несколько штатов каждый, кроме того, апелляционный суд федерального округа Колумбия, т. е. всего 11 апелляционных судов.
Обслуживаемая каждым апелляционным судом территория именуется соответственно судебным апелляционным округом; все штаты причислены к одному из судебных апелляционных округов. Состоят апелляционные суды из трех—девяти членов, назначаемых президентом «по совету и с согласия сената». Периодически, чаще всего в силу загруженности, в их деятельности принимают участие члены Верховного суда, районные судьи, ранее не участвовавшие в первичном разбирательстве дела, а также верховные судьи, судьи апелляционных и районных судов, находящиеся в отставке. Общее руководство деятельностью апелляционного суда осуществляет председатель.
Районные (окружные) суды — самая, так сказать, работающая судебная инстанция — являются основным звеном федеральной системы судов. Как правило, в каждом штате существует один районный суд, но в штатах с большим количеством населения имеется по два, три и даже четыре районных суда. Всего в стране 90 районных судов и столько же, следовательно, федеральных судебных районов: 88 — в штатах, один в округе Колумбия и один в Пуэрто-Рико. Районные суды состоят из судей, назначаемых президентом в таком же порядке, как и судьи Верховного и апелляционных судов. В зависимости от нагрузки суда число членов может быть различным (от 1—3 до 18 в разных штатах). Районные суды рассматривают по существу почти все дела, подпадающие под федеральную юрисдикцию, кроме дел, подсудных Верховному суду и палате претензий. Разбирательство дел в этих судах осуществляется, как правило, одним судьей единолично либо с участием присяжных заседателей.
Структурная организация судов в штатах оказалась существенно подверженной влиянию колониальной юстиции, существовавшей в северо-американских владениях Англии до завоевания ими независимости. Характерно, что это влияние сказалось на судебных системах не только тех штатов, которые образовались сразу же после свержения английского господства, но и тех, которые возникли значительно позднее. Обращает на себя внимание разнообразие судебных систем штатов, что позволяет говорить лишь о наиболее сходных чертах схем судебных структур штатов. Одной из таких черт является наличие нескольких звеньев судов в каждом штате. Как это видно из американских научных и официальных отчетов, судебные системы штатов принято делить в США в основном на четыре звена.
1. Высшие суды, которые в ряде штатов именуют верховными судами. Основная их функция — проверка решения нижестоящих судов штата; в некоторых штатах они рассматривают отдельные категории дел как первая инстанция. Они же уполномочены проверять конституционность законов штатов, разрабатывать правила судопроизводства, а также осуществлять функции судебного управления в штате. Состоят эти суды из 3—9 судей, назначаемых или избираемых на разные сроки, а в ряде штатов пожизненно. По организации, функциям и порядку деятельности высшие суды штатов напоминают Верховный суд США.
2. Промежуточные апелляционные суды, которые именуются в разных штатах по-разному: «высокие суды», «окружные суды», «районные суды». Во всех штатах существуют промежуточные апелляционные суды, в ряде штатов их даже несколько. Решения этих судов выносятся по апелляциям, но иногда и по делам, рассмотренным ими в первой инстанции.
3. Суды первой инстанции. Основное звено судебных систем штатов. Местные органы власти подбирают для них судей, а в ряде случаев назначают их, финансируют эти суды. В судах первой инстанции рассматривается по существу основная масса уголовных и гражданских дел, эти же суды являются непосредственной апелляционной инстанцией для низших судов. Как правило, судами первой инстанции обслуживается территория одного или нескольких графств.
4. Низшие суды — «мировые суды», «полицейские суды», «суды муниципальные» — имеют ограниченную компетенцию и обычно вправе рассматривать мелкие гражданские дела, а также незначительные уголовные дела, по которым налагается штраф. В некоторых штатах компетенция на этом уровне разграничена: мировые суды разбирают гражданские дела, полицейские суды — уголовные правонарушения.
К числу специальных судов относятся в США судебные органы, создаваемые для рассмотрения конкретных категорий дел особого характера. Действуют, например, такие специальные суды: 1) палата претензий, рассматривающая имущественные претензии, предъявляемые частными лицами к Конгрессу или правительству; 1) таможенный суд, который осуществляет повседневный контроль деятельности таможенных учреждений; 3) апелляционный суд по тамооюенным и патентным делам, осуществляющий проверку правомерности решений таможенного суда и контролирующий систему регулирования патентных отношений; 4) налоговый суд, который рассматривает споры, возникающие по поводу осуществления федерального налогового законодательства.
Решения палаты претензий и апелляционного суда по таможенным и патентным делам могут быть обжалованы в Верховном суде США, а налогового суда — в федеральном апелляционном суде. С февраля 1972 г. среди специализированных судов появился еще один — Временный чрезвычайный апелляционный суд, который уполномочен рассматривать жалобы на решения районных федеральных судов по вопросам, связанным с применением законодательства об экономической стабилизации.
Система военных судов действует автономно от гражданских на основе Закона о военной юстиции от 24 октября 1968 г. Военно-апелляционный суд — высший судебный орган военной юстиции при министерстве обороны США, состоящий из судей, назначаемых на 15 лет президентом республики. Все военные суды являются составной частью вооруженных сил.
Большое значение в осуществлении внутренней и внешней государственной деятельности имеет в США комплекс военно-полицейских учреждений, удельный вес которого при империализме в механизме государства неуклонно возрастает. Соединенные Штаты вступили в 80-е годы XX в. под лозунгом «реалистического устрашения». Понятно, что военно-полицейский механизм со всеми его компонентами — основная сила внутренней репрессии и агрессии вовне.
Вооруженные силы США — самые крупные и технически оснащенные среди вооруженных сил капиталистического мира. Военная стратегия, являясь составной частью государственной политики США, призвана обеспечить решение ее основных задач как в мирное, так и в военное время. Военная стратегия, которую определяет национальная стратегия, выступает важнейшей частью национальной политики.
В мирное время вооруженные силы США состоят из трех видов войск — сухопутной армии, военно-воздушных сил, военно-морского флота и войск специального назначения.
В США сложилась в свое время смешанная система комплектования вооруженных сил как на основе вербовки, так и на основе призыва в соответствии с законом о воинской повинности. Воинская повинность была введена в годы второй мировой войны, а затем закреплена в 1948 г. специальным законам, действие которого продлевалось до 1973 г. В 1973 г. было принято решение прекратить обязательный набор личного состава.
Вооруженные силы в настоящее время комплектуются только за счет добровольцев. На военную службу принимаются лица мужского пола в возрасте 17—34 лет и одинокие женщины в возрасте 18—34 лет. Добровольцы зачисляются по контрактам на срок от 3 до 6 лет, после чего они могут продлить эти сроки еще до 6 лет. Вербовка добровольцев проводится в течение всего года. При поступлении на военную службу добровольцам представляется право выбора рода войск и места службы.
В июне 1980 г. президент Дж. Картер подписал закон об обязательной регистрации молодежи призывного возраста. Закон предписывает всем 19—20-летним американцам зарегистрироваться в соответствующих органах по месту жительства. Уклонение от регистрации грозит тюремным заключением сроком на 5 лет и крупным штрафом. Весной 1981 г. сенатор-демократ Э. Холлингс внес на рассмотрение Конгресса законопроект о возобновлении обязательного призыва на военную службу, что вновь обострило многолетнюю дискуссию относительно принципов комплектования вооруженных сил.
Сухопутная армия США состоит из регулярных войск, национальной гвардии и резервов. Кадровые части регулярной армии, на основе ныне действующей системы, комплектуются из добровольцев. Национальная гвардия представляет собой армию, части которой подчиняются губернатору штата, кроме случаев, когда президент США призовет их на службу федеральному правительству. Солдаты и офицеры национальной гвардии, сведенные организационно в подразделения, части и соединения по армейскому образцу, состоят на обычной гражданской службе, но ограничены в праве менять место жительства без уведомления об этом командования. С объявлением военного или чрезвычайного положения в стране национальная гвардия проходит процесс доукомплектования и дополнительного обучения, после чего приобретает статус регулярной армии.
Офицерский корпус вооруженных сил США состоит из кадровых офицеров и офицеров резерва. Воинские звания офицеров, генералов и адмиралов долж«ы соответствовать занимаемым ими должностям. Законодательством предусмотрена возможность назначения на некоторые офицерские должности гражданских специалистов, не имеющих военной подготовки: врачей, священников, технических специалистов.
Основная часть американских офицеров — выходцы из семей буржуазии, свыше половины из них — представители высших и средних ее слоев. Не случайно подавляющее большинство офицеров не скрывает своих консервативных и даже «крайне консервативных», т. е. архиреакционных, взглядов.
Вооруженные силы США нацелены на внешнюю экспансию и агрессию. Об этом говорит уже то, что свыше полумиллиона солдат и офицеров несут службу в чужих землях, где лихорадочно сколачиваются жандармские силы «быстрого развертывания».
Полиция Соединенных Штатов Америки. Организационная структура полиции США испытывает влияние, с одной стороны, конституционного деления органов государства на федеральные, штатные и местные, а с другой — аналогичной трехзвенной административно-территориальной системы страны.
Полицейские силы в США представляют собой почти полумиллионную организацию вооруженных людей, служащих в самых разных учреждениях, частях, подразделениях, службах и агентствах. Структурно полиция включает три основные звена: федеральную полицию, полицию штатов и местную полицию. Полицейские силы этих звеньев обладают разными по объему полномочиями, отличаются по степени квалификационной подготовки. Различны у них и научно-техническая оснащенность, размеры и источники финансирования. Между звеньями отсутствует строгая и систематическая взаимосвязь, что на практике нередко приводит к дублированию полномон чий, взаимному переложению ответственности и, наконец, к ведомственным противоречиям.
Высшей для федеральной полиции инстанцией является Федеральное бюро расследований (ФБР), входящее в систему министерства юстиции. В 1907 г. внучатый племянник Наполеона Бонапарта — Ч. Бонапарт, будучи в правительстве Т. Рузвельта министром юстиции США, решил учредить постоянно действующую следственную организацию, которая и появилась год спустя в виде Бюро расследования, а в 1953 г. была переименована в Федеральное бюро расследований (ФБР). С 1924 по 1972 г. ФБР возглавлял известный реакционер Э. Гувер. В 1975 г. Конгресс США издал закон, ограничивающий срок пребывания на посту директора ФБР 10 годами.
Вся деятельность ФБР строжайше централизована, его периферийная сеть — 58 отделений — разветвлена по всем 50 штатам и крупнейшим городам страны. Официально занимаясь расследованием уголовных преступлений, предусмотренных федеральными законами, ФБР осуществляет широкую программу политических преследований, ведет «необъявленную войну» против граждан, вмешиваясь в их частную жизнь. На основании материалов, поступивших из ФБР, строятся многочисленные обвинения против «нелояльных» граждан.
Кроме ФБР в систему федеральной полиции входят: 1) секретная полиция, ведающая охраной высших государственных учреждений, президента республики, иностранных представительств и золотого запаса страны; 2) федеральное бюро по борьбе с наркотиками; 3) федеральное иммиграционное бюро; 4) полиция по охране национальных парков; 5) полиция по охране мостов и туннелей; 6) полиция федерального агенства авиации. Имеются и другие службы. Видное место в системе федеральных полицейских органов занимает военная полиция, подразделения которой находятся не только в США, но и повсеместно за границей — там, где содержатся американские войска. Военная полиция имеет своей задачей раскрытие совершаемых военнослужащими уголовных преступлений, охрану военных объектов. Широкая сфера карательной деятельности военной полиции включает репрессивные акции против населения в районах дислокации войск. В полицию штатов входят различные организационные структуры. Число функциональных подразделений здесь обычно не велико, территориальная организация охватывает несколько округов, каждый из которых располагает отрядом полиции штата. Руководство полицией штата сосредоточено в руках губернатора, при котором функционирует специально созданное ведомство. В последние годы в США стала ощутимой тенденция превратить полицейские органы штатов в координационные центры по планированию работы множества полицейских агентств и обеспечению постоянных контактов между ними. Юридически на полицию штатов возлагаются следующие полномочия: а) проводить в жизнь законы федеральных властей и властей штатов; б) обеспечивать охрану здоровья, жизни и имущества граждан; в) расследовать преступления, не относящиеся к ведению других полицейских инстанций; г) арестовывать преступников; д) заниматься предупреждением преступности. Полиция штата может налагать отдельные административные взыскания за нарушение законов штата.
Местная полиция включает в себя полицейские формирования городов и графств. Каждая городская или сельская община по существующему законодательству имеет право содержать местную полицию, которую возглавляет шеф-инспектор полиции.
В большинстве сельских населенных пунктов имеется констебль, избираемый на 2—4 года. Работают констебли под руководством выборного шерифа и свои функции выполняют за символическую оплату. Эффективность работы констеблей в борьбе с уголовной преступностью оказалась недостаточной, и в настоящее время институт констеблей вытесняется институтом сельских полицейских. Особое место в системе полицейских учреждений США занимает частная полиция, которая состоит из отрядов наружной службы и многочисленных сыскных агентств. Создание частной полиции мотивируется в США необходимостью особой, повышенной охраны частной собственности, фактически же частная полиция превратилась во внеконституционное орудие подавления трудящихся. На частную полицию, кроме перечисленных обязанностей, возлагается охрана производственных секретов фирм и корпораций. Широкое развитие получили частные полицейские силы по охране промышленных, транспортных, строительных и финансовых предприятий, а также мест проживания богачей.
В целом в Соединенных Штатах проводится в настоящее время система реорганизационных мероприятий, рассчитанная на еще большую централизацию и универсализацию всех видов полицейских учреждений. В 1968 г. был сделан весьма ощутимый шаг к превращению министерства юстиции США в общенациональный центр руководства всеми полицейскими, прокурорскими и другими карательными учреждениями страны. В его составе была образована Администрация содействия правоприменительной деятельности, которая призвана путем распределения значительных средств, ассигнуемых дополнительно из федерального бюджета, активно содействовать укреплению органов уголовной репрессии всех видов и уровней.
«Разведывательное сообщество» — так именуют в США систему различных государственных учреждений, занимающихся разведывательной деятельностью. Основные звенья этой системы—Центральное разведывательное управление (ЦРУ), Разведывательное управление министерства обороны (РУМО) и Национальное агентство безопасности (НАБ). Все эти, как и ряд других разведывательных организаций, объединены в единую общегосударственную систему.
ЦРУ существует с 1947 г., имея официальной задачей «консультировать Совет национальной безопасности по вопросам, относящимся к такой разведывательной деятельности правительственных учреждений и ведомств, которая имеет отношение к национальной безопасности». Фактически ЦРУ самым непосредственным образом ведет повседневную разведывательную и подрывную деятельность — по борьбе с коммунистическим и национально-освободительным движением, по разведке в области атомного вооружения, авиации и космонавтики. ЦРУ имеет свои представительства во всех крупных городах страны, а также многочисленные резиденции за границей, действующие под прикрытием торговых, культурных или дипломатических учреждений.
В январе 1978 г. президент Дж. Картер провел серьезную реорганизацию аппарата ЦРУ. В структуре последнего был создан комитет политического анализа, призванный определять наиболее важные задачи разведывательных операций, а также обеспечить соответствующей информацией правительственные ведомства. Созданы и некоторые другие органы, способствующие централизации разведывательной деятельности. Кроме того, расширены полномочия директора ЦРУ, который получил право формировать единый бюджет для всех разведывательных ведомств США. Реорганизация предполагает повышение роли министра юстиции, которому поручено в каждом конкретном случае утверждать санкционируемое президентом наблюдение.
В целом реорганизация, проведенная Картером, имела целью (и это не скрывали ее вдохновители и организаторы) восстановить «доброе имя и эффективность разведывательных служб».
РУМО создано в 1961 г. и занимается военной разведкой путем активной шпионско-диверсионной деятельности. Входит в состав министерства обороны, располагает большим штатом и щедро финансируется.
Шпионаж, слежка, подслушивание телефонных разговоров, перлюстрация личной переписки — таков неполный перечень приемов, к которым чаще всего прибегают специальные службы США в целях обеспечения «благонадежности» американских граждан. Они используют самую современную электронную технику, включая компьютеры, миниатюрные подслушивающие аппараты и даже космические спутники. Практически все операции разведывательных органов строго засекречены.

Продолжение ...







Автотранспорт


Бытовые конфликты


Финансы и кредиты


Недвижимость


Налогообложение


Наследование и дарение


Льготы и пособия


Права потребителей


Предпринимательство


Развод и алименты


Семейные проблемы


Страхование


Трудовые споры


Другие вопросы

Бракованные товары


Порядок переоформления


Жалобная книга

Словарь терминов


Юридический практикум


Иски и протесты


Некачественные товары


Нерассмотренные вопросы


Юридическая литература


Юридические статьи



 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +