Подавляющее большинство советских граждан соблюдает требования законов и иных предписаний государственных органов, причем делают они это добровольно, а не из страха перед наказанием. В то же время есть еще у нас лица, которые совершают правонарушения то ли по незнанию правовых норм, то ли по своим отсталым взглядам.
В Советском государстве основным методом борьбы с правонарушениями является убеждение. В. И. Ленин говорил, что «прежде всего мы должны убедить, а потом принудить. Мы должны во что бы то ни стало сначала убедить, а потом принудить».
Метод убеждения, разъяснения вытекает из природы, сущности и задач Советской власти. Он представляет собой активное систематическое воздействие на сознание людей, воспитание в них внутренней потребности, привычки к соблюдению правовых норм.
В тех случаях, когда меры убеждения оказываются недостаточными, государство вынуждено применять меры принуждения.
Административная ответственность является одним из видов государственного принуждения. Она выступает в качестве профилактического, предупредительного средства преступлений. Цель ее состоит не столько в наказании правонарушителя, сколько в воспитании его и окружающих в добровольном выполнении правовых норм.
Под административной ответственностью понимается применение принудительных мер воздействия к лицам, совершившим административные проступки. Иными словами, административная ответственность выступает в виде наказаний, взысканий, кары за содеянное. Чтобы привлечь к административной ответственности, необходимо наличие целого комплекса требований.
Первым таким требованием является наличие правонарушения, т. е. совершения таких поступков, которые запрещены нормами права. Например, проезд без билета (без оплаты за проезд) в городском или междугороднем транспорте общественного пользования является противозаконным, так как нарушается постановление Совета Министров БССР от 2 сентября 1968 г. «Об административной ответственности за нарушение правил пользования пассажирским автомобильным транспортом и электротранспортом».
Действия (бездействия) обязательно должны быть виновными. Отсутствие вины означает отсутствие административного проступка, несмотря на то, что нарушена правовая норма.
Для привлечения к административной ответственности требуется, чтобы действия (бездействия) были совершены лицами вменяемыми, психически здоровыми, достигшими 16-летнего возраста.
Субъектами административного проступка могут быть:
граждане СССР (в том числе и военнослужащие);
иностранцы и лица без гражданства;
должностные лица.
Характерным для административной ответственности является то, что она применяется государственными органами (должностными лицами) к гражданам (должностным лицам), не подчиненным по службе.
Административная ответственность отличается от уголовной степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за проступки меньшей общественной опасности, чем преступления. Существенным отличием является и то, что ответственность за преступления устанавливается только законами, издаваемыми высшими органами государственной власти — Верховным Советом СССР и Верховными Советами союзных республик. Административная ответственность может устанавливаться как законами, так и подзаконными актами, издаваемыми, например, Советами Министров, решениями местных Советов и их исполнительными комитетами (исключая сельские, поселковые, городские районного подчинения Советы).