Правовая охрана приусадебных земель в сельской местности включает в себя как вопросы охраны законных прав и интересов семей колхозников (колхозных дворов), рабочих и служащих совхозов и других граждан от возможных посягательств с чьей бы то ни было стороны, так и вопросы обеспечения рационального использования этих земель, их охраны от водной и ветровой эрозии, ответственности за несоблюдение обязанностей по приусадебному землепользованию.
Органы Советского государства ведут борьбу с нарушениями права землепользования колхозных дворов, семей рабочих и служащих, во-первых, методом убеждения, т. е. путем широкого ознакомления сельского населения (в печати, по радио, по телевидению, в лекциях и т. д.) с действующим земельным законодательством, а во-вторых, методом правового принуждения: гражданско-правового, административно-правового и уголовно-правового.
Споры между сторонами административно-правового характера решаются, как правило, в административном (внесудебном) порядке, т. е. путем непосредственного распоряжения уполномоченного органа управления (должностного лица).
В качестве исключения действующим законодательством установлен судебный порядок разрешения некоторых административно-правовых споров (например, в связи с наложением административного штрафа).
Административно-правовой метод заключается в том, что при наличии факта нарушения права приусадебного землепользования соответствующие государственные местные органы власти и государственные органы управления по жалобам заинтересованных первичных или вторичных землепользователей, а также по своей инициативе обязывают нарушителей возвратить незаконно занятые земли, т. е. восстанавливают нарушенные права по приусадебному землепользованию. При этом на физическое или юридическое лицо, незаконно овладевшее земельным участком, возлагается обязанность возвратить его владельцу без рассмотрения спора в судебном порядке. Реальное возвращение имущества может быть произведено действиями уполномоченных на то государственных органов опять-таки без обращения в суд.
Так, решения правления или единоличные распоряжения председателя колхоза, нарушающие права граждан, отменяются общим собранием по жалобе землепользователя, по указанию райисполкома, по протесту прокурора или по предложению ревизионной комиссии колхоза.
Согласно ст. 26 Земельного кодекса БССР в случае нарушения прав отдельных землепользователей или не основанного на законе вмешательства в их хозяйство местные органы власти обязаны принимать меры к немедленному восстановлению нарушенных прав. Органами, которые осуществляют защиту права землепользования колхозного двора, семьи рабочего и служащего, чаще всего выступают местные Советы народных депутатов. Они в пределах сельских населенных пунктов осуществляют контроль за использованием земель под застройку жилыми и другими сооружениями, а также за приусадебным землепользованием.
Административный метод защиты права землепользования колхозных дворов, семей рабочих и служащих состоит также в привлечении виновных должностных лиц и граждан к административной и дисциплинарной ответственности. Райисполкомам предоставлено право отменять противозаконные решения общих собраний колхоза, ставить перед общим собранием вопрос о привлечении виновных должностных лиц и граждан к дисциплинарной ответственности. В отдельных случаях, прямо предусмотренных законом, райисполкомы налагают административные взыскания.
Местные Советы народных депутатов обязаны не допускать самовольного строительства. На лиц, самовольно занявших земельные участки под строительство домов и других сооружений, они вправе наложить штраф или предупреждение и обязать виновных в течение месячного срока и за свой счет снести строения и привести в порядок земельный участок.
В БССР в административном порядке также решаются некоторые имущественные споры, связанные с ведением подсобного хозяйства на приусадебном участке, о потравах и повреждениях зеленых насаждений, о возмещении расходов, связанных с переносом насаждений при изъятии земель для государственных и общественных надобностей, и др.
Охрана интересов вторичных землепользователей является обязанностью не только местных органов власти и государственных органов управления, но и первичных землепользователей, главным образом колхозов и совхозов. Колхозы вправе изымать излишки приусадебных участков против норм, указанных в уставе, лишать земли мнимых колхозников и лиц, выбывших из колхоза, а также ограждать права землепользования жителей села от нарушений их другими лицами.
Для охраны от самовольных захватов колхозных и всех других земель применяются уголовно-правовые, гражданско-правовые и земельно-правовые меры.
Согласно действующему законодательству, во всех случаях самовольно захваченные земли подлежат возвращению по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Организации или граждане, самовольно захватившие и обработавшие земли, не имеют права не только снять урожай, но и требовать возмещения стоимости семян и труда. Если же урожай они сняли, колхоз вправе через суд взыскать его в натуре либо в стоимостном выражении по государственным розничным ценам или по ценам, существующим на рынке в день предъявления иска.
Важное значение имеет охрана земель от неправильного нецелесообразного их использования. Это прямо вытекает из ряда статей Основ земельного законодательства.
Если приусадебные земли используются не по целевому назначению (ведение подсобного хозяйства), право землепользования прекращается, и земля подлежит изъятию.
Земли сельскохозяйственного назначения и приусадебные подлежат охране от водной и ветровой эрозии, приносящей большой ущерб всему народному хозяйству и сельскохозяйственному производству в особенности.
ЦК КПБ и Совет Министров БССР 9 августа 1966 г. издали постановление, в котором обязали все министерства и ведомства, партийные организации, местные органы государственной власти и государственного управления, а также землепользователей соблюдать требования по охране почв от ветровой и водной эрозии, заболачивания, осуществлять, где это необходимо, посадку полезащитных полос и облесение песков, производить посев высококачественными сортовыми семенами, улучшать использование органических и минеральных удобрений, вести точный учет земель и их качественного состояния. Какие ограничения могут быть наложены на приусадебное землепользование в целях борьбы против эрозии, решает местный Совет народных депутатов.
Большое внимание уделяется охране посевов и зеленых насаждений на приусадебных участках. В частности, речь идет
об охране от потрав. В настоящее время взыскание ущерба, нанесенного потравой, производится в обычном общеисковом порядке. Уголовная ответственность за такие правонарушения возможна, если они подпадают под действие статей УК БССР об ответственности за умышленное уничтожение или повреждение личного имущества граждан.
При изъятии земель для государственных и общественных надобностей законодательство БССР исходит из того, что земельные участки, которые заняты посевами, передаются другим землепользователям, как правило, после снятия урожая. Но в случаях, когда новые землепользователи нуждаются в этой земле до снятия урожая, возмещается стоимость урожая. Действующее законодательство возлагает все обязательства по возмещению расходов и убытков, связанных с изъятием земли, на новых землепользователей. Стоимость посевов в нашей республике определяется по прейскуранту розничных цен, которые действуют в момент оценки данной культуры (со снижением на 20%), с учетом среднеплановой урожайности, а стоимость плодоягодных насаждений определяется только как стоимость затрат, вложенных в их выращивание. Стоимость декоративных деревьев также подлежит возмещению.
Возмещение расходов и убытков производится на основании акта комиссии райисполкома с участием землепользователя и организаций, заинтересованных в отводе земель, об оценке неиспользованных затрат на обработку и улучшение приусадебных земель, а также справки о размере затрат в связи с этим. Если заинтересованное лицо не согласно с выводами комиссии, оно может обратиться с иском в народный суд по месту нахождения земельного участка. До рассмотрения дела в суде двору возмещается установленная комиссией стоимость затрат.
При временном использовании приусадебных земельных участков для государственных и общественных нужд (изыскательских работ, устройства снегозащитных сооружений, строительства и ремонта высоковольтных линий электропередач, проведения ремонтных работ органами водного хозяйства и пр.) на органы, которые осуществляют эксплуатацию этих объектов, возлагается обязанность по возмещению убытков землепользователям и приведению использованных земельных участков в первоначальное состояние или по возмещению убытков, связанных с проведением этих затрат.
Действующий порядок охраны имущественных прав колхозного двора как землепользователя должен применяться и в случаях, когда в соответствии с уставом колхоза размеры приусадебных участков уменьшаются и излишки с зелеными насаждениями присоединяются к общему массиву земель колхоза. Здесь нет оснований для отказа в возмещении расходов по выращиванию сада.
Уголовно-правовой метод охраны приусадебного землепользования граждан заключается в том, что суды, пресекая посягательства на земельные и имущественные права собственников, применяют установленное законодательством уголовное наказание к лицам, совершившим такие правонарушения.
Уголовная ответственность предусмотрена УК БССР за самовольный захват, самовольное строительство, самовольную мену, за куплю-продажу земельных участков и иные действия.
Должностные лица, нарушающие закон о национализации земли, отвечают за злоупотребление властью или служебным положением. Кроме того, они могут нести ответственность и за самоуправство, например за самовольный захват участка земли, о праве пользования которым между виновным и потерпевшим ведется спор.
Гражданско-правовые последствия самовольной постройки дома, которые наступают независимо от привлечения виновного к уголовной ответственности, указаны в ст. 104 ГК БССР. Если в результате самовольного строительства причинен вред колхозу, совхозу, промышленному предприятию, учреждению или иному землепользователю, суд при рассмотрении уголовного дела независимо от того, предъявлен ли заинтересованной организацией иск или нет, решает вопрос о возложении на виновного обязанности возместить ущерб.
По признакам подведомственности споры, в которых одной стороной выступает колхозный двор, можно разбить на две группы: споры, которые решаются товарищескими судами, и споры, подведомственные народному суду.
Споры по поводу приусадебных земель (предоставления, сокращения размеров, лишения приусадебных участков) не подведомственны судебным органам и решаются в административном порядке.
В борьбе за охрану прав граждан по приусадебному землепользованию, обеспечение соблюдения законодательства о землепользовании в сельской местности важная роль принадлежит органам прокуратуры, местным Советам народных депутатов, а также органам народного контроля.
Важным средством охраны правового режима приусадебных земель, гарантии прав граждан-землепользователей является разрешение земельных споров.
Приусадебный земельный участок не является принадлежностью жилого дома, следовательно, из споров о разделе жилого дома исключаются споры о пользовании участком. Споры между совладельцами индивидуальных строений на землях городов, поселков городского типа и на отводимых исполнительными комитетами сельских Советов народных депутатов земельных участках в сельских населенных пунктах о порядке пользования общим земельным участком рассматриваются судами.