Только правомерное действие, которым является акт отвода земли, или договор, может быть основанием возникновения права землепользования.
Отвод земельного участка в натуре оформляется актом. В нем указываются: наименование землепользования, размер участка, решение, на основании которого отводится земля; дата отвода в натуре; подтверждение, что землепользователю известны границы участка; права и обязанности по индивидуальному пользованию землей.
Так, решение о выделении семье колхозника (колхозному двору), рабочему или служащему (проживающему на территории колхоза) приусадебного участка выносит общее собрание колхоза, а выделение этого участка в натуре производит правление колхоза совместно с сельским Советом в порядке землеустройства.
Право на получение приусадебного участка возникает лишь после регистрации этих двух актов в похозяйственной книге сельского Совета.
Право приусадебного землепользования семьи колхозника (колхозного двора) на приусадебный участок основано на членстве и труде в колхозе. Подобное право рабочих и служащих совхозов и других граждан, проживающих в сельской местности, основано на их трудовых отношениях с предприятиями, организациями, учреждениями, которые расположены в сельских населенных пунктах; в совхозах учитывается и постоянная работа в общественном производстве.
Граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, подают об этом заявление по месту нахождения участка в исполнительный комитет сельского, поселкового, районного или городского Совета народных депутатов либо органам управления колхоза или администрации предприятия, организации, учреждения, которые имеют право предоставлять земельные участки. К заявлению они прилагают необходимые документы, например о том, что семья не пользуется землей в другом месте, а если пользуется, то в каком размере. Это заявление должно быть в 2-недельный срок рассмотрено соответствующим органом.
Договор о предоставлении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома не является самостоятельным основанием возникновения права землепользования граждан, проживающих в сельской местности, так как выдается индивидуальным застройщикам в дополнение к акту отвода земли.
Во всех случаях документом, удостоверяющим право землепользования граждан, является акт отвода земли. Закон запрещает приступать к пользованию земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования приусадебной землей (ст. 16 Земельного кодекса БССР). Кроме того, каждый приусадебный участок на колхозной земле, кому бы он ни был предоставлен, обязательно должен быть записан в специальном разделе колхозной земельной шнуровой книги. Гражданам, которые пользуются земельными участками в сельской местности, выдача какого-либо документа, подтверждающего их земельные права, не практикуется в отличие от городов, где индивидуальным землепользователям выдается экземпляр договора о предоставлении им земельного участка, который является юридическим основанием пользования землей.
Прекращение права индивидуального землепользования может производиться в следующих случаях:
добровольный отказ гражданина от предоставленного ему в пользование земельного участка служит основанием прекращения права индивидуального землепользования. Для этого необходимо согласие всех совершеннолетних членов семьи. Отказ от дальнейшего использования земельного участка обязательно должен быть соответствующим образом оформлен.
Заявления граждан, проживающих на территории колхоза в сельской местности, о добровольном отказе от земельного участка рассматриваются общим собранием (собранием уполномоченных) колхозников. Заявления же работников совхозов и других предприятий, организаций и учреждений, расположенных в сельской местности, должны рассматриваться их руководителями совместно с профсоюзной организацией. В остальных случаях заявления о добровольном отказе от использования земельного участка подаются органам, предоставившим участок в пользование.
Право землепользователя прекращается с момента приема участка в натуре, т. е. составления акта о приеме земельного участка или аннулировании документа о предоставлении земли в пользование и пр. Если будет установлено неудовлетворительное состояние участка, государственный орган вправе потребовать от гражданина привести его в порядок;
истечение срока, на который был предоставлен земельный участок. Такое прекращение имеет место при временном землепользовании.
Дата начала и окончания пользования земельным участком заранее известна как гражданам, так и органам, предоставившим участок, так как она указана в документе, на основании которого отведена земля. Граждане, желающие и в дальнейшем пользоваться земельными участками, обязаны до истечения установленного срока подать органу, предоставившему им землю, заявление об этом. В случае продления срока пользования земельным участком право землепользования гражданина соответствующим образом оформляется. При этом устанавливается точная дата истечения нового срока. При отказе право срочного землепользования прекращается. Орган, предоставивший гражданам земельный участок, обязан позаботиться о приемке участка в натуре и о дальнейшей его судьбе;
переселение в другое постоянное место жительства всех членов двора или семьи. При этом переселенцы автоматически теряют право пользования земельным участком в предыдущем месте проживания после сообщения о переселении (письменно или устно) органу, предоставившему им участок в пользование.
Если переселенцами являются колхозники, то вопросы, связанные с приемкой участков, определением их дальнейшей судьбы, решаются соответствующим органом управления колхоза, а в остальных случаях — компетентными государственными органами или исполкомом районного Совета народных депутатов с последующим оформлением сдачи и приемки земельного участка;
прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел. За работниками транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, связи, водного, рыбного, охотничьего хозяйства и других отраслей народного хозяйства служебные земельные наделы закрепляются на время их работы на данном предприятии, в организации, учреждении. В случае увольнения с работы право пользования служебным наделом уволенного работника прекращается после снятия урожая. Право на служебный надел прекращается после прекращения трудовых отношений, кроме случаев, когда трудовые отношения прекращаются в связи с переходом на пенсию по возрасту или инвалидности. Служебные земельные наделы в прежних размерах сохраняются также за призванными на действительную срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и поступившими на учебу — на весь срок нахождения на военной службе либо в учебном заведении, а также за нетрудоспособными членами семей умерших работников;
в случае смерти всех членов двора (семьи) право пользования земельным участком прекращается автоматически с последующим аннулированием документа. Если на участке имеются строения и сооружения, которые перешли в собственность наследников, то право пользования землей в городах и поселках городского типа переходит к наследникам, а в сельской местности вопрос о предоставлении наследникам права землепользования рассматривается в общем порядке;
изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд связано с развитием промышленности, транспорта, сельского хозяйства и т. д. Оно вызывает необходимость перераспределения земли. Земельные участки могут быть изъяты у граждан для указанных надобностей независимо от того, предоставлены они в постоянное или временное пользование.
Прекращение права землепользования соответствующим образом оформляется органом, произведшим изъятие земельного участка;
при неиспользовании гражданами в течение 2 лет подряд земельного участка без уважительных на то причин или использовании не в соответствии с той целью, для которой он предоставлен. Например, гражданину земельный участок предоставлен для огородничества, а он использует его под застройку и пр. Изъятие земель у граждан затрагивает насущные их интересы как землепользователей. Поэтому ст. 18 Основ земельного законодательства, ст. 41 Земельного кодекса БССР предусматривают возмещение убытков, связанных с изъятием земельных участков для государственных нужд.