Основными обязанностями подрядчика являются: выполнить работу (услугу), определенную заданием заказчика, доброкачественно из своих материалов или материалов заказчика; обеспечить сохранность имущества и материалов, переданных ему заказчиком; предупредить заказчика об обстоятельствах, влияющих на прочность, годность и качество выполняемой работы; выполнить работу в установленный срок и передать результат своего труда заказчику.
Основными обязанностями заказчика, являются: своевременно принять у подрядчика выполненную работу и оплатить ее.
Объем и характер работы, которую должен выполнить подрядчик, определяется заданием заказчика. Как правило, задание заказчика фиксируется в квитанции, наряде-заказе. В тех случаях, когда не представляется возможным сразу определить характер неисправности вещи и предстоящий объем работ (ремонт сложной бытовой техники, квартир), задание устанавливается в общей форме и уточняется в процессе выполнения работы, о чем составляется смета, дефектная ведомость. От того, насколько точно отражено задание заказчика в квитанции, зависит судьба самого договора. Все указания заказчика относительно объема работ обязательны для подрядчика. В квитанции должны быть отмечены: объем ремонтно-починочных или иных работ, при изготовлении нового изделия — фасон, наименование работы по прейскуранту. Часто подробное описание задания в квитанцию не вносится (пошив одежды, изготовление мебели), а составляется эскиз, чертеж или направление, которое после согласования его сторонами обязательно прилагается к квитанции.
Подрядчик не вправе самостоятельно вносить изменения в задание заказчика. В тех случаях, когда задание не отражает действительного объема работ либо содержит неправильные распоряжения заказчика, подрядчик обязан убедить заказчика согласиться на дополнительные операции или отказаться от своих ошибочных распоряжений. При несогласии заказчика подрядчик вправе расторгнуть договор. Правилами выполнения заказов населения на ремонт бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий предусмотрено несколько иное правило. Согласно п. 12 этих Правил «в случае несогласия заказчика на производство дополнительного ремонта деталей и дополнительной оплаты предприятие ремонтирует изделие согласно оформленной квитанции, но без установления гарантии на отремонтированное изделие».
В Правилах предусмотрены последствия несоблюдения указанных выше требований. В случае непредупреждения заказчика о дополнительно выявленных неисправностях подрядчик обязан устранить их бесплатно (п. 12 Правил ремонта бытовой техника).
Заказчик в процессе исполнения заказа может вносить изменения в задание, но только в том случае, если они черезмерно не усложняют труд подрядчика и технически возможны. Если изменения, вносимые заказчиком в задание, вызывают увеличение издержек у подрядчика, то производство таких работ должно быть оформлено дополнительным соглашением.
По договору бытового подряда на подрядчике лежит риск случайной гибели или порчи предмета подряда, а также невозможности окончания работы. Риск подрядчика выражается в том, что в случае гибели выполненной работы он не вправе требовать от заказчика вознаграждения за работу. В случае, когда работа полностью или частично была оплачена заказчиком, подрядчик обязан возвратить ему полученную сумму полностью. Кроме того, на подрядчике лежит риск случайного ухудшения или случайной задержки выполнения работы. В таких случаях он обязан за свой счет устранить недостатки, возникшие не по
его вине, и возместить расходы, связанные с задержкой выполнения работы.
Однако подрядчик имеет право на вознаграждение, если гибель предмета заказа произошла после изготовления предмета подряда, но до выдачи его заказчику, который просрочил его принятие, либо порча (гибель) предмета подряда, а равно невозможность окончания работы произошли вследствие недостатков материалов, представленных заказчиком, или неточности его распоряжений о способе выполнения работы.
Предприятия бытового обслуживания населения могут выполнять работу как из своих материалов, так и из материала заказчика. От качества материала зависит качество выполнения работы. Поэтому подрядчик, выполняющий работы из своего материала, отвечает за его недоброкачественность.
На подрядчике лежит обязанность бережно расходовать материалы заказчика, возвратить ему все, что не было израсходовано (остатки, выпады от раскроя). Подрядчик обязан представить заказчику отчет об израсходовании материалов. В некоторых случаях раскрой материала осуществляется в присутствии заказчика (изготовление изделий из натурального меха).
Требование бережного и экономного расходования материалов должно соблюдаться подрядчиком и при выполнении заказа из своих материалов, ибо от этого зависит стоимость заказа. При выполнении заказа на пошив платья, костюма, пальто нормы расхода материала (заказчика, подрядчика) устанавливаются закройщиком с учетам размера, фасона и т. п. В случае возникновения спора между сторонами относительно норм расхода материала подрядчик производит в присутствии заказчика раскладку деталей изделия на материале. При приеме заказа приемщик, закройщик, определяя необходимое количество материала, учитывают фактический расход ткани с учетом длины, размера, фасона изделия, но не выше норм расхода материалов, утвержденных в установленном порядке.
Принимая от заказчика материал, подрядчик обязан правильно его оформить. В квитанции должно быть указано точное наименование материала, его цена по прейскуранту, количество. При отсутствии в прейскуранте цены или если материал не новый, цена определяется соглашением сторон. В случае гибели, порчи материала, изделия заказчику предоставлено право доказывать, что действительная стоимость материала выше, чем это определено соглашением сторон и зафиксировано в квитанции. Споры по этим вопросам рассматриваются судом.
Значительные затруднения и споры на практике возникают в тех случаях, когда при приеме заказа в квитанции должен быть определен процент износа (химчистка, крашение, ремонт и т. д.).
Изучение практики работы предприятий службы быта свидетельствует о том, что процент износа определяется подрядчиком, как правило, произвольно и чаще всего завышается. Причем устанавливается процент износа односторонне подрядчиком, без согласования с заказчиком, который чаще всего и не знает, что в квитанции проставлен процент износа, а если и знает, то не представляет могущих наступить для него последствий. Такая практика не может исключить различного рода злоупотреблений, вплоть до присвоения вещей заказчика с выплатой ему компенсации за «пропавшую» вещь.
Заказчики должны знать, а в приемных пунктах должны быть вывешены на стене Правила приема и выдачи заказов, согласно которым процент износа определяется в следующих размерах:
изделия с износом 15% — неношеные, не имеющие фабричного брака, не имеющие повреждений волокна и окраски, с незначительными затемнениями вследствие хранения; пряжа нестираная, не перекрашенная и не полученная путем размотки вязаных изделий;
изделия с износом 30% — малоношеные, с незначительными загрязнениями и пятнами, невыгоревшие, не подвергавшиеся мокрой обработке или перекрашиванию, не имеющие повреждения у кромки ткани; пряжа стираная, но не испорченная стиркой и не потерявшая первоначального вида; ковровые изделия невытертые, имеющие небольшие загрязнения; мужские сорочки, подвергавшиеся неоднократной стирке; гардинно-тюлевые изделия, не подвергавшиеся стирке, не имеющие порывов; головные уборы малопоношенные, имеющие загрязнения подкладки;
изделия с износом 50% — ношеные, слабовыгоревшие, потертые, имеющие в некоторых местах небольшие изъяны, спуск петель, загрязнения, запятнения, отрезы тканей с загрязнениями, запятнениями или незначительными повреждениями отреза; ковровые изделия, имеющие незначительные в отдельных местах загрязнения и запятнения, нарушенную кромку; гардинно-тюлевые изделия, подвергавшиеся стирке; головые уборы ношеные, имеющие загрязнения; шубы, имеющие выгоревшие места и небольшие вытертости; изделия с износом 80% — вытертые, лицованные, перекрашенные, выгоревшие, с порывами, спуском петель и штопками,
молевыми повреждениями, испорченные домашней стиркой, свалянные, с застарелыми пятнами, желтизной, но пригодные к носке; ковровые изделия старые, имеющие вытертые места, загрязнения, пятна или закрасы, порванные края, штопку, молевые повреждения, но не ветхие; гардинно-тюлевые изделия, подвергавшиеся стирке, имеющие незначительные порывы, головные уборы, имеющие вытертости, пятна, повреждения налобника, ленты.
Качество работ определяется соответствующим ГОСТом (либо техническими условиями) и договором.
В случае обнаружения в вещи, изготовленной подрядчиком из материала заказчика, существенных недостатков заказчику предоставляется право по своему выбору требовать либо изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества, либо расторжения договора и возмещения убытков (ст. 360 ГК БССР). Ему выплачиваются стоимость материала и внесенная сумма. Заказчик, обнаруживший существенные недостатки в вещи, изготовленной из его материала, может потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в соответствии с ч. 1 ст. 356 ГК БССР. Обязанность подрядчика безвозмездно устранить допущенные им при выполнении заказа дефекты, предусмотренные во всех Правилах. Кроме того, Правила предусматривают обязанность подрядчика устранить дефекты в кратчайшие технически возможные сроки, но не более 1—2 дней при пошиве одежды; 3—7 дней по химической чистке и крашению; до 3 дней — при пошиве и ремонте трикотажных изделий; до 15 дней — по мебели.
Если заказчик требует изготовления другой вещи из такого же материала, то на подрядчике лежит обязанность предоставить этот материал. Если же и вторично материал представлен заказчиком, то подрядчик обязан возместить ему стоимость испорченного ранее материала. Вещь, от принятия которой заказчик отказался, становится собственностью подрядчика.
Правила приема и выдачи заказов на пошив и ремонт одежды и головных уборов, в отличие от ГК БССР, предоставляют заказчику право требовать изготовления другой вещи из однородного материала и тогда, когда вещь была изготовлена из материала подрядчика. Такое решение вопроса является правильным, и заказчики оказываются в равных условиях, независимо от того, из чьего материала выполнялся заказ. Возобновленный заказ должен быть выполнен в более короткие сроки. В частности, пошив пальто, костюма, изготовление трикотажных изделий — не более чем за 15 дней, по остальным видам одежды — 10 дней.
В тех случаях, когда отступления от договора несущественные, заказчик вправе требовать только безвозмездного исправления недостатков подрядчиком в соразмерный срок.
В случае разногласий с администрацией по вопросу определения качества выполненной работы заказчику предоставлено право требовать назначения товароведческой экспертизы, заключение которой обязательно для сторон. Аналогично решается спор о характере недостатков (существенные, несущественные).
В договоре бытового подряда широко применяются гарантийные сроки пользования изготовленной или отремонтированной вещью: 6 месяцев при ремонте часов, мебели; 18—24 месяца — при изготовлении новой мебели; 50 дней — ремонте обуви с кожаной и 80 дней — с подошвой из каучука и т. д. Сроки га-рантии указываются либо в квитанции, выдаваемой заказчику подрядчиком (ремонт телевизоров), либо в специальных гарантийных удостоверениях, талонах (ремонт часов). Гарантия в договоре подряда способствует обеспечению охраны интересов граждан и надлежащего исполнения договора.
Гарантийные сроки исчисляются со дня принятия заказчиком работы, при повторном ремонте должна выдаваться новая гарантия.
Подрядчик обязан обеспечить сохранность вверенного ему имущества. По договору бытового подряда заказчик вместе с заданием нередко передает подрядчику необходимые материалы, а при починке, чистке, реставрации и т. п.— сами вещи. Согласно ст. 348 ГК БССР подрядчик обязан принять все меры к обеспечению сохранности вверенного ему имущества и несет ответственность за всякое упущение, пввлекшее за собой утрату или повреждение этого имущества.
Установлены единые для всех вещей сроки хранения. В случае неявки заказчика за получением вещи, изготовленной по договору бытового заказа, подрядчик вправе по истечении 6 месяцев со дня, когда, согласно договору, вещь должна была быть выдана заказчику, и последующего 2-кратного предупреждения заказчика продать вещь в установленном порядке, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся подрядчику платежей, внести в депозит нотариальной конторы на имя заказчика. Эта норма включена во все правила приема и выдачи заказов, но с небольшим изменением,— подрядчик вправе причитающиеся заказчику суммы переслать в адрес заказчика. Согласно закону «О государственном нотариате» от 30 апреля 1974 г. депозитные суммы, подлежащие передаче гражданам, хранятся в течение 3 лет, после чего перечисляются в государственный бюджет. Нотариальная контора должна известить заказчика о поступлении на его имя денежной суммы и по его требованию выдать ему причитающиеся деньги.
На подрядчике лежит обязанность предупредить заказчика:
о непригодности или недоброкачественности материала, полученного от заказчика;
о том, что соблюдение указаний заказчика грозит годности или прочности выполняемой работы;
о наличии иных независящих от подрядчика обстоятельств, грозящих прочности или годности выполняемой работы.
Подрядчик как сторона, обладающая специальными познаниями, квалификацией, техническими средствами, обязан проверить материал, доставленный заказчиком, указания заказчика, своевременно предупредить заказчика о непригодности или недоброкачественности представленных материалов, ошибочности или неправильности его указаний. Если заказчик, несмотря на своевременное предупреждение, не заменит материал, не изменит распоряжений, то подрядчик не только вправе, но и обязан отказаться от заключения договора. Ответственность за недоброкачественное исполнение договора несет подрядчик, несмотря на предупреждение заказчика о непригодности материалов, ошибочности распоряжений.
Ряд правил запрещает принимать от населения вещи, которые невозможно исправить.
Подрядчик обязан вы полнить заказ в срок, обусловленный договором. Срок выполнения работы — существенное условие договора бытового подряда.
Конкретные сроки установлены: при срочном приеме вещей в химическую чистку и крашение; срочном ремонте одежды, обуви; мелком ремонте бытовой техники, предметов культурно-бытового назначения, если объем работ небольшой или ремонт производится в присутствии заказчика.
Предельные (максимальные) сроки устанавливаются различной продолжительности, в зависимости от рода оказываемых услуг. Так, срок в 1 месяц установлен для пошива пальто, костюма; 20 дней — легкого платья, брюк, головных уборов. Сроки пошива из полуфабрикатов значительно короче: пальто, костюма — 10 дней, легкого платья, брюк, головных уборов — 5 дней.
Сроки на химическую чистку равны: химическая чистка — до 7 дней в населенных пунктах, где расположено предприятие, и до 10 дней — в остальных местностях; крашение соответственно — до 10 и до 18 дней; ремонт одежды — до 5 дней.
Ремонт мебели, в зависимости от сложности ремонта,— до 20 дней. Незначительные дефекты устраняются в присутствии заказчика или в течение 1 дня. Изготовление мебели: по образцам — до 40 дней; по эскизам или чертежам заказчика — в сроки, согласованные с заказчиком, но не позднее 8 месяцев (п. 10 Правил изготовления и ремонта мебели).
По некоторым видам работ (пошив одежды, трикотажных изделий) оговариваются промежуточные сроки исполнения (сроки примерок). При нарушении заказчиком этих промежуточных сроков время исполнения договора отодвигается на количество просроченных дней. Подрядчик обязан письменно известить заказчика о новом сроке примерки в случае невозможности подготовки изделия к примерке по производственным причинам. Зачастую подрядчики игнорируют эту обязанность, что вызывает со стороны заказчика законные претензии. А ведь открытка с просьбой прийти в такой-то день на примерку сбережет не только время заказчика, но и хорошие взаимоотношения между участниками договора, настроение.
Подрядчик при наличии производственных возможностей и согласия заказчика вправе исполнить договор досрочно. Все Правила предусматривают срочное выполнение заказов за дополнительную оплату по прейскуранту. Если фактически договор выполнен в обычные сроки, установленные правилами для данного вида работ, подрядчик обязан вернуть заказчику излишне полученные суммы за срочность.
Сроки исполнения договора должны быть указаны в квитанции. Если они в квитанции не зафиксированы, предельным считается срок, установленный Правилами.
Заказчик обязан своевременно принять у подрядчика выполненную работу. Заказы выдаются по предъявлению квитанции. При утере квитанции заказчик обязан немедленно сообщить об этом в ателье, мастерскую, приемный пункт. Заказ выдается по письменному заявлению заказчика с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
Допускается выдача заказа другому лицу по предъявлении им квитанции и доверенности заказчика, если по каким-то причинам заказчик не может сам получить заказ.
Все действующие правила предусматривают 5-дневный льготный срок как для подрядчика, так и для заказчика. Сторона считается нарушившей сроки, если подрядчик не выполнит работы в срок, указанный в квитанции, плюс еще 5 дней, а заказчик не примет работу в указанный в квитанции срок плюс еще 5 дней.
Все Правила предусматривают обязанность не только заказчика, но и подрядчика проверить качество выполненной работы и соответствие ее заданию заказчика.
Заказчик обязан до принятия работы осмотреть ее и в случае обнаружения так называемых явных недостатков заявить о них без промедления подрядчику. Принятые заказчиком работы без оговорок лишают его права впоследствии заявить претензии подрядчику по явным дефектам. При обнаружении отступлений от условий договора или скрытых дефектов заказчик обязан сообщить об этом подрядчику немедленно по их обнаружении. Действующие Правила устанавливают конкретные сроки для предъявления претензий. Это либо гарантийные сроки, либо претензионные. Правила предусматривают сроки устранения дефектов, выявленных в течение гарантийных сроков.
В ст. 357 ГК БССР определены сроки исковой давности по требованиям, вытекающим из нарушений подрядчиком условий по качеству. 6-месячный срок давности применяется только для предъявления иска в суд в связи с явными недостатками в выполненной подрядчиком работе. По недостаткам, которые не могли быть обнаружены при обычном способе принятия работ (скрытые недостатки), срок исковой давности равен 1 году. На все другие споры по договору бытового подряда распространяются общие сроки исковой давности, т. е. 3 года.
Если в договоре подряда предусмотрен гарантийный срок и заявление по поводу недостатков работы сделано в пределах гарантийного срока, течение срока исковой давности начинается со дня заявления о недостатках.
Заказчик обязан уплатить вознаграждение подрядчику за выполненную работу. Правила приема и выполнения заказов устанавливают, что стоимость работ по договору бытового подряда определяется в соответствии с действующим прейскурантом, а при выполнении работ, не предусмотренных прейскурантом,— по соглашению сторон. Правилами определен и порядок оплаты работ. Существующая в настоящее время система оплаты по своей юридической природе является авансовой. Правила предусматривают оплату работ при оформлении заказа на изготовление новой вещи не менее 50% стоимости заказа, при ремонте — 100%. Аналогично решается Правилами вопрос оплаты материалов, предоставляемых подрядчиком заказчику. При индивидуальном изготовлении мебели заказчик при оформлении заказа уплачивает полную стоимость материалов; при индивидуальном пошиве одежды, изготовлении трикотажных изделий — 100%; изготовлении металлоизделий — 100% и т. д. При снижении розничных цен на материалы, расчеты с заказчиком должны производиться исходя из цен, действующих на момент передачи заказчику работы. Перерасчет не производится в случае предоставления подрядчиком материалов в кредит.
Право заказчика на одностороннее расторжение договора. Согласно ч. 1 ст. 352 ГК БССР заказчик вправе отказаться от договора и требовать возмещения понесенных убытков в случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным. Правом расторжения договора и возмещения убытков заказчик может воспользоваться только тогда, когда будет достоверно установлено, что подрядчик не успеет выполнить работу к конечному сроку. Заказчик не имеет этого права, если по вине самого заказчика подрядчик не может приступить к выполнению договора (например, при ремонте квартиры заказчик не обеспечил условия, необходимые для проведения работ).
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она выполняется ненадлежащим образом, заказчик вправе требовать расторжения договора. Ненадлежащее исполнение должно быть очевидным, а не кажущимся. Кроме того, предварительным условием расторжения договора является предоставление подрядчику соразмерного срока для устранения недостатков. Соразмерными считаются кратчайшие технически возможные сроки.
Часть 3 ст. 352 ГК БССР дает заказчику право в любое время до окончания работы отказаться от договора при отсутствии какой-либо неисправности со стороны подрядчика. При этом, во-первых, причины, побудившие заказчика к отказу, должны быть уважительными; во-вторых, договор должен быть расторгнут до окончания работы.
Во всех действующих Правилах предусмотрен следующий порядок расчетов при аннулировании заказчиком заказа:
если заказ еще не запущен в производство, заказчику возвращаются внесенные им деньги за вычетом расходов, понесенных предприятием по оформлению заказа;
Если заказ уже запущен в производство, заказчику возвращаются внесенные им деньги за вычетом расходов предприятия и понесенных им убытков, связанных с аннулированием заказа. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора бытового подряда в форме возмещения убытков может наступить у подрядчика в случаях: если работа завершена несвоевременно; если подрядчик не приступает к исполнению договора своевременно или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным; если в период выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом; при несохранности имущества заказчика, если это привело к утрате или повреждению; если подрядчик допустил отступления от условий договора, ухудшившие работу; если в вещи, изготовленной из материала заказчика, обнаружены существенные отступления от договора или другие недостатки.
В свою очередь подрядчик вправе требовать от заказчика возмещения причиненных убытков в случаях: если заказчик после своевременного предупреждения подрядчика не устранит зависящие от него обстоятельства, грозящие надлежащему выполнению работы; если заказчик в любое время до окончания работы отказался по уважительным причинам от договора; если заказчик не выполнил своей обязанности по своевременному принятию от подрядчика выполненной работы.
Под убытками подразумеваются расходы, произведенные кредитором (заказчиком, подрядчиком), утрата или повреждение его имущества, а также не полученные им доходы, которые он получил бы в случае надлежащего исполнения обязательства
должником. Следовательно, применительно к договору бытового подряда действует принцип полного возмещения убытков (ст. 211 ГКБССР).
Почти все действующие Правила предусматривают ответственность сторон за нарушение сроков выполнения и принятия работ. В этом случае виновная сторона выплачивает другой стороне штрафные санкции.
Подрядчику, нарушающему срок выполнения работ, предоставляется еще 5-дневный льготный срок. За каждый день просрочки сверх 5-дневного льготного срока подрядчик уплачивает заказчику пеню в размере 0,3% от стоимости выполняемой работы (Правила пошива, ремонта одежды, пошива и ремонта трикотажных изделий) или в размере 0,1% от стоимости выполняемых работ (Правила изготовления и ремонта мебели, ремонта бытовой техники и изготовления металлоизделий).
Заказчик обязан получить выполненный заказ в срок, указанный в квитанции, ему также дается 5-дневный льготный срок. За каждый день просрочки сверх 5-дневного льготного срока заказчик уплачивает пеню в размере 0,3% от стоимости пошива изделия (пошив одежды, трикотажных изделий) или в размере 0,1% от стоимости работ (изготовление мебели).
Правила пошива одежды, а также трикотажных изделий предусматривают, что с заказчика, который по уважительным причинам аннулирует заказ на пошив одежды, ателье удерживает из суммы внесенного аванса 3% стоимости пошива, если заказ не запущен в производство; если изделие пущено в производство,— 10% от стоимости изделия. При изготовлении трикотажных изделий — 15% стоимости изделия, если заказ пущен в производство; если отказ последовал ранее, чем заказ был пущен в производство, заказчику возвращается аванс полностью.
Все правила предусматривают обязанность подрядчика на доступном для обозрения месте вывешивать:
Правила приема, выполнения и выдачи заказов;
прейскуранты;
образцы основных, прикладных, отделочных материалов и фурнитуры;
перечень выполняемых работ;
нормы расхода материалов;
график работы закройщиков (мастеров);
адрес и номер телефона предприятия, в ведении которого находятся ателье, мастерская, приемный пункт;
табличку с указанием режима работы; книгу отзывов и предложений.