Законодательство о труде предусматривает 3 вида дисциплинарной ответственности: по правилам внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности, на основании специальных уставов и положений.
Дисциплинарная ответственность по правилам внутреннего трудового распорядка распространяется на всех рабочих и служащих, кроме тех, для котбрых установлена специальная дисциплинарная ответственность или ответственность в порядке подчиненности.
Типовые правила внутреннего трудового распорядка предусматривают 2 категории мер взыскания за нарушение трудовой дисциплины:
меры взыскания, применяемые за любое нарушение трудовой дисциплины, в чем бы оно ни выражалось;
меры взыскания, применяемые только за прогул без уважительной причины.
Согласно п. 25 Типовых правил внутреннего трудового распорядка за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до 3 месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок; увольнение (пункты 3 и 4 статьи 33 КЗоТ БССР).
Указанный перечень мер дисциплинарного взыскания носит общий характер. Это означает, что предусмотренные в нем взыскания могут быть применены ко всем рабочим и служащим, независимо от того, какой вид дисциплинарной ответственности на них распространяется. Например, начальнику цеха завода можно объявить строгий выговор, хотя такое взыскание не значится в числе мер взыскания при ответственности в порядке подчиненности.
Ко всем рабочим и служащим могут применяться также меры взыскания, установленные законом за прогул без уважительных причин: дисциплинарные взыскания, предусмотренные п. 25 Правил внутреннего трудового распорядка; лишение права на получение процентной надбавки за выслугу лет на срок до 3 месяцев или снижение единовременного вознаграждения за выслугу лет (за стаж работы по специальности в данном предприятии) в размере до 25% на предприятиях, где установлена выплата за выслугу лет процентных надбавок к заработной плате или единовременного вознаграждения.
Установленный законом перечень дисциплинарных взысканий является исчерпывающим. Он не может быть изменен или дополнен отраслевыми правилами или правилами внутреннего трудового распорядка отдельных предприятий.
На практике нередки случаи наложения на работников взысканий, не предусмотренных законом. Чаще всего допускаются ошибки при применении такой меры, как временный перевод на другую нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность. Перевод иногда не ограничивается сроком, производится не на нижеоплачиваемую работу. Незаконными являются действия, когда администрация, оставляя работника на прежней работе, снижает ему разряд, переводит на другую работу без учета его специальности и квалификации.
Администрация не вправе при отсутствии согласия работника переводить его в порядке дисциплинарного взыскания на работу, связанную с хранением материальных ценностей, за недостачу которых может быть возложена полная материальная ответственность.
В случае болезни работника, переведенного на другую работу в порядке дисциплинарного взыскания, администрация не вправе увеличивать срок перевода на дни болезни.
Если в приказе срок перевода не указан или указан более 3 месяцев, то такой приказ является незаконным и работник подлежит восстановлению на прежней работе. Аналогично должен решаться вопрос, если администрация по окончании срока временного перевода не предоставляет работнику прежней работы.
Работник, временно переведенный на нижеоплачиваемую работу в порядке дисциплинарного взыскания, имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом администрацию за 2 недели. Однако заявление работника об увольнении по собственному желанию не исключает увольнения его по другому основанию, если оно у администрации имеется.
Нельзя применять к нарушителям трудовой дисциплины и такие меры: снижение заработной платы; лишение процентной надбавки за классность; задержка выплаты заработной платы; уменьшение оплаты командировочных расходов; лишение очередного отпуска; лишение надбавок за подвижной характер работы; замечание с предупреждением; строгое предупреждение.
Право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законом принадлежит администрации, которая должна учитывать личность нарушителя, степень тяжести совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, и т. п. При этом необязательно применять взыскания в той последовательности, как они изложены в ст. 135 КЗоТ БССР.
На рабочих и служащих, несущих дисциплинарную ответственность по правилам внутреннего трудового распорядка, дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, а также другими должностными лицами, перечень которых устанавливается министерством (ведомством). В тех случаях, когда компетентные органы не утверждали такого перечня, взыскания налагать может только руководитель.
Это правило имеет исключение. Постановлением Совета Министров СССР от 20 сентября 1955 г. право налагать дисциплинарные взыскания предоставлено мастерам и начальникам производственных участков на предприятиях горной, металлургической, нефтяной, химической, лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, промышленности строительных материалов, на электростанциях, промышленных предприятиях транспортных министерств. Такое же право предоставлено старшим мастерам предприятий, на которых действует бесцеховая структура управления производством (постановление Совета Министров СССР от 6 ноября 1958 г.).
Эти должностные лица имеют право налагать дисциплинарные взыскания (кроме увольнения с работы) за все виды дисциплинарных проступков, за исключением прогула, за который взыскание налагается руководителем предприятия.
Споры, связанные со снятием дисциплинарных взысканий, наложенных на основании Типовых правил, разрешаются органами по рассмотрению трудовых споров (КТС, ФЗМК, суд).
Дисциплинарная ответственность в порядке подчиненности регулируется постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 октября 1929 г. «Об основах дисциплинарного законодательства СССР и союзных республик».
В настоящее время дисциплинарную ответственность в порядке подчиненности несут работники, должности которых указаны в приложении № 1 к Положению о порядке рассмотрения трудовых споров.
Дисциплинарная ответственность в порядке подчиненности установлена за виновное неисполнение трудовых обязанностей. Однако имеется исключение. Согласно ст. 5 постановления ЦИК и СНК СССР от 13 октября 1929 г. должностные лица определенных категорий (например, члены исполкомов местных Советов) несут дисциплинарную ответственность за проступки, которые хотя и не являются нарушением трудовой дисциплины, но несовместимы с достоинством и назначением должностных лиц ввиду особого характера выполняемых ими обязанностей.
Право наложения дисциплинарных взысканий в порядке подчиненности принадлежит должностным лицам или органам, от которых согласно существующим правилам зависит назначение данного работника на должность, либо лицам и органам, вышестоящим по линии подчиненности. Так, директор не имеет права наложить взыскание на главного инженера или главного бухгалтера этого предприятия, поскольку они назначаются вышестоящим органом. Исполком районного Совета народных депутатов может подвергнуть дисциплинарному взысканию директора 8-летней школы, но не рядового учителя, поскольку последний несет ответственность на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка.
Наложение дисциплинарного взыскания в порядке подчиненности не является препятствием для возбуждения уголовного преследования по поводу того же нарушения. Однако, если взыскание еще не приведено в исполнение, то исполнение его приостанавливается до разрешения уголовного дела. В случае прекращения уголовного дела время производства в срок для наложения дисциплин арного взыскания не включается.
Взыскание ке может быть наложено позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка (или прекращения уголовного дела) и позднее 6 месяцев со дня его совершения.
Дисциплинарными взысканиями, налагаемыми в порядке подчиненности, кроме перечисленных в ст. 135 КЗоТ БССР, являются: выговор, смещение на низшую должность на срок не свыше 1 года, увольнение (и при отсутствии системы нарушений).
Постановление о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжаловано работником в 2-недельный срок вышестоящему должностному лицу или органу. Постановление по жалобе является окончательным и может быть пересмотрено только в порядке надзора вышестоящим органом. Руководитель вышестоящего органа обязан рассмотреть заявление работника в течение 5 дней и о результатах его рассмотрения уведомить работника. Разрешая жалобу по существу, он вправе отменить взыскание, изменить или смягчить.
Учитывая специфику труда тех или иных групп работников, особую тяжесть совершаемых ими служебных проступков, а также особенность отдельных отраслей народного хозяйства, законодательство устанавливает специальную дисциплинарную ответственность для ряда категорий работников на основании уставов и положений о дисциплине. Такую ответственность, в частности, несут работники железнодорожного, морского и речного транспорта, авиации, ДОСААФ, гражданского воздушного флота, флота рыбной промышленности, связи; судьи, прокуроры, следователи и некоторые другие.
В уставах (положениях) о дисциплине определен круг работников, на которых они распространяются. Большинство уставов распространяется лишь на тех работников, которые выполняют основные, профилирующие работы, а также на работников центрального аппарата. Работники, на которых не распространяется устав о дисциплине, несут дисциплинарную ответственность по правилам внутреннего трудового распорядка.
Уставы о дисциплине, кроме взысканий, предусмотренных ст. 135 КЗоТ БССР, содержат и иные взыскания. Например, на железнодорожном транспорте существуют такие меры взыскания, как лишение машиниста права управления локомотивом с переводом на работу помощником машиниста, слесарем, кочегаром на срок до 1 года (за определенные проступки).
В соответствии с уставом о дисциплине увольнение может быть произведено без согласия ФЗМК, если не предусмотрено обязательное согласование с местным комитетом профсоюза.
Уставы о дисциплине определяют объем дисциплинарной власти должностных лиц.
Вышестоящий начальник может усилить или смягчить дисциплинарное взыскание, если найдет, что оно не соответствует тяжести проступка. Мера взыскания не может быть усилена по истечении 6 месяцев со дня совершения проступка. В уставах о дисциплине урегулирован вопрос о давности сроков для наложения взысканий. Жалобы в связи с наложением взыскания разрешаются в административном порядке вышестоящим начальником, решение которого является окончательным. Обжалование не приостанавливает исполнения дисциплинарного взыскания. В тех случаях, когда устав о дисциплине не предусматривает увольнения с работы или если увольнение применено в качестве меры дисциплинарного взыскания к тем работникам, к которым оно применено быть не может, вопрос о восстановлении на работе решается в судебном порядке. Дисциплинарные взыскания, наложенные на основании уставов о дисциплине, снимаются в общем порядке. В некоторых уставах подчеркивается, что снятие взыскания не влечет за собой восстановления в прежней должности лиц, подвергнутых взысканию в виде понижения в должности.