48. Общая характеристика. Рабство существовало в Риме с самого возникновения римского государства. Первое деление общества на классы было разделение его на рабовладельцев и рабов. Основной формой рабовладения была принадлежность рабов отдельным частным собственникам. При рабовладельческом строе «рабовладелец является первым и основным полноценным собственником» (Краткий курс истории ВКПб, 119). Вместе с тем имеется, хотя и не играет основной роли, государственное рабство — принадлежность рабов государству (servi publici, servi populi romani). Государственные рабы находились в несколько менее тяжелом положении, чем рабы, принадлежавшие частным лицам.
В первые века римского государства рабство носило домашний характер — рабы были сравнительно немногочисленны и работали вместе с господином. Но, в особенности с III ст., в связи с рядом войн, увеличивается число рабов, и рабство приобретает форму античного рабства. Рабство являлось «основой всего производства» (Маркс и Энгельс, IV, 13). «Античное государство было преимущественно государством рабовладельцев для подавления и обуздания рабов» (Маркс и Энгельс, XVI, ч. I, 147). Античное государство являлось «диктатурой рабовладельцев» (Ленин, XXIII, 340). Растет и достигает предельных размеров эксплоатация рабов; в частности рабы эксплоатируются в предприятиях, работающих на рынок. Рабы живут в нечеловеческих условиях, и задачей рабовладельца является лишь выжать из раба в кратчайший срок все то, что раб может дать, чтобы возместить цену, уплаченную при покупке раба.
На этой почве, как уже было указано, возникают многочисленные восстания рабов, и революция рабов в итоге ликвидировала рабовладельцев и отменила рабовладельческую форму эксплоатации трудящихся. 49. Правовое положение рабов. С точки зрения юридической, раб являлся объектом права, и за ним не признается никакой правоспособности. Анализируя отношения рабства, Маркс говорит: «...одна часть общества обращается с другой его частью просто, как с неорганическим и естественным условием своего собственного воспроизводства» ...Рабочий «в форме раба и в форме крепостного, ставится в качестве неорганического условия производства в один ряд с прочими существами природы, рядом со скотом или как привесок к Земле» (Маркс, «Формы, предшествующие капиталистическому производству», 1940, 22). По учению римских юристов, рабы суть - вещи. «Они занимают такое же положение, как любой другой объект права собственности. Раба можно было эксплоатировать любым образом, раба можно было продать, заложить, сдать в наем, раба можно было убить. «При рабовладельческом строе основой производственных отношений является собственность рабовладельца на средства производства, а также на работника производства — раба, которого может рабовладелец продать, купить, убить, как скотину» (И. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, 555). Государство в это не вмешивалось, никаких ограничений произвола рабовладельца (кроме отдельных исключительных случаев) и никакой защиты рабов не устанавливало.
Раб имел человеческие свойства, он обладал разумом, он мог заниматься хозяйственной деятельностью. Но и здесь раб оставался орудием в руках господина: «что приобретается через посредство раба — приобретается для господина» (Инст. Гая, I, 52). Но, за некоторыми исключениями, в результате действий раба на господина не могло возлагаться обязательств: «наше положение может, посредством рабов делаться лучшим, но не может ухудшаться» (l. 133, D 50, 17). Интерес господина является определяющим.
Постановления римского права о рабах преследовали двоякую цель: а) обеспечить свободу безграничной эксплоатации рабов, закрепить во всех деталях неограниченное право господ, б) содействовать правовыми методами подавлению всякого духа протеста, дать господам средства легального террора в случае малейшего неповиновения.
По мере усиления антагонизма между рабовладельцами и рабами правовое положение рабов не улучшалось, а ухудшалось. На революции рабов рабовладельцы ответили бешеным террором, и идущий к гибели класс рабовладельцев стремился безудержной жестокостью подавить даже всякий намек на протест со стороны рабов. Соответствующие стремления выразились в ряде правил, изданных во время принципата, являвшегося, как мы уже знаем, военной диктатурой рабовладельцев.
В начале н. э. ограничивается возможность отпуска рабов на волю. Господин, не достигший 20 лет, не может отпускать рабов на волю без серьезных оснований. Освобождение рабов, совершенное в ущерб интересам кредиторов их господина, признается недействительным. Устанавливается максимум количества рабов, которые могут бщть отпущены на волю по завещанию (если господину принадлежит от 2 до 10 рабов, то можно отпустить не более половины, если от 10 до 30 — не более трети, если от 30 до 100 — не более четверти, при большом количестве рабов — не более пятой части и во всяком случае не более 100 рабов). Как видно из этих цифр, закон был направлен на сохранение крупного рабовладения.
В 10 г. н. э. был издан т. н. «сицилианский сенатус консульт». Если господин убит, то все рабы, находившиеся в момент смерти господина под тою же крышей, подлежат смерти; исключения допускаются лишь в том случае, когда будет установлено, что рабы оказывали помощь господину с опасностью для собственной жизни. И этот закон неоднократно применялся, и римские юристы даже придавали ему распространительное толкование. Правда, издавался ряд отдельных распоряжений, которые как будто были направлены на ограничение жестокости господ. Но эти распоряжения не устанавливали никакой действительной защиты интересов рабов, они, одергивая отдельных рабовладельцев, революционизировавших своими действиями рабов, соответствовали интересам класса рабовладельцев, и, самое главное, сохраняли в неприкосновенности свободу безудержной, беспощадной эксплоатации рабов. Достаточно указать, что в тех исключительных случаях, когда жестокое обращение с рабом вызывало вмешательство государственной власти, предписывалось продать рабов жестокого господина: последний, следовательно, получал денежную стоимость рабов, и его имущественные интересы не нарушались, рабы же лишь поступали под власть другого рабовладельца. Приводится также распоряжение об освобождении больного раба, покинутого господином. Но ясно, что если господин бросил больного раба, то это значит, что раб уже не представляет для господина хозяйственного интереса. И предоставление свободы такому рабу (которому, в виду его тяжкой болезни, нечем жить) никакого ограждения интересов рабов не содержит.
Имеются, правда, некоторые высказывания римских юристов в том смысле, что рабство является установлением права народов (ius gentium), но, по природе, по естественному праву, все люди являются свободными (1. 4 § 1 D 1.5, 1. 64 D 12.6, 1. 32 D 50.17). Однако эти высказывания, выражая объективно разложение рабовладельческого общества, являлись лишь «красивыми фразами» и не препятствовали тем же римским юристам укреплять своей практической деятельностью право неограниченной собственности на рабов.
И христианская церковь и в своей официальной догме и в своей практической деятельности неизменно защищала рабовладельческий строй и объявляла власть рабовладельца божественным установлением: «нет власти не от бога». 50. Пекулий. Рабы эксплоатировались различными способами. В частности, в период республики распространенной формой эксплоатации рабов являлась работа их в крупных имениях (латифундиях). Однако на известной степени роста производительных сил такой способ эксплоатации становится не достаточно выгодным.
Рабовладельцы, в особенности начиная с периода принципата, ищут других, более эффективных форм эксплоатации рабов, и одной из таких форм является пекулий.
Пекулий — часть имущества господина, которая предоставляется рабу для ведения хозяйства. Пекулием может быть участок земли (наиболее частый случай), сумма денег и т. п. Одинаковое значение имеют те случаи, когда раб назначается управляющим торговым заведением или капитаном корабля. Раб получает возможность заключать сделки для ведения этого хозяйства, и эти сделки возлагают ответственность на господина; к последнему может быть предъявлен иск. Но ответственность господина ограничивается стоимостью пекулия. Тем самым, пекулий является обособленной частью имущества господина. Юридически пекулий продолжал оставаться собственностью господина, и последний мог отобрать пекулий от раба. Но фактически раб получал некоторую свободу управления пекулием. Господину эта форма отношений давала возможность более интенсивно эксплуатировать свое имущество, расширять хозяйственную деятельность. Рабу же пекулий давал возможность вести более сносное существование, чем в латифундии господина; иногда рабу удавалось делать сбережения и даже выкупиться с помощью этих сбережений на свободу. Экономический интерес господина обусловливал хотя бы относительную устойчивость отношений по пекулию и содействовал распространению этих отношений. 51. Способы установления рабства. Основными способами установления рабства являлись следующие:
а) Военный плен или захват всякого человека, не принадлежащего к государству, связанному договорами с Римом. «Если вместе с землей завоевывают самого человека, как органическую принадлежность земли, то его завоевывают, как одно из условий производства, и таким путем возникают рабство и крепостная зависимость» (Маркс, «Формы, предшествующие капиталистическому производству», 1940, стр. 24). Захваты мирных жителей чужих стран не требовали объявления войны, и порабощение мирных жителей, окружавших римское государство народов и племен, являлось «легализованным» (см. 45 о бесправном положении иностранцев). Интересы рабовладения требовали постоянного пополнения контингентов рабов, быстро гибнувших от бесчеловечного обращения.
б) Рождение от рабыни, хотя бы отцом был свободный.
в) В древнейшем праве — продажа римского гражданина в paбство (за пределы римского государства) в случае совершения некоторых преступлений и неплатежа долгов. Долговое рабство сохранилось и в дальнейшем в отношении жителей провинций. В период монархии обращение в рабство связывалось с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках. Такие рабы назывались servi роеnае. 52. Способы прекращения рабства. Господин, являвшийся собственником раба, мог по своему усмотрению отпустить раба на волю. Тем самым раб становился свободным человеком.
Способы освобождения: а) торжественное заявление перед магистратом господина о своей воле освободить раба; после этого заявления магистрат объявлял раба свободным; б) при составлении списков граждан (раз в 5 лет) господин мог заявить свою волю о внесении раба в список граждан; но это внесение производилось лишь с согласия цензора; в) господин мог предоставить своему рабу свободу, после смерти господина, в силу завещания. Этот последний способ освобождения пользовался значительным распространением: господин сам ничего не терял.
В начале н. э. отпуск рабов на волю происходит в широких размерах. Это свидетельствует о кризисе рабовладельческой системы хозяйства; рабский труд не является прогрессивным способом производства, и для господина в некоторых случаях является более выгодным пользоваться трудом своих вольноотпущенников, через которых патрон может вести свои дела. Поэтому освобождение рабов отнюдь не свидетельствует о «смягчении нравов» рабовладельцев: изменяется лишь форма эксплоатации. Освобожденные из рабства начинают играть значительную роль в римской жизни. Маркс указывает, что «в древности городское ремесло и торговля считались зазорными занятиями, земледелие же пользовалось большим почетом. ...Вольноотпущенники стремятся обеспечить свое существование такими эанятиями, в результате которых они затем часто накопляют большие богатства: таким образом эти промыслы были в древности чаще всего в их руках» (Маркс, «Формы, предшествующие капиталистическому производству», 1940, стр. 11, 12). Распространение отпуска рабов на волю вызвало установление и новых, более простых способов отпуска на волю. В частности, признавалось достаточным волеизъявление господина в присутствии свидетелей и письменное заявление господина, вручаемое рабу.
Но вместе с тем, стремление поддержать рабовладельческий строй и сохранить привилегированное положение коренных римских граждан вызвали ряд мер, направленных на ограничение права господина освобождать рабов. В частности — и это очень характерно для рабовладельческого строя — признается ничтожным, отпущение на волю, совершенное в ущерб интересам кредиторов.
Правовое положение отпущенных из рабства определялось положением их прежнего господина, но во всех случаях характеризовалось ограничением правоспособности отпущенных. Рабы, освобожденные (с соблюдением установленных правил) римским гражданином, становятся римскими гражданами. Но права освобожденного являются ограниченными: он не может занять выборной должности, не может вступить в брак с свободнорожденным (начиная с Августа запрещались браки освобожденных лишь с лигами сенаторского сословия). Сохраняется зависимость освобожденного от его прежнего господина (патрона). При освобождении от рабства обычно заключалось соглашение о предоставлении освобожденным господину «даров» и «услуг» (например, определенного количества дней, в течение которых освобожденный должен работать на прежнего господина). Освобожденный не может предъявить без разрешения магистрата иска к патрону и его детям. Наконец, при отсутствии у освобожденного детей, рожденных после освобождения, патрон имеет право наследования в имуществе освобожденного. Все это указывает, что патрон имел широкую возможность зксплоатировать освобожденных.
Интересы патрона гарантировались тем, что в случае неисполнения отпущенным его обязанностей, он подвергался наказанию властью патрона или, в более серьезных случаях, наказывался по распоряжению органов государственной власти. В период империи при наличии грубого нарушения отпущенным его обязанностей, он может быть возвращен в рабство и возвращен, как раб, своему прежнему господину или же продан на сторону, причем покупная цена отдается патрону.
Если освобождение произошло без соблюдения установленных правил, а равно если бывший господин является латиняном, то и освобожденные получали права латинян. Они не только не имели политических прав, но и не могли вступать в брак вообще с римлянами. Они не могли совершать завещания, и даже их нисходящие не имеют наследственных прав на их имущество. Поэтому про них говорили, что они «живут, как свободные, умирают, как рабы».
Если собственником раба был peregrinus dediticius или лицо, признанное недостойным римского гражданства, то лица, отпущенные им из рабства, рассматриваются так же, как peregrini dediticiti, их интересы защищаются лишь нормами iuris gentium, и они не могут проживать в Риме и в расстоянии 100 миль от Рима.