45. Бесправие чужаков. Исконной позицией Рима является положение, что всякое лицо, не принадлежащее к составу римских граждан, не пользуется никакими правами, никакой защитой. Чужак может быть убит или обращен в рабство. Он является врагом — hostis. Это положение вытекало в древности из замкнутости общины, из неразвитости связей с другими общинами и слабого развития обмена. Правда, указанное положение никогда не проводилось в абсолютной форме — в смысле бесправия всех чужаков. С глубокой древности признаются некоторые права за латинянами. В последующее время принцип бесправности чужаков, подвергается дальнейшим ограничениям, но все же существует: чужаки являются правоспособными лишь в той мере, в какой правоспособность прямо признана за той или иной группой чужаков. И бесправное положение чужаков являлось выражением привилегированного положения римлян, как завоевателей, как эксплоататоров покоренных народов.
Постепенно устанавливавшиеся ограничения принципа бесправия чужаков вытекали главным образом из развития производства и вытекающего отсюда развития обмена. Рыночные отношения влекут за собой соответствующую правовую надстройку в виде признания за негражданами, участвующими в обмене, некоторой правоспособности, необходимой для совершения актов обмена. Первоначально чужак мог получить, в отдельных случаях, защиту и покровительство со стороны римского рода или римского гражданина. Возникают индивидуальные исключения из общего правила о бесправии чужаков в форме установления «гостеприимства» (hospitium). Для охраны чужих купцов был использован институт клиентелы. «Гость», как клиент, пользуется в Риме защитой и может принимать участие в заключении сделок через посредство своего покровителя; его положение находилось под охраной религии. По преданию в XII таблицах содержалось правило, что должен быть проклят патрон, причинивший вред клиенту. Следует думать, что одной из причин возникновения институтов «гостеприимства» и клиентелы явилось упрочение связей Рима с окружающими местностями.
Дальнейшее развитие хозяйственной жизни приводит к тому, что правоспособность начинает признаваться за целыми категориями неграждан. Рим не выработал каких-либо общих правил о правоспособности чужаков. Правовое регулирование шло по пути установления правового положения отдельных категорий неграждан. Следует, в частности, различать две основные категории свободных неграждан: а) латины, б) перегрины. 46. Латины. В — I ст. существовали 3 группы латин: а) «древние латины» (latini veteres или prisci), б) latini coloniarii («латины колоний»), в) latini iuniani.
а) «Древними латинами» повидимому являлись жители местностей, входивших в состав Лациума до покорения его Римом. Латины не были включены в состав римских граждан, но они получили право заключать сделки на территории Рима (ius commercii) и выступать в суде и иногда пользовались правом заключения браков с римскими гражданами. В некоторых случаях им предоставлялось и право голоса в народном собрании. Эта категория латин исчезла в —I ст. после предоставления латинским общинам в Италии права римского гражданства.
б) Другие категории латин не имеют ничего общего с латинами в смысле жителей древнейшего Лациума, и предоставление некоторым категориям неграждан «права латин» являлось лишь приемом юридической техники. В частности, жителям некоторых колоний, провинциальных городов и даже целых областей предоставлялось такое же юридическое положение, какое имели латины (кроме права заключения браков). Эти жители и получили название latini coloniarii. Что же касается latini duniani, то это
название произошло потому, что законом Iunia (около 19 г.) правовое положение latini coloniarii было предоставлено вольноотпущенникам, освобождение которых из рабства было произведено без соблюдения некоторых установленных законом правил, или если отпущение на волю было произведено латином. Latini iuniani не имели политических прав, и после их смерти, их имущество переходило к их прежнему господину. 47. Перегрины. В категорию перегринов входят: а) жители провинций, включенных в римское государство, не получившие ни прав гражданства, ни прав латин, например «сдавшиеся» (dediticii), б) жители государств, независимых от Рима, получившие в Риме имущественную правоспособность (спорно), в) римские граждане, подвергшиеся высылке в виде наказания. Перегрин в своей общине и в сношениях со своими соотечественниками живет по своему праву. Формально, применение перегринами своего права базировалось на leges proviniciae, устанавливавших правовое положение отдельных провинций. Правовое положение иностранцев определялось международными договорами. Развитие торговли, вызывавшее приезды в Рим жителей провинций и иностранных купцов и заключение сделок римскими купцами в провинциях вызвало необходимость в установлении тех правил, которыми регулируется эта торговля. На перегринов не было распространено исконное право Рима, но для правоотношений между римлянами и перегринами и между перегринами была создана особая правовая система, т. н. ius gentium.