Краткий очерк развития советских органов управления в области юстиции
«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
Когда Второй Всероссийский съезд Советов 8 ноября 1917 г. образовал Рабоче-Крестьянское Правительство, то вместе с другими народными комиссариатами был создан Народный Комиссариат юстиции. В первые годы своего существования НКЮ РСФСР имел весьма широкие полномочия и обязанности, далеко выходящие за рамки непосредственного управления в области юстиции.
Это, в частности, видно из названий отделов, которые входили в аппарат НКЮ РСФСР: следственный отдел, карательный отдел (ведавший местами лишения свободы), отдел культов (ведавший отделением церкви от государства), кодификационный отдел и др.
В 1921 г. в НКЮ РСФСР был создан Отдел высшего судебного контроля, обладающий широкими судебными полномочиями.
С конца мая 1922 г. в НКЮ РСФСР начал функционировать отдел прокуратуры.
В течение длительного времени НКЮ РСФСР возглавляли видные государственные и партийные деятели; Д. И. Курский, Н. В. Крыленко, П. И. Стучка и др.
В. И. Ленин придавал Наркомату юстиции очень большое значение и помогал ему. Об этом свидетельствуют многочисленные письма, запросы и иные документы, адресованные В. И. Лениным Д. И. Курскому и Н. В. Крыленко.
Например, 1 апреля 1918 г. Владимир Ильич приглашает к себе членов коллегии Наркомата юстиции («желательно всех,— пишет Ленин) для беседы и намечает такой круг вопросов:
Что сделано для издания Собрания Узаконений и Распоряжений? Для кодификации? Для получения суда более скорого и более беспощадного к буржуазии и к казнокрадам и пр.
Для юридической пропаганды в населении, среди рабочих и беднейших крестьян а) печатной; б) лекционной (или курсы и т. п.).
Для привлечения бедноты к делу судебному (присяжные заседатели) и следственному.
Для использования сил Шрейдера и др.
Здесь Владимиром Ильичей начертана целая программа деятельности Наркомата юстиции, не потерявшая своего значения и в наши дни.
Важнейшее значение имеют и последующие указания В. И. Ленина по жизненно важным вопросам работы Наркомата юстиции: о повышении воспитательной роли судебных процессов, о борьбе со взяточничеством, волокитой, злоупотреблением нэпом и иными преступлениями. Целый ряд директив В. И. Ленина касается требований соблюдения гарантий прав личности, недопустимости произвольных арестов, обысков, конфискации имущества, необоснованного привлечения к уголовной ответственности, строжайшего соблюдения всеми должностными лицами советских законов.
Система органов управления юстиции (НКЮ РСФСР, губернские отделы и уездные бюро юстиции) просуществовала до судебной реформы 1922 г., с тем лишь изменением, что с образованием в 1920—1921 гг. автономных советских социалистических республик (Башкирия, Татария и др.) там были организованы наркоматы юстиции вместо губюстов.
Судебная реформа в РСФСР 1922 г. внесла существенные изменения в систему управления в области юстиции, построив его на так называемом смешанном принципе: наркомат юстиции — в центре и губернские суды — на местах. В дальнейшем, в процессе поисков путей наилучшего построения органов управления в области юстиции, их система неоднократно менялась.