Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Ответы юриста на вопросы >> Юридическая консультация >>

Виды предварительного расследования


«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями


Предварительное расследование делится на два вида: дознание и предварительное следствие. В свою очередь дознание также подразделяется на две разновидности: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
По делам о некоторых менее опасных преступлениях (занятие запрещенным промыслом, незаконная охота и порубка леса, нарушение паспортного режима, незаконное изготовление и сбыт спиртных напитков, самоуправство и др.) закон не требует обязательного производства предварительного следствия. При обнаружении преступлений такого рода орган дознания возбуждает уголовное дело и в месячный срок производит в полном объеме предварительное расследование, руководствуясь во всех своих действиях нормами уголовно-процессуального законодательства (за некоторыми исключениями, предусмотренными в самом законе). Материалы дознания в этом случае являются основанием для рассмотрения дела судом. Таким образом, дознание и предварительное расследование здесь совпадают по своему объему.
При получении сообщения о совершении преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело, принимает необходимые оперативно-розыскные меры и производит, в рамках уголовно-процессуального закона, неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемого, допрос потерпевших и свидетелей. После их выполнения, но не позднее, чем в десятидневный срок, орган дознания обязан передать дело следователю для предварительного следствия. Все дальнейшие оперативно-розыскные и следственные действия орган дознания может производить только по поручению следователя. Как видим, по этой категории дел предварительное расследование распадается на дознание и предварительное следствие.
1) Дознание и его органы
Под дознанием понимается совокупность оперативно-розыскных и иных предусмотренных в законе действий, осуществляемых специально управомоченными на то административными органами и должностными лицами в целях своевременного обнаружения и закрепления следов преступления и установления лиц, его совершивших, а также для предотвращения и пресечения общественно опасного деяния.
Исчерпывающий перечень органов дознания дан в УПК союзных республик.
Основным органом дознания является милиция. В органах милиции дознание ведут различные работники оперативных служб — уголовного розыска, ОБХСС, ГАИ; в отдельных случаях производство дознания поручается участковым инспекторам.
Командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений ведут дознание по делам о преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения.
Органы государственной безопасности производят дознание по делам, отнесенным законом к их ведению.
Правом органа дознания обладают также и начальники исправительно-трудовых учреждений по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении исправительно-трудовых учреждений.
Органы государственного пожарного надзора ведут дознание по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил. Органы пограничной охраны производят дознание по делам о нарушении государственных границ. Права органа дознания предоставляются капитанам морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальникам зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой.
Надзор за законностью деятельности органов дознания осуществляет прокуратура.
2) Предварительное следствие. Действующая система органов и их полномочия
Предварительное следствие есть уголовно-процессуальная деятельность органов государства по сбору, проверке и оценке доказательств, установлению факта преступления и лица, обвиняемого в его совершении.
Выше уже отмечалось, что предварительное следствие в настоящее время производят следователи органов прокуратуры, следователи МВД и следователи КГБ.
Следственный аппарат органов прокуратуры состоит из следователей, старших следователей и следователей по особо важным делам.
В прокуратурах районов, городов, автономных округов состоят следователи и старшие следователи, назначаемые и освобождаемые прокурором АССР, края, области или прокурором союзной республики, не имеющей областного деления.
В прокуратурах АССР, краев, областей, автономных областей, городов состоят следователи по особо важным делам и старшие следователи.
При прокурорах союзных республик состоят старшие следователи и следователи по особо важным делам, могут быть также старшие следователи.
При Генеральном прокуроре СССР состоят старшие следователи и следователи по особо важным делам, а также могут быть старшие следователи.
При Главном военном прокуроре состоят старшие следователи и следователи по особо важным делам. Старшие следователи и следователи по особо важным делам по поручению Генерального прокурора СССР обычно расследуют преступления, представляющие большое государственное Значение. Следователи по особо важным делам при Прокуроре союзной республики расследуют по его поручению наиболее сложные преступления, имеющие большое значение для республики. Следователи по особо важным делам и старшие следователи прокуратур АССР, краев и областей могут расследовать любые преступления, но, как правило, они расследуют дела о преступлениях, совершенных на территории нескольких районов, и по наиболее сложным преступлениям.
Следственный аппарат органов МВД и КГБ состоит из следователей, старших следователей и следователей по особо важным делам. В городских и районных отделах внутренних дел имеются следственные группы и следственные отделения, а следственные отделы и управления — в составе МВД союзных и автономных республик, краев и областей. В органах КГБ следственный аппарат организационно состоит из отделений, отделов и управлений.
Руководство следствием в органах МВД и КГБ осуществляют начальники следственных подразделений.
Они вправе проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дела от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.
Закон подчеркивает, что указания прокурора по уголовным делам обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение.
Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик (ст. 30), УПК союзных республик устанавливают процессуальную самостоятельность следователя. «При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора».
Следователь производит оценку всех доказательств по делу по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном анализе всех обстоятельств дела в их совокупности. Он несет полную ответственность за законность и обоснованность принятых решений по делу. Каждое следственное действие должно проводиться на основе строгого соблюдения закона. Особенно важное значение имеют всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, выяснение личности обвиняемого, его прошлой деятельности, отношения к работе, поведения в быту, всех смягчающих и отягчающих его вину обстоятельств.
Эффективность предварительного следствия зависит от того, насколько четко, полно, своевременно и правильно будет оно произведено.
Постановления следователя, вынесенные, в соответствии с законом по уголовным делам, которые находятся в его производстве, обязательны для исполнения всеми учреждениями, организациями, предприятиями, должностными лицами и гражданами.
В связи с наличием нескольких следственных аппаратов встает вопрос о координации их деятельности в целях более эффективного решения общих задач. Такая координация в настоящее время осуществляется через надзирающих прокуроров... В перспективе не исключено создание единого следственного аппарата, не входящего в систему как органов, осуществляющих надзор за исполнением законов, так и ведущих оперативно-розыскмую деятельность и охраняющих общественный порядок.

Продолжение ...







Автотранспорт


Бытовые конфликты


Финансы и кредиты


Недвижимость


Налогообложение


Наследование и дарение


Льготы и пособия


Права потребителей


Предпринимательство


Развод и алименты


Семейные проблемы


Страхование


Трудовые споры


Другие вопросы

Бракованные товары


Порядок переоформления


Жалобная книга

Словарь терминов


Юридический практикум


Иски и протесты


Некачественные товары


Нерассмотренные вопросы


Юридическая литература


Юридические статьи



 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +