Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Ответы юриста на вопросы >> Юридическая консультация >>

Отрасли прокурорского надзора


«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями


Деятельность органов прокуратуры по обеспечению надзора за точным исполнением законности носит многогранный характер. Чтобы обеспечить успешное выполнение возложенных на прокуратуру задач, единый прокурорский надзор делится на соответствующие отрасли.
Отрасли, группирующие различные направления прокурорской деятельности, имеют и свои специальные задачи, свои объекты надзора, свои правовые средства и методы осуществления надзора. Различают общую и специализированные отрасли надзора. Надзор за исполнением законов министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами и гражданами с тем, чтобы акты, издаваемые указанными органами и организациями, соответствовали Конституциям и законодательным актам СССР, союзных и автономных республик, а также постановлениям Советов Министров СССР, союзных и автономных республик, точно и единообразно исполнялись законы должностными лицами и гражданами,— принято называть общим надзором (ст. 22 Закона о прокуратуре СССР).
Осуществляя общий надзор, прокуроры вправе истребовать приказы, инструкции, решения, распоряжения, постановления и другие акты, издаваемые министерствами, ведомствами, подчиненными им учреждениями, предприятиями, а также исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, кооперативными и иными общественными организациями и должностными лицами, для проверки соответствия этих актов закону. Все учреждения и должностные лица обязаны по требованию прокурора представлять названные выше акты, а также документы и сведения, необходимые для установления нарушений закона и выяснения причин и условий, способствующих этим нарушениям. Если приказы, инструкции, решения, распоряжения и другие документы противоречат закону, то прокурор опротестовывает их в орган, издавший эти акты или в вышестоящий орган. Протест прокурора подлежит рассмотрению не позднее 10-дневного срока. Для прокурора важно не только добиться своевременного рассмотрения протеста и отмены незаконных актов, но и проследить за фактическим устранением допущенных нарушений.
Принесение протеста на акт, нарушающий охраняемые законом права и свободы граждан, а также в иных предусмотренных законом случаях приостанавливает действие такого акта до рассмотрения протеста.
Важное значение в деле правильного и единообразного применения законов имеют проверки исполнения законов, проводимые органами прокуратуры на месте в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о нарушении закона. Каждая проверка исполнения законов ставит задачей вскрыть нарушения законов, выявить причины и условия, им способствующие, а также установить конкретных виновников — должностных лиц и граждан. При проверках прокурор тщательно изучает соответствующие документы, характеризующие исполнение закона, требует справки и нужные сведения, проверяет законность приказов и распоряжений, знакомится с материалами ведомственных проверок и ревизий.
В связи с имеющимися данными о нарушениях закона прокуроры вправе требовать от руководителей министерств, ведомств, учреждений, предприятий, исполнительных и распорядительных органов местных Советов народных депутатов, кооперативных и иных общественных организаций и должностных лиц производства проверок и ревизий деятельности подведомственных им учреждений, предприятий и организаций и подчиненных им должностных лиц,- а также требовать от должностных лиц и граждан личных объяснений по поводу нарушений закона. Прокуроры вправе вносить в государственные -органы и общественные организации представления об устранении нарушений закона и причин, способствующих нарушению.
Государственный орган или общественная организация обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть представление прокурора и принять необходимые меры по устранению нарушений закона и причин, способствующих нарушениям. Представления прокурора вносятся, как правило, по результатам проведенных проверок исполнения законов, обобщения данных о нарушениях законности, изучения материалов следственных и судебных дел, жалоб и заявлений граждан. В представлении, кроме подробного анализа причин, способствующих нарушениям законов, должны содержаться конкретные предложения о мероприятиях по их устранению, а также указываться нарушители законов и ставиться вопрос о привлечении виновных к ответственности.
Кроме внесения протестов и представлений, органы прокуратуры применяют и другие формы реагирования по устранению нарушений законов. Так, прокурор, в зависимости от характера нарушений, либо привлекает виновных к уголовной ответственности, либо принимает меры к привлечению нарушителя к административной или дисциплинарной ответственности.
Органы прокуратуры принимают меры к обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного нарушениями закона, путем предъявления к виновным гражданского иска в суде или внесения представления государственным органам или общественным организациям о принятии ими мер к взысканию материального ущерба.
В соответствии с требованием закона прокуроры обязаны привлекать к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, принимать меры к тому, чтобы ни одно преступление не оставалось нераскрытым и ни один преступник не уклонился от ответственности. В то же время прокуроры обязаны строго следить за тем, чтобы ни один гражданин не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах, а органы следствия и дознания соблюдали установленный законом порядок расследования преступлений.
Органы прокуратуры обязаны осуществлять надзор за законностью арестов граждан. Конституция СССР (ст. 54) гарантирует гражданам СССР неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. При решении вопроса, о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, обосновывающими необходимость ареста, и в необходимых случаях лично допросить лицо, подлежащее аресту, а несовершеннолетних — во всех случаях.
Названные и другие вопросы относятся к осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. В этой отрасли надзора прокурор в соответствии со ст. 29 Закона о прокуратуре СССР:
1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;
2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;
3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;
4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;
5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;
6) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных законом;
7) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом;
8) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
9) изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, передает дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;
10) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;
11) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено законом; утверждает обвинительные заключения (постановления), направляет уголовные дела в суд.
Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, являются для этих органов обязательными. Прокурор обязан в сроки, установленные законом, рассмотреть поступившие к нему жалобы на действия органов дознания и предварительного следствия и сообщить жалобщикам о решениях по жалобам.
Отдельной отраслью является осуществление надзора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах.
Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры:
— участвуют в распорядительных заседаниях суда;
— участвуют в рассмотрении уголовных и гражданских дел в судебных заседаниях и дают заключения по вопросам, возникающим во время судебного рассмотрения;
— поддерживают государственное обвинение в суде при рассмотрении уголовных дел;
— предъявляют иски в порядке гражданского судопроизводства или гражданские иски в уголовном судопроизводстве и поддерживают иски в суде, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав и законных интересов граждан;
— приносят в порядке, установленном законом, протесты на незаконные, и необоснованные приговоры, решения, определения и постановления судебных органов;
— дают заключения по уголовным и гражданским делам, рассматриваемым вышестоящим судом по жалобам и протестам;
— осуществляют надзор за исполнением решений и приговоров суда.
Прокурорам предоставлено право в пределах своей компетенции требовать любое гражданское или уголовное дело из судебных органов для проверки в порядке надзора.
Генеральный прокурор СССР вправе вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда СССР представления о даче руководящих разъяснений судебным органам по вопросам судебной практики; обязан участвовать в заседаниях Пленума Верховного Суда СССР, где поддерживает внесенные им на рассмотрение Пленума протесты по уголовным и гражданским делам; дает заключения по рассматриваемым Пленумом протестам Председателя Верховного Суда СССР и по рассматриваемым Пленумом вопросам о даче руководящих разъяснений судам. Если Генеральный прокурор СССР усматривает, что постановление Пленума Верховного Суда СССР не соответствует закону, он обязан войти по этому вопросу с представлением в Президиум Верховного Совета СССР. Прокуроры союзных, автономных республик, краев, областей и автономных областей обязаны участвовать в рассмотрении уголовных и гражданских дел президиумами соответствующих судов.
При осуществлении надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор применяет свойственные этой отрасли методы выявления нарушений и правовые средства реагирования на них. Прокуроры, в пределах своей компетенции, обязаны осуществлять надзор за тем, чтобы содержание задержанных, содержание в местах предварительного заключения, в местах лишения свободы, в учреждениях для принудительного лечения и воспитания производилось не иначе как по основаниям и в порядке, установленным законом, соблюдалось законодательство о порядке и условиях содержания задержанных и заключенных под стражу, отбывания наказания, исправления и перевоспитания осужденных, обеспечивалось соблюдение прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных, а также лиц, к которым применены меры принудительного лечения и воспитания.
Прокурор обязан немедленно освободить лицо, которое незаконно содержится в местах лишения свободы или в нарушение закона подвергнуто задержанию, предварительному заключению, принудительному лечению или воспитанию.
На органы прокуратуры возлагается ответственность за соблюдение социалистической законности в местах лишения свободы. Они должны глубоко анализировать, изучать процессы, происходящие в местах лишения свободы, активной и принципиальной постановкой вопросов добиваться улучшения их деятельности в перевоспитании правонарушителей. Прокурор обязан приостанавливать исполнение противоречащих закону приказов и распоряжений администрации мест лишения свободы, опротестовывать их в установленном порядке, а также принимать меры к привлечению к уголовной или дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законности. Администрация места лишения свободы обязана выполнять предложения прокурора относительно соблюдения установленных законом правил содержания заключенных. Администрация обязана не позднее чем в суточный срок направить прокурору адресованную ему жалобу или заявление заключенных. Прокурор, получивший жалобу или заявление заключенных, обязан рассмотреть их в установленные законом сроки, принять необходимые меры и сообщить о своем решении жалобщику. Для выполнения обязанностей по обеспечению прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы прокурор в пределах своей компетенции наделен широкими правами:
а) в любое время посещать места лишения свободы с беспрепятственным допуском во все помещения;
б) знакомиться с документами, на основании которых лица содержатся в местах лишения свободы;
в) производить личный опрос заключенных;
г) проверять соответствие закону приказов и распоряжений администрации мест лишения свободы, определяющих условия и режим содержания заключенных;
д) требовать личных объяснений представителей администрации мест лишения свободы по поводу нарушений законности содержания заключенных.
В работе по исправлению и перевоспитанию осужденных активное участие принимает советская общественность, в частности, наблюдательные комиссии при исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов и Советах Министров автономных республик.
Прокуроры оказывают помощь комиссиям в их работе: принимают участие в учебно-методических семинарах, совместно проверяют соблюдение законности в исправительно-трудовых учреждениях и т. д.

Продолжение ...







Автотранспорт


Бытовые конфликты


Финансы и кредиты


Недвижимость


Налогообложение


Наследование и дарение


Льготы и пособия


Права потребителей


Предпринимательство


Развод и алименты


Семейные проблемы


Страхование


Трудовые споры


Другие вопросы

Бракованные товары


Порядок переоформления


Жалобная книга

Словарь терминов


Юридический практикум


Иски и протесты


Некачественные товары


Нерассмотренные вопросы


Юридическая литература


Юридические статьи



 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +