Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Ответы юриста на вопросы >> Юридическая консультация >>

Принципы организации и деятельности прокуратуры


«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями


Выше отмечалось, что теоретические основы создания прокуратуры нового, высшего типа, прокуратуры социалистического государства сформулированы В. И. Лениным в его письме «О «двойном» подчинении и законности». Эти положения закреплены в Конституции СССР и в Законе о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 г.
Основное ее назначение состоит в осуществлении высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов цародных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также, гражданами. Соблюдение и укрепление законности — долг и обязанность всех советских учреждений, общественных организаций и должностных лиц (ст. 4 Конституции СССР).
Но органы власти и государственного управления, министерства и ведомства отвечают не только за законность деятельности подчиненных им органов, но и за успешное выполнение всех хозяйственных, административных, культурных и иных задач, какие возложены на подчиненные им предприятия и учреждения. Они руководят всей деятельностью подведомственных органов.
Министерства и ведомства контролируют их работу не только с точки зрения законности, но и с позиций целесообразности. В необходимых случаях они вмешиваются в организационную, хозяйственную и иную деятельность подконтрольных и подведомственных организаций, отменяют или изменяют решения подконтрольных органов и должностных лиц. Прокуратура оценивает деятельность государственных органов, общественных организаций только в той мере, в какой она соответствует закону. Принимать меры к устранению и предупреждению нарушений закона — вот главная задача прокуратуры. Для этого прокуратура и создана в государстве. В этом специфика работы прокуратуры и ее отличие от других органов. Прокуратура проверяет деятельность государственных учреждений и общественных организаций только с точки зрения законности, не вмешиваясь в их деятельность, С указанных позиций она осуществляет надзор за исполнением законов и теми государственными органами, которые осуществляют контрольные функции.
Будучи частью системы правоохранительных органов, прокурорский надзор вместе с тем является самостоятельной формой советской государственной деятельности и осуществляет свои функции на основе принципов централизации, единства и независимости от местных органов власти.
Органы прокуратуры образуют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Генеральный прокурор СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета СССР — перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен (ст. 165 Конституции СССР), Приказы и инструкции Генерального прокурора СССР, в случае несоответствия их закону могут быть отменены Президиумом Верховного Совета СССР. Президиум Верховного Совета СССР периодически заслушивает отчеты Генерального прокурора СССР по вопросам борьбы с преступностью и состояния прокурорского надзора за соблюдением законности. Постановления Президиума Верховного Совета СССР по этим отчетам являются руководством для деятельности органов прокуратуры.
Согласно Закону о прокуратуре СССР Генеральный прокурор СССР не реже одного раза за период полномочий представляет отчет о своей деятельности Верховному Совету СССР и систематически докладывает о ней Президиуму Верховного Совета СССР (ст. 6 Закона).
Каждый прокурор является представителем центральной власти и от имени государства осуществляет высший надзор за исполнением законов. Прокуроры, независимы в принятии своих решений от местных органов власти. В то же время централизация и независимость не препятствуют прокуратуре вести борьбу за укрепление законности в тесном контакте с местными органами власти. Они лишь определяют содержание и форму контактов, которые осуществляются на основе взаимной независимости. Это разделение власти на местах в деятельности по охране законности сочетается с общим централизованным руководством в центре. Генеральный прокурор СССР осуществляет возложенные на него задачи, ведя свою работу под непосредственным руководством ЦК КПСС. Здесь строго соблюдается ленинское указание о том, что прокуратура в центре должна работать «под самым близким наблюдением и в самом непосредственном контакте с тремя партийными учреждениями, которые представляют, из себя максимальную гарантию против местных и личных влияний, именно: Оргбюро ЦК, Политбюро ЦК и ЦКК».
Как и все советские учреждения, прокуратура работает под руководством нашей Коммунистической партии и ее органов на местах. Партийные органы ведут большую работу по воспитанию прокурорских работников в духе непримиримого отношения к фактам нарушения законности. Постоянно совершенствуя партийное руководство, ЦК КПСС в то же время обращает внимание на недопустимость вмешательства местных партийных органов в разрешение прокуратурой конкретных материалов и дел. Повседневный партийный контроль должен помогать работникам прокуратуры создавать в своей среде ту атмосферу нетерпимости к нарушениям закона, к бюрократическому и бездушному отношению к нуждам и законным интересам советских людей, без которой немыслима действенная работа прокуратуры по дальнейшему укреплению социалистической законности.
Единство прокурорского надзора выражается в том, что действия каждого прокурора рассматриваются как действия прокуратуры в целом. Каждый прокурор действует от имени единой системы органов прокуратуры и может быть заменен другим прокурором при выполнении своих функций. Если прокурор, который поддерживает государственное обвинение, например, заболел, он может быть заменен другим прокурором. Дача заключения по делу в любой стадии в суде может быть поручена любому лицу прокурорского надзора. Поддержание гражданского иска, заявленного одним прокурором, может быть поручено другому прокурору. Каждый вышестоящий прокурор имеет право поручить любому нижестоящему прокурору выполнение отдельных своих функций (если иное не оговорено в законе) и принять на себя выполнение любых функций, закрепленных за подчиненным прокурором.
Принципом деятельности органов прокуратуры является и строгое соблюдение социалистической законности. Осуществляя высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, органы прокуратуры должны обеспечить строгое соблюдение законности в собственной деятельности. При выполнении обязанностей по осуществлению прокурорского надзора органы прокуратуры неуклонно следуют требованиям закона. Каждый акт прокурора (представления и протесты, постановления о возбуждении и прекращении дел, санкции на арест и выселение граждан из жилищ и др.) должен быть юридически обоснован, убедителен и мотивирован.
Прокуратура во всей своей деятельности стремится реализовать идею В. И. Ленина, призывавщего воспитывать «широкие массы рабочих и крестьян в деле самостоятельного, быстрого, делового участия их в надзоре за соблюдением законности».
В своей деятельности прокуратура взаимодействует с Советами народных депутатов, с учреждениями Минюста, МВД, органами народного контроля, общественными организациями, трудовыми коллективами, опирается на активную помощь граждан в укреплении законности и правопорядка. Сложились такие формы связи прокуратуры с общественностью: участие общественных помощников в работе прокуратуры, установление постоянной связи с товарищескими судами, дружинами и т. д. Всемерное укрепление связи с общественными организациями, с коллективами трудящихся, участие общественности в деятельности прокуратуры — это один из принципов, определяющий организацию и деятельность прокуратуры.
В работах по прокурорскому надзору некоторые авторы, на наш взгляд, без должных оснований относят к числу принципов организации работы прокуратуры единоначалие. В. И. Ленин не считал вопрос о том, как должен быть внутренне устроен центральный орган прокуратуры, принципиальным и первостепенным, допуская как единоначалие, так и коллективное осуществление центральной прокурорской власти. В настоящее время в органах прокуратуры, в связи с созданием коллегий (ст. 19 Закона о прокуратуре СССР), единоначалие сочетается с коллегиальным обсуждением решений по наиболее важным вопросам прокурорской деятельности.

Продолжение ...







Автотранспорт


Бытовые конфликты


Финансы и кредиты


Недвижимость


Налогообложение


Наследование и дарение


Льготы и пособия


Права потребителей


Предпринимательство


Развод и алименты


Семейные проблемы


Страхование


Трудовые споры


Другие вопросы

Бракованные товары


Порядок переоформления


Жалобная книга

Словарь терминов


Юридический практикум


Иски и протесты


Некачественные товары


Нерассмотренные вопросы


Юридическая литература


Юридические статьи



 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +