Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Ответы юриста на вопросы >> Юридическая консультация >>

Коллегиальность рассмотрения дел во всех судах


«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями


Коллегиальность, как принцип социалистического правосудия, своим началом восходит к Декрету о суде № 1. В нем было установлено, что разбирательство дел в местных судах происходит коллегиально в составе местного судьи и двух очередных заседателей, а в революционных трибуналах — в составе члена трибунала (председательствующего) и шести народных заседателей.
В дальнейшем принцип коллегиальности прочно вошел в советское судоустройство и судопроизводство. Правда, состав коллегий численно менялся; предусматривалась даже коллегия: 1 судья плюс 12 заседателей (Декрет о суде № 2), но затем прочно закрепилась трехчленная коллегия (Положение о судоустройстве РСФСР 1922 г., Основы судоустройства 1924 г., Закон о судоустройстве 1938 г.).
Конституция СССР 1977 г. гласит: «Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции — с участием народных заседателей» (ст. 154). Однако принцип коллегиальности не ограничивается участием в суде народных заседателей, хотя это составляет наиболее существенное в его содержании.
Советское законодательство давало и дает ему сейчас более широкую обрисовку: как в судах первых инстанций, так и в кассационных и надзорных инстанциях дела рассматриваются коллегиально.
Статьей 8 Основ законодательства о судоустройстве установлено, что судебные коллегии всех судов, выступающие в качестве кассационных или надзорных инстанций, состоят из трех членов соответствующего суда. Именно такой состав — без участия народных заседателей — вытекает из задач кассационного или надзорного разбирательства: проверить законность и обоснованность вынесенного приговора, решения, определения, постановления, для чего нужны болидные юридические знания и опыт судебной работы, чего нет, как правило, у народных заседателей.
Президиумы судов (областных, краевых, автономных областей и автономных округов, Верховных Судов автономных и союзных республик) являются коллегиальными органами; дела они правомочны рассматривать при наличии большинства членов президиума.
Пленумы Верховных Судов союзных республик и Пленум Верховного Суда Союза ССР правомочны рассматривать дела при наличии не менее 2/3 их состава.

Продолжение ...







Автотранспорт


Бытовые конфликты


Финансы и кредиты


Недвижимость


Налогообложение


Наследование и дарение


Льготы и пособия


Права потребителей


Предпринимательство


Развод и алименты


Семейные проблемы


Страхование


Трудовые споры


Другие вопросы

Бракованные товары


Порядок переоформления


Жалобная книга

Словарь терминов


Юридический практикум


Иски и протесты


Некачественные товары


Нерассмотренные вопросы


Юридическая литература


Юридические статьи



 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +