П. А. Рудик, «Психология»
Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.
Обучение физическим упражнениям является сложным педагогическим процессом передачи учащимся необходимых для овладения данным видом спорта знаний и формирования у них определённых умений и навыков. В отличие от передачи и усвоения преимущественно теоретических знаний, что имеет место в изучении большинства общеобразовательных предметов, обучение физическим упражнениям всегда связано с мышечной деятельностью, и успех этого обучения зависит от того, насколько педагог сумел обучить учащихся соответствующим движениям.
Процесс обучения физическим упражнениям требует от тренера показа и объяснения упражнения, а от ученика — восприятия, понимания и выполнения показанного движения. В известной степени этот процесс опирается на свойственную человеку способность подражания.
Подражание, как уже было сказано нами выше, есть повторение показанного движения, опирающееся на восприятие и вызванное им представление изучаемого движения. В процессе подражания человек более или менее точно совершает действие, аналогичное воспринятому.
Подражание имеет место во всех видах человеческой деятельности: в ученье, пруде, играх, в быту. Оно бывает двух видов: непреднамеренное, когда движение или действие усваивается неосознанно, механически, без какого-либо сознательного желания подражать, и преднамеренное, сознательное, когда человек активно стремится подражать наблюдаемому образцу.
Примером непреднамеренного подражания может быть несомненное перенимание у других людей различных манер и привычек. Особенно сильно оно проявляется в детском возрасте: дети часто подражают мимике и характерным особенностям движений как взрослых, так и своих сверстников, сами не замечая этого. Об этом необходимо помнить каждому преподавателю, каждому тренеру, так как характерные особенности собственного их поведения часто легко передаются воспитанникам.
Это не значит, что в юношеском возрасте привычка к непреднамеренному подражанию совершенно угасает. И в этом возрасте она может сильно проявиться, особенно в тех случаях, когда школьники копируют характерные черты других людей, механически перенимая их и не задаваясь при этом вопросом, почему и как возникли эти черты, какое они имеют значение, надо ли их усваивать, хорошо это или плохо.
В ряде случаев такое механическое подражание может иметь отрицательное значение, снижая творческую инициативу учащихся, вызывая невольное подражание дурным образцам и т. д. Преподаватель в своих движениях, осанке, способах выполнения упражнения должен всегда быть для воспитанников образцом, заслуживающим подражания.
Однако обучение, которое всегда должно быть процессом активного усвоения учащимися требуемых знаний и навыков, не может быть основано на механическом подражании. Последнее в известной степени допустимо лишь в физическом воспитании детей дошкольного возраста, когда широко применяется так называемый имитационный метод обучения движениям.
Достаточно показать ребёнку, как скачет зайчик или прыгает лягушка, и он будет подражать этим действиям, не нуждаясь в объяснении, как нужно это движение сделать, как нагибаться, как скакать и т. д. Но в применении к десятилетним детям такой метод обучения уже не будет иметь успеха.
У ребёнка школьного возраста имеется развитая способность к сознательным, произвольным действиям. Если мы хотим вызвать у него определённые движения, мы должны не просто показать их и потребовать: «делай так, как я делаю», но возбудить у него сознательную инициативу к усвоению этих действий. Тем более следует избегать непреднамеренного подражания в спортивной тренировке взрослых юношей или девушек.
Обучение физическим упражнениям в школьном возрасте должно опираться на преднамеренное подражание. Необходимо учитывать, что с возрастом у человека накапливается двигательный опыт и закрепляются привычные формы движений, в связи с чем приобретает устойчивый характер способность реагировать на внешние раздражения всегда определёнными движениями (бега, ходьбы, прыжка и т. д.). В связи с этим показываемые преподавателем упражнения часто усваиваются учащимися с известным трудом.
Количество движений, которые мы выполняем в естественных условиях, невелико: мы ходим, бегаем, встаём, садимся, берём или бросаем что-нибудь и т. д., совершая эти движения постоянно и много раз. В результате в течение жизни у нас образуются устойчивые формы этих движений.
Маленький ребёнок, не имеющий большой практики движений, легко усваивает какое-либо новое движение по подражанию, так как у него ещё нет установившейся привычной формы этого движения. У взрослого же человека сложившиеся способы движения препятствуют усвоению новых приёмов ввиду выработавшейся в течение жизни устойчивой привычки реагировать на раздражение всегда одним и тем же образом.
Этим наряду с другими причинами объясняется также трудность исправления неправильных технических приёмов движений, закрепившихся в двигательных навыках физкультурников и спортсменов.
Процесс обучения физическим упражнениям может быть правильно поставлен только при условии привлечения внимания учащихся к новым для них приёмам и способам движения и создания у них сознательного отношения к усвоению изучаемых упражнений.
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.