П. А. Рудик, «Психология»
Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.
Как отмечалось выше, физиологической основой воспроизведения является оживление установившихся в процессе запоминания или заучивания временных нервных связей. Исходным толчком для такого оживления всегда является тот или иной раздражитель, закономерно связанный по принципу условного рефлекса с процессами, обеспечивающими воспоминание.
Различают два вида воспроизведения: непреднамеренное и преднамеренное; последнее иногда выступает в форме припоминания.
Непреднамеренное воспроизведение в памяти воспринятого раньше материала имеет место тогда, когда соответствующие образы всплывают в нашем сознании как бы сами по себе, без предварительного намерения с нашей стороны вспомнить их.
Например, в нашем сознании могут возникнуть образы той или иной мелодии, песни, встречавшихся нам ранее людей, совершенно не связанные с той деятельностью, которую мы в это время выполняем. Человек читает книгу, старается изучить её содержание, его внимание сосредоточено на этом — и вдруг он неожиданно вспоминает и даже начинает напевать про себя мелодию какой-нибудь песни.
Физиологической основой такого непроизвольного воспроизведения является та или иная нервная связь по принципу ассоциации по смежности: какой-либо раздражитель, закономерно связанный с мелодией этой песни, подействовал на наш мозг и вызвал в нём оживление соответствующих нервных связей, оставшись для нас незамеченным, поскольку наше сознание в это время было занято другими процессами. Однако, если мы постараемся разобраться в условиях, приведших к возникновению в нашей памяти образа данной мелодии, мы почти всегда откроем причину этого воспроизведения в появлении того или иного раздражения.
Преднамеренное воспроизведение имеет место в тех случаях, когда мы ставим перед собой цель вспомнить что-либо. Наиболее часто оно обнаруживается в учебном процессе: каждый ответ ученика на заданный ему вопрос относительно пройденного учебного материала требует такого преднамеренного воспроизведения.
Особенностью преднамеренного воспроизведения является его планомерный характер. Оно протекает не механически — под влиянием тех или иных случайных раздражений, а организованно. Отвечая на вопрос, касающийся техники определенного физического упражнения, например прыжка в высоту, спортсмен будет отвечать не первыми всплывшими в его сознании ассоциациями, а последовательно, в определённой системе, расскажет о значении и особенностях в технике этого прыжка таких его элементов, как разбег, толчок, угол вылета, группировка в полёте, приземление.
Вопрос преподавателя вызовет у него сознательное стремление ответить в соответствии с характером этого вопроса, и он воспроизведёт в своей памяти изученный материал в известной системе и по определённому плану. Нередки, однако, случаи бессистемного воспроизведения и в учебной практике: ученик не старается возможно лучше и полнее вспомнить материал, а отвечает первыми вспомнившимися ему ассоциациями, без всякого плана или системы, рассказывая материал не в должном порядке, выхватывая отдельные клочки знаний из середины или конца этого материала; часто такие ответы строятся на непреднамеренном воспоминании, опирающемся на случайные ассоциации.
Чтобы воспроизведение было в полной мере преднамеренным, необходимо, чтобы оно активно готовилось учеником уже в процессе заучивания. Ученик не может ограничиться тем, что он изучил материал и, как ему кажется, помнит его. Он должен подготовить ответ по этому материалу, т. е. поставить перед собой вопросы, аналогичные тем, которые ожидаются на уроке, и дать на них («проговорить») обстоятельный ответ, подготовленный по определённому плану. Только в этом случае преднамеренное воспроизведение будет полноценным.
К сожалению, в учебной практике ещё часты случаи, когда заучивание ограничивается только запоминанием материала и ученик не даёт себе труда подготовить требуемые ответы; лишь когда ему задан вопрос на уроке, он начинает вспоминать материал. Преднамеренное воспроизведение выступает здесь в виде своего частного случая — припоминания.
Припоминанием называется воспроизведение, связанное с преодолением некоторых трудностей. Иногда оно сопровождается большими волевыми усилиями. Ученик не может сразу и легко вспомнить ту или другую хронологическую дату: он забыл некоторые собственные имена, математическая формула всплывает в его памяти в неполном виде и т. д. Он старается более точно припомнить этот материал. Эти его старания заключаются в поисках ассоциаций, отталкиваясь от которых он мог бы правильно воспроизвести заученный материал.
Иногда наводящий вопрос преподавателя служит таким исходным толчком для воспроизведения нужной ассоциации, иногда же сам ученик, мысленно сосредоточиваясь на тех или других представлениях и мыслях, находит нужную ассоциацию и вспоминает требуемый материал. Легко видеть, что случаи такого припоминания почти всегда связаны с дефектами заучивания: при заучивании у ученика не было установки на подготовку обстоятельного ответа на ожидаемые вопросы.
При воспроизведении всегда имеет место узнавание в его различных степенях — от слабого чувства некоторого знакомства с воспроизведённым материалом до чувства полной уверенности в его точности. Узнавание часто опирается на побочные ассоциации, которые позволяют вспомнить не только самый предмет, но и обстановку, в который мы его воспринимали, обстоятельства, которые при этом имели место, и т. д.
Эти добавочные ассоциации помогают включить данный предмет в сферу уже известных связей, вследствие чего он и воспринимается как знакомый. Воспроизведение какого-либо предмета в памяти, не сопровождаемое чувством знакомости, не осознаётся как воспоминание.
В отдельных случаях узнавание создаёт иллюзию действительного знания, вызывает ложную уверенность в прочном запоминании материала, которое в действительности отсутствует. Ученик, изучивший материал, при повторном ознакомлении с ним переживает в яркой степени это чувство знакомости: материал ему знаком, и он убеждён, что знает его. Однако попытка воспроизвести этот материал показывает, что действительного знания нет. Для полного овладения учебным материалом необходимо не обманываться чувством знакомости, а добиваться путём точных повторений закрепления прочных связей, которые только одни могут обеспечить правильное, полное и точное воспроизведение.
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.