П. А. Рудик, «Психология»
Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.
В зависимости от причин, его вызывающих, внимание может быть произвольным, или преднамеренным, и непроизвольным, или непреднамеренным. Непреднамеренное внимание вызывается внешними причинами — теми или другими особенностями действующих на человека в данный момент объектов. Особенности, благодаря которым внешние предметы могут привлекать наше внимание, следующие:
а) Интенсивность объекта; более сильный, чем другой, одновременно с ним действующий на организм объект (более сильный звук, более яркий плакат и т. д.) скорее привлечёт к себе внимание. Однако это своё свойство объекты сохраняют лишь до тех пор, пока человек не привык к данной степени интенсивности. Даже очень сильные раздражители, если они стали привычными, перестают вызывать наше внимание.
б) Новизна, необычность объектов; иногда даже и не выделяющиеся своей интенсивностью объекты привлекают к себе наше внимание, если только они для нас новы, например некоторые изменения в привычной обстановке, появление нового лица в классе или спортивной секции и т. д.
в) Резкая смена, а также динамичность объектов, часто наблюдающаяся при сложных и длящихся долгое время действиях, например при наблюдении за спортивным состязанием, восприятии кинокартины и т. д. В этих случаях нарушение относительно спокойного течения раздражителей путём перерыва, паузы или изменения темпа и ритма невольно привлекает наше внимание.
Пользуясь этими особенностями объектов, легко можно вызвать внимание у тех или других лиц: громкий голос, чёткая команда привлекут внимание учащихся к требованиям тренера; яркий красочный плакат заставит со вниманием воспринять его содержание; введение какого-либо нового приёма в методику преподавания обострит внимание учащихся и поможет лучшему усвоению учебного материала. Однако при этом необходимо помнить о следующих основных особенностях данного вида внимания:
1) При непреднамеренном внимании человек не готовится предварительно к данному восприятию или действию.
2) Непреднамеренное внимание наступает внезапно, немедленно вслед за действием отличающихся указанными выше особенностями объектов, в своей интенсивности обусловливается особенностями этих объектов.
3) Непреднамеренное внимание скоропреходяще, оно длится, пока действуют соответствующие раздражители, и, если не принять соответствующих мер к его закреплению, прекращается по окончании действия объектов, вызвавших внимание.
Эти особенности непреднамеренного внимания делают его неполноценным, неспособным обеспечить хорошее качество тех или других видов человеческой деятельности. Непреднамеренное внимание имеет некоторое значение в организации педагогического процесса, именно тогда, когда требуется возбудить внимание учащихся, привлечь его к тому или другому явлению и процессу. Однако строить педагогический процесс исключительно на непреднамеренном внимании неправильно. Оно может играть как в педагогическом, так и в трудовом процессе лишь подсобную роль. Основное же значение как в труде, так и в учебной работе имеет преднамеренное внимание. Преднамеренное внимание отличается следующими особенностями:
а) Оно имеет целенаправленный характер и определяется задачами, которые мы ставим перед собой в той или иной деятельности. При преднамеренном внимании не всякие объекты привлекают наше внимание, а только те, которые стоят в связи с задачей, выполняемой нами в данный момент; из многих объектов мы выбираем те, которые нам нужны в данном виде деятельности.
б) Оно имеет организованный характер. При преднамеренном внимании мы заранее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, сознательно направляем своё внимание на этот предмет, проявляем умение организовать необходимые для данной деятельности психические процессы.
в) Преднамеренное внимание имеет устойчивый характер, оно помогает нам организовать нашу работу на более или менее долгое время, связано с планированием этой работы.
Эти особенности преднамеренного внимания делают его важным фактором успешности той или иной деятельности.
Преподаватели и тренеры заинтересованы в воспитании у своих учащихся способности произвольно сосредоточивать своё внимание на учебном процессе. Для правильной организации воспитания внимания необходимо знать причины и условия, его вызывающие.
Преднамеренное внимание чаще всего обусловливается интересами человека к данному виду деятельности. Воспитание произвольного, или преднамеренного, внимания требует формирования у учащихся устойчивых интересов к учебным предметам, спорту, труду.
Но не всегда преднамеренное внимание строится на интересах. Человеку приходится усваивать разнообразные знания и заниматься различными видами деятельности, а интересы его могут лежать только в одной какой-нибудь области. В этих случаях преднамеренное внимание основывается на сознательно-волевом отношении человека к выполняемой им деятельности. Воспитание преднамеренного внимания связывается поэтому с формированием мировоззрения, моральных убеждений и принципов, сознания общественной значимости и небходимости данной деятельности. По существу преднамеренное внимание является волевым процессом и должно быть связано с воспитанием воли.
Непреднамеренное внимание по своим физиологическим механизмам является не чем иным, как ориентировочным рефлексом в его различных видах. Во всех случаях непреднамеренное внимание возникает в результате воздействия на нашу нервную систему внешних раздражений, которые на основании постоянных врождённых или предварительно выработанных условных, временных связей вызывают оптимальное возбуждение в определённых участках коры головного мозга и соответствующие ориентировочные реакции.
Иные физиологические механизмы лежат в основе преднамеренного внимания. Оно связано с оптимальными нервными возбуждениями значительных участков коры больших полушарий головного мозга, которые вызываются и поддерживаются раздражениями второй сигнальной системы.
Преднамеренное внимание всегда связано с такими словами, в которых мы выражаем наше намерение, или внутреннюю инструкцию, как надо поступать, на что обращать внимание; эти слова — видимые, слышимые или произносимые (хотя бы и внутренне) — и являются теми раздражителями, которые вызывают необходимое для преднамеренного внимания оптимальное возбуждение в соответствующих отделах коры больших полушарий головного мозга.
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.