П. А. Рудик, «Психология»
Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.
Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего нас мира при непосредственном воздействии их на наши рецепторы. Например, мы воспринимаем группу футболистов, которые в борьбе за мяч осуществляют задуманную ими тактическую комбинацию. Альпинист воспринимает пространственные отношения предметов, когда смотрит на открывшуюся его взору горную долину и видит находящиеся вблизи деревья и скалы, текущую несколько дальше горную речку и, наконец, далёкие остроконечные пики гор на горизонте.
Студент воспринимает речь преподавателя в процессе слушания лекции. Физкультурник воспринимает свои движения, когда, например, совершает прыжок в высоту, отбивает мяч или напрягает все свои силы, чтобы в спринтерском беге первым прибыть к финишу. Эти примеры показывают, что восприятие всегда имеет целостный характер: в нём отражаются предметы и явления в целом с присущими им свойствами и качествами.
Восприятие представляет собой процесс отражения предметов и явлений, протекающий во времени. В процессе восприятия мы получаем конкретные образы воспринимаемых предметов и явлений.
Восприятие отличается большой сложностью. Прежде всего в него входят разнообразные ощущения, органически с ним связанные. Без ощущений не может быть восприятия. Однако восприятие нельзя рассматривать как простое суммирование отдельных ощущений. Последние участвуют в процессе восприятия в связанном и взаимно обусловленном виде, поскольку и свойства предметов, отражаемые в ощущениях, всегда взаимно связаны и обусловлены: «...не существует просто качеств, — говорит Ф. Энгельс, — существуют только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами».
Восприятия состоят из ощущений, но не сводятся к ним. В них участвуют также и представления, т. е. вызванные в памяти образы прошлого опыта. В нашем прежнем опыте мы видели много предметов, подобных тому, который сейчас воспринимаем, видели их в разных положениях, с разных сторон, при различном освещении, на разном расстоянии — все эти представления всплывают в нашей памяти при восприятии непосредственно действующего на нас предмета, включаются в процесс восприятия.
В связи с прошлым опытом большое значение в процессе восприятия приобретает узнавание предметов и явлений. Характерной его особенностью является отнесение воспринимаемого предмета к определённому роду предметов. При взгляде на стадион мы отмечаем не только специфические особенности данного стадиона, но узнаём это сооружение именно как стадион, а не как театр, отмечая в своём восприятии те общие признаки, которые присущи всем стадионам.
Узнавание основывается на образовавшихся и закреплённых в процессе предшествующего опыта временных связях или ассоциациях между видом предмета и его назначением, в том числе и на ассоциациях между отдельными свойствами и особенностями предмета. Эти связи могут быть закреплены в разной степени. В зависимости от степени закреплённости связей и их полноты различают общее и специфическое узнавание.
Общее узнавание основывается на очень отвлечённых и обобщённых связях. Как правило, общее узнавание состоит большей частью в подведении воспринимаемого объекта под известный род или вид. Часто оно характеризуется неясностью и неопределённостью, принимая форму чувства знакомости. В отличие от общего узнавания, специфическое узнавание характеризуется высокой степенью определённости. Мы, например, не только отнесли в своём восприятии этого спортсмена к числу лыжников, но и узнали его как определённую личность, со всеми его индивидуальными особенностями. Такое специфическое узнавание основано на очень прочных и обширных ассоциациях, участвующих в процессе восприятия.
Вместе с тем восприятие всегда является процессом осмысленного отражения предметов внешнего мира. В нём принимают участие не только непосредственные ощущения и представления памяти, но и мышление. «К нашему глазу присоединяются не только другие чувства, но и деятельность нашего мышления», — говорит Ф. Энгельс.
В процессе восприятия мы не механически, подобно фотографической пластинке, отражаем предмет, а расчленяем его на составные части, например при восприятии дерева выделяем в нём ствол, ветви, листья и другие составные части. Этот анализ существует всегда одновременно с синтезом, так как выделенные части объединяются в целостный образ дерева. Благодаря процессу мышления в восприятии мы выделяем и объединяем в целостный образ части воспринимаемого предмета, которые имеют существенное значение. Процесс восприятия, таким образом, связан с пониманием сущности и значения воспринимаемого предмета, его взаимосвязи с другими предметами.
Восприятие есть, конечно, отражение предмета в виде конкретного образа. Но этот конкретный образ в значительной степени создаётся путём абстрагирующей и обобщающей деятельности мышления, существенно дополняющего материала непосредственных ощущений. Это положение может быть иллюстрировано изображением, которое состоит из отдельных пятен, однако эти пятна воспринимаются нами как фигура теннисиста, отбивающего мяч.
Понимание предмета составляет важнейшее условие процесса восприятия. Воспринимая какой-либо предмет, мы всегда отражаем его в определённых взаимосвязях с другими предметами. Восприятие опирается на накопленные в прошлом опыте отражения связей и отношений между предметами, на уже сложившееся общее понимание устройства всего мира и составляющих его вещей и явлений. Поэтому благодаря деятельности мышления, которое находится в неразрывном единстве с речью, каждое воспринимаемое явление всегда называется нами и отражается как часть общей системы мира, всегда состоит в подведении данного предмета под общее, родовое понятие («это — дерево», «это — лыжник» и т. д.).
При всём своём конкретном, предметном характере образы восприятий являются всегда в известной степени обобщёнными отображениями действительности, а это значит, что они содержат и некоторые элементы отвлечения. Это особенно обнаруживается, когда мы воспринимаем какие-либо предметы, не имея специального задания подметить в них присущие им индивидуальные особенности.
Идя по улице, мы, конечно, воспринимаем дома, людей, автомашины и т. д., но воспринимаем их в самой общей форме. Поэтому мы можем сказать, что мимо нас только что прошёл человек, но часто не ответим на вопрос, был ли он молод или стар. Мы знаем, что только что проехала машина, и именно легковая, но затрудняемся ответить, какой у неё был кузов. Наша память отказывается в этих случаях нам что-либо подсказать, потому что восприятие этих предметов было обобщённым, в самых общих чертах.
Этот обобщённый характер наших восприятий объясняется тем, что действующие на нас в данный момент раздражители вызывают в нашей памяти сложившиеся в процессе предыдущего опыта обобщённые образы предметов. Только при специальной направленности внимания мы в этом обобщённом образе предмета сможем выделить те или другие специфические его особенности.
Наконец, любой процесс восприятия всегда сопровождается различными эмоциями, проявляющимися с той или иной силой. Восприятие произведения живописи в картинной галерее всегда вызывает у нас сложные эстетические чувства. Эмоциональные переживания, возникающие в процессе восприятия, являются более сложными, чем эмоции, вызываемые ощущениями, поскольку первые отражают наше отношение к целому сложному предмету или явлению, а не к отдельным его свойствам.
Мы испытываем чувство физической бодрости, воспринимая хорошо координированные и энергичные движения своего тела при выполнении физических упражнений. Восприятие трудного упражнения на гимнастических кольцах вызывает чувство опасения за спортсмена. Эти эмоциональные переживания органически сливаются с самим процессом восприятия, придают ему своеобразную эмоциональную окраску.
В связи с таким сложным характером процесса восприятия и самый образ воспринимаемого предмета приобретает особые черты. Прежде всего этот образ гораздо богаче по своему содержанию, чем непосредственные раздражители, действующие в данный момент на наши органы чувств.
Мы видим предмет с одной стороны, в одном положении, но в нашем восприятии, благодаря возникшим представлениям памяти, он отражается как имеющий и другие стороны и особенности, воспринимавшиеся нами ранее. Зрительно мы видим только белый снег, устилающий поле. Но к этому зрительному восприятию снега присоединяются всплывшие по памяти представления из прежнего опыта о его температуре, плотности и пластичности, которых мы в данный момент не ощущаем, но которые ощущались нами раньше, когда мы брали снег в руки и сжимали его в комок.
Вместе с тем, поскольку процесс восприятия всегда совершается во времени, образ воспринимаемого нами предмета отличается некоторой подвижностью, изменчивостью. Это не застывшее, статическое изображение, но всегда меняющееся в своих характерных чертах.
Например, у нас возникает образ дерева, на которое мы смотрим, но в каждый данный момент в нашем сознании отражается преимущественно то та, то другая часть этого предмета. Сейчас я имею образ дерева, в котором наиболее отчётливо выступает его своеобразный ствол; через секунду в том же самом образе дерева более ярко отразится его крона.
Большое значение в выделении объекта восприятия имеет направленность внимания на целое или на часть в воспринимаемом объекте. Например, при чтении книги внимание одного человека может быть направлено преимущественно на восприятие отдельных деталей, фактов, событий, приковано к частным вопросам, которые воспринимаются и запоминаются им детально и чётко. У другого человека внимание может иметь иную направленность, он воспринимает главным образом то общее и целое, что содержит в себе данная книга, пропуская и не усваивая притом многие детальные факты.
Эти различия в восприятии получают своё выражение даже во внешних признаках деятельности данных людей. Первый читает сосредоточенно, медленно, не забегая вперёд, пока не усвоил предыдущего, тщательно фиксируя изучаемый текст подчёркиванием или записями. Второй читает внешне небрежно, перелистывает материал, часто заглядывает вперёд или возвращается к уже прочитанному.
Если ознакомиться с тем, что же усвоили эти два человека из прочтённой книги, то можно убедиться, что первый хорошо овладел конкретными фактами, но с трудом их увязывает в общую картину; второй же имеет общее представление о прочитанном, но затрудняется в подтверждении этого своего знания конкретным материалом. И при изучении физических упражнений можно наблюдать направленность внимания на восприятие всего упражнения в целом, в его слитной, законченной форме, или на восприятие отдельных движений и детальных приёмов техники выполнения упражнения.
Только соединение этих обоих видов направленности внимания может дать необходимое, полное и точное восприятие изучаемого материала. Однако в одном акте восприятия нельзя направлять внимание сразу и на целое, и на детали. Это приводит к необходимости воспринимать предмет минимум два раза — сперва с одной, потом с другой направленностью, внимания.
При первом знакомстве с материалом внимание направляется на целое, при повторном — на конкретные детали. Обратный способ приводит как к излишней работе по изучению деталей, которые потом, при изучении материала в целом, оказываются ненужными, так и к многочисленным ошибкам в усвоении деталей, так как правильно отразить в своём восприятии тот или иной детальный факт можно только тогда, когда имеется предварительное знакомство с материалом в его общем, целом виде.
Отсюда вытекает общее педагогическое правило: при изучении любого учебного материала, в том числе и более или менее сложных физических упражнений, педагог должен организовать восприятие этого материала сперва в целом, а затем уже в деталях.
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.