Многообразные знания об общественной жизни и поведении людей, личный пример учителя, личный опыт
жизни, деятельности поведения самих детей, приобретаемый в процессе их целенаправленной деятельности, общая обстановка жизни — все это способствует усвоению правил поведения, способов выполнения этих правил и активному упражнению детей в правильных поступках. В то же время упрочение нравственных привычек и навыков поведения, формирование точности поведения зависят от того, насколько систематично и последовательно организована повторнссть поступков детей во времени и по способу действия.
А. С. Макаренко справедливо отмечал, что точность в нашей жизни — это моральная норма. Приучение ребенка к точности в поведении составляет важнейшую воспитательную задачу, так как, даже зная, что от него требуется и как данное требование выполнить, семилетний ребенок самостоятельно не может всегда правильно учесть условия места и времени, соотнести различные требования.
В конце сентября, когда дети уже в основном знали, какие требования предъявляются к их поведению в школе, мы наблюдали такие факты. Оля Ш. — дежурная. Обязанности свои знает хорошо, но по своей инициативе почти ничего не делает, все ждет указания учителя. На вопрос, почему она без напоминания учителя не выполняет свои обязанности, ответила: «Без разрешения учителя нельзя ничего делать». Девочка усвоила требование учителя ничего не делать без его разрешения, но когда, в каких случаях это нужно выполнять, еще не поняла, не соотносит это правило с другими требованиями, предъявляемыми при ознакомлении детей с обязанностями дежурных: «Дежурные не должны ждать напоминания, сами должны помнить, что им нужно делать».
Дети-первоклассники на первом этапе обучения и воспитания в школе нередко не относят указания, требования учителя, предъявленные сегодня, к последующим дням. Наташа Г., активная, хорошо развитая ученица, 15 сентября на вопрос, почему она не проверила сегодня санитарное состояние детей в своей колонке, ответила: «Я позавчера проверяла, а вчера и сегодня Г. А. не говорила, я не знаю, нужно было?» На замечания учителя Вове Ш. о том, что он не выполнил свое поручение, не знает, у кого сегодня остались книги необернутыми, мальчик отвечает: «А вы мне еще раньше говорили проверить, я и проверил, а сегодня нет, может быть, вы еще кому-нибудь сказали?»
Требуется специальное разъяснение детям того, что они должны каждый день, всегда выполнять свои обязанности, предъявляемые им требования, если даже о них учительница и не напоминала, но еще более важно, чтобы для выполнения ребенком каждого требования было указано соответствующее постоянное время.
Точность выполнения детьми предъявляемых им требований и предупреждение фактов неисполнительности обеспечиваются в работе учителя тогда, когда у него существует строгая и устойчивая система единых требований, предусматривающая и определяющая, что, где и когда каждый из детей должен делать и как поступать, то есть при наличии четкого и строгого режима жизни, деятельности и поведения детей.
Анализ опыта работы лучших учителей первых классов по организации режима жизни и деятельности детей показывает необходимость установления не только режима дня — распределения времени в течение суток для сна, учения в школе, приготовления уроков, приема пищи, отдыха и так далее, но и микрорежима — определения порядка действий и поведения детейвнутри каждого режимного периода с четким и относительно устойчивым распределением между детьми обязанностей, прав и ответственности за поддержание установленного порядка всеми членами коллектива.
Режим дня устанавливается в практике чаще, о нем много сказано и в педагогической литературе. Разработаны и примерные режимы дня для детей, занимающихся в школе в разные смены. Гораздо реже внимание учителя привлекается к организации порядка деятельности, поведения детей внутри режимных периодов дня, а именно это только и помогает учителю обеспечить точность поведения и систематическое упражнение маленьких школьников в правильных поступках в течение времени пребывания в школе.
Рассмотрим примерную организацию режима учебного дня первоклассников. У опытных учителей мы чаще всего встречаем следующий распорядок дня детей.
Дети собираются в школе с 8 часов 30 минут до 8 часов 45 минут. С 8 часов 45 минут — зарядка под руководством дежурных пионеров, комсомольцев старших классов или учителя. После зарядки дети организованно, по колонкам, с разрешения дежурного входят в класс и занимают свои места. Первой входит в класс та колонка, которая лучше стояла. Дети должны сесть и положить руки на парты. Санитары в это время по колонкам быстро и тщательно проверяют их санитарное состояние, в начале года с помощью учителя, а начиная со второй четверти вполне самостоятельно под наблюдением учителя. Те, кого санитары осмотрели, сразу же начинают готовиться к уроку, достают из портфеля все книги и кладут их слева в парте, а тетради — справа, пенал в середине. Портфель вешают на крючок сбоку парты. На свой уголок парты кладут книги (снизу) и тетради (сверху), необходимые к первому по расписанию уроку, в выемку парты кладут пером к иернильнице ручку и, если нужно, карандаш, острием тоже к чернильнице. Дежурные в это время напоминают, какой урок первый по расписанию, быстро готовятся к уроку сами, а затем выходят к доске и проверяют, всели и правильно ли готовятся к уроку. Ровно в 9 часов, по звонку, учитель начинает урок. Урок всегда заканчивается для детей словами учителя: «Урок окончен». После этого дети убирают в парту использованные книги и тетради, кладут их снизу, чтобы сверху оказались те пособия, которые будут нужны на следующих уроках. Кто приготовился к следующему уроку, выходит отдыхать в коридор. За выполнением всех этих требований следят двое дежурных. После того как все дети вышли, дежурные проветривают и готовят к следующему уроку класс (складывают цифры или буквы в кассу, приводят в порядок доску, проверяют чистоту класса и т. п.). У некоторых учителей выход из класса организован иначе: дети готовятся к следующему уроку и сидят, как установлено (ноги на подножке, руки сложёны на парте), пока дежурный не разрешит всей колонке построиться и выйти из класса. Выходит первой та колонка, которая быстрее приготовилась к следующему уроку и в которой все хорошо сидят.
По звонку на все уроки дети выстраиваются по колонкам в коридоре напротив класса, а дежурные следят за своевременностью построения и впускают в класс первой ту колонку, которая быстрее и лучше построилась. Дети входят в класс и становятся у своих мест сбоку парты. Учитель разрешает садиться той колонке, в которой никто не нарушает установленного порядка, все хорошо стоят. Последними садятся на место дежурные. Они ждут, пока учитель не разрешит сесть всем колонкам, стоя перед классом.
После окончания второго урока дети убирают все с парты, колонками или по мере готовности по одному идут мыть руйи. Затем достают мешочки с завтраком, вынимают и раскладывают на парте салфетки, кладут на них завтрак и кушают. Санитары и дежурные следят за соблюдением всеми детьми установленного порядка, за поддержанием чистоты в классе. Кто позавтракал, складывает остатки пищи и салфетку в мешочек, приводит в порядок рабочее место, вытирает или моет руки, готовит все необходимое к уроку и выходит из класса отдохнуть. Дежурные и санитары после завтрака выполняют свои обязанности по приведению в порядок класса и подготовке его к следующему уроку. После окончания всех уроков дети организованно укладывают в портфели свои учебные вещи. Та колонка, которая быстрее собралась и сидит тихо, первая выходит и строится по разрешению дежурного. Затем весь класс одновременно или по колонкам отправляется в гардероб под наблюдением дежурных или специально выделенных для этого детей. Те, кому было поручено отвести класс или колонку в гардероб, возвращаются и сообщают учителю, как вели себя дети, все ли хорошо оделись, а затем получают разрешение учителя на уход домой. Дежурные после уроков приводят в порядок и сдают учителю класс. Цветоводы поливают и моют, когда нужно, цветы. После этого все уходят домой.
В течение первой четверти весь этот распорядок дня поддерживается учителем с привлечением детей, учитель учит детей и руководству и подчинению друг другу, поддержанию предусмотренного порядка и выполнению порученных обязанностей. Постепенно к началу второй четверти дети уже сами, под наблюдением учителя и с его помощью, начинают поддерживать установленный порядок.
Наряду с этим закрепляется еще целый ряд постоянно действующих правил жизни и поведения детей, которые превращаются в своеобразные традиции класса. Таким правилом часто становится подведение итогов работы класса в конце дня, при котором указывается, чему дети научились за день, что получается хорошо и что плохо, кто работал хорошо и кто мешал. Устанавливаются как правила: не хвалиться, ждать, когда другие тебя одобрят; всегда самому говорить о допущенных и замеченных у себя ошибках и недостатках, не ждать, пока об этом скажут другие; никогда не пускать в ход руки; обращаться друг с другом вежливо; увидел грязь — убери, так как в классе всегда должно быть чисто; в школе громко не кричи, не бегай; если товарищ ошибается, поступает неправильно — скажи ему об этом, не спеши жаловаться на него учителю. Подобные постоянные требования к поведению детей опытные учителя предъявляют и в процессе работы на уроке: если хочешь ответить, дополнить, исправить — поднимай руку только тогда, когда разрешает учитель; выполнил задание полностью — сядь прямо; прочитал про себя первый раз — поставь руку на локоть, чтобы учитель видел, и читай второй раз, чтобы лучше запомнить. В результате дети узнают, как им вести себя, как поступать в различные моменты урока, привыкают к сдержанности, самоконтролю, организованности.
Если учитель с первых дней работы с детьми сам не отступает от установленного распорядка и правил поведения и не дает возможности детям отступать от них, то эти правила уже в I классе становятся привычными для детей нормами поведения, основой развития коллективного мнения и требованиями самих детей друг к другу.
Наблюдение за поведением детей в условиях различной организации распорядка жизни показало, что устойчивый и точный распорядок дня в школе способствует более быстрому дисциплинированию поведения детей, так как повышает ответственность их за свое поведение, обеспечивает постоянство, повторность действия и поступков и формирование привычки к определенному порядку и способу действий. Дети знают, что, как и где от них требуется, поэтому в классе не может быть оправдания неисполнительности, неорганизованности («знал, а не выполнил», «надо помнить, что мы всегда так делаем...»).
Установление постоянного порядка действий, постоянного порядка размещения книг, тетрадей, карандашей, ручки и т. д. во время уроков и перемен сначала сопровождается большим количеством случаев нарушений (так как при четком порядке всегда заметнее его нарушение), в некоторой степени сковывает движения и поведение детей, а затем приводит к быстрому росту координированности и ловкости движений, сдержанности и аккуратности, заботы о товарищах. Ребенок неосторожно побежал, задел и сдвинул книги на парте, а товарищ получил замечание за беспорядок на рабочем месте, опаздывает в выполнении заданий учителя, так как карандаш упал под парту, его надо найти, чтобы начать рисовать, и т. д. Учитель подобные факты делает предметом внимания детей, а дети практически познают и переживают последствия своих правильных и неправильных действий, что помогает более быстро приучить их к порядку.
Опыт многих учителей показывает, что процесс дисциплинирования детей, приучения их к точному выполнению установленного распорядка жизни и деятельности, правил поведения еще более ускоряется, когда ответственность за выполнение правил поведения и за поддержание порядка в классе и школе постепенно передается самим детям. В таких случаях дети раньше начинают считать требования учителя своими и активно поддерживать их. У опытного учителя ответственность эта одновременно и поочередно возлагается на каждого учащегося и подкрепляется правами ответственных, уполномоченных членов коллектива (дежурного, санитара).
Дежурный имеет право разрешить первыми построиться, войти или выйти из класса, сделать замечание, потребовать выйти из класса или из строя, потребовать извинения и т. п. Все дети чувствуют зависимость своего успеха в выполнении обязанностей дежурных от собственного поведения в период дежурства других. Взаимная ответственность детей друг перед другом, самостоятельность и инициативность детского коллектива и отдельных его членов значительно и быстро возрастают при установлении ответственности самих детей за поддержание устойчивого режима и распорядка их жизни и деятельности. Самостоятельность, инициативность детей-первоклассников проявляются в активной поддержке ими установленной
учителем организации их жизни и деятельности, под строгим наблюдением и при непосредственной его помощи. Если же дети не чувствуют строгого наблюдения, требования и помощи учителя, как и тогда, когда учитель всю ответственность берет на себя и подменяет детей, у них снижается самоконтроль и взаимоконтроль, ответственность за выполнение своих обязанностей и за свои поступки.
На развитие активности и дисциплинированности первоклассников очень положительно действует одобрение и показ образцов выполнения детьми правил поведения, так как это возбуждает характерное для них желание быть лучшим, заслужить похвалу учителя. Однако это достигается лишь тогда, когда замечаются и своевременно поддерживаются учителем усилия каждого ребенка, и лучшими, как и худшими, не остаются во всем и всегда одни и те же. Захваливание одних и постоянное порицание других неизбежно ведет к противопоставлению детей, к ослаблению внутриколлективных связей и снижению их ответственности за выполнение требований учителя.
Таким образом, путь дисциплинирования учащихся I класса — это прежде всего путь обучения поведению, пробуждения их активности и самостоятельности в поведении. Простое торможение действий детей, администрирование, подмена их активности активностью учителя являются скрытым невмешательством учителя в поведение детей, так как это исключает овладение детьми правильным поведением, скрывает их недостатки под внешней покорностью и пассивностью в школе и дает свободу для их проявления в отсутствии учителя. Только сочетание строгой организации режима жизни, деятельности и поведения детей со всемерным развитием их активности и самостоятельности обеспечивает приучение детей к правильным действиям и поступкам, сплочение и развитие детского коллектива, формирование правильного общественного мнения в классе и развитие положительных нравственных качеств личности — дисциплинированности, ответственности, сдержанности, инициативности и др.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.