Дети приходят в школу с уже сложившейся в результате предшествующего воспитания первоначальной системой навыков и привычек, манерой поведения, а также со значительным запасом конкретных знаний о своем поведении и поведении других людей.
Нравственный опыт и знания о поведении к моменту поступления в школу у детей очень различны, но в целом определяются общими условиями их жизни и воспитания до школы, во всех случаях существенно отличающимися от условий жизни и воспитания детей в период обучения в школе.
С первого дня обучения в школе ребенок включается в новую систематическую серьезную общественно-значимую деятельность — учение, а вместе с тем впервые включается и в характерную для учения систему взаимоотношений и общения с окружающими людьми, в новые объективные отношения не только к учению, но и к прежним видам деятельности — игре, самообслуживанию и др.
Все это неизбежно влечет за собой перестройку сложившейся у ребенка системы навыков и привычек поведения применительно к новым требованиям и необходимость формирования большого количества новых навыков, быстрого и планомерного овладения единой системой поведения в процессе обучения. Без этого невозможна нормальная и продуктивная организация учебно-воспитательного процесса в целом. Данная задача может быть разрешена только в процессе обучения детей, в тех новых объективных условиях, в которых ребенок находится в школе.
Поведение детей в школе, начиная с I класса, формируется не как простое послушание и следование требованиям учителя, а как сознательная дисциплина. С первых встреч с детьми учитель учит их тому, как вести себя на уроке и на перемене, входить в класс и выходить, приветствовать учителя, спрашивать и отвечать во время урока, как организовать свое рабочее место. Одновременно учитель разъясняет, почему надо так действовать и поступать. Словом в сочетании с показом способа действия учитель направляет, определяет и планирует действия и поступки детей. Усваиваемые детьми знания о поведении являются важнейшей предпосылкой для овладения новыми навыками и привычками, манерой поведения, для развития у них правильного отношения к требованиям школы и учителя, к поступкам своим и товарищей, для посильного осознания ими своей новой «внутренней позиции» (школьника), для формирования поступков в целом.
Все основные нравственные качества личности ребенка формируются прежде всего в процессе учебной деятельности, в поступках, связанных с учением. Поэтому важно на данном этапе установить и обеспечить усвоение детьми круга требований к ним, определяющих отношение их к учению, к окружающим людям и вещам, на основе которых только и возможно формировать отношение к Родине, к народу, к труду, к общественной собственности. Как уже было сказано, круг таких основных общественных требований к поведению школьников определен утвержденными правительством «Правилами для учащихся», работа над которыми и составляет основное звено в содержании нравственного воспитания младших школьников, впервые включающихся в учебную деятельность.
«Правила для учащихся» определяют:
1. Отношение учащихся к школе и к учению. § 1) Упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы Советской Родине; § 2) Прилежно учиться, аккуратно посещать уроки, не опаздывать к началу занятий в школе; § 20) Дорожить честью своей школы и своего класса, как своей собственной.
2. Отношение к окружающим людям, к учителям, товарищам, к старикам и маленьким детям. § 3) Беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и учителей; § 12) Быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече на улице с учителями и директором школы приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы; § 13) Быть вежливыми со старшими, вести себя скромно и прилично в школе, на улице и в общественных местах; § 14) Не употреблять бранных и грубых выражений, не курить. Не играть в игры на деньги и вещи; § 16) Быть внимательным и предупредительным к старшим, маленьким. детям, слабым, больным, уступать им дорогу, место, оказывать всяческую помощь; § 17) Слушаться родителей, помогать им, заботиться о маленьких братьях и сестрах.
3. Отношение к школьному имуществу, к вещам. § 6) Содержать в чистоте и порядке свое место в классе; § 15) Беречь школьное имущество. Бережно относиться к своим вещам и к вещам товарищей; § 18) Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь, постель.
4. Конкретную форму поступков, способ поведения в процессе обучения, на уроках, обеспечивающий успех обучения и правильные взаимоотношения с учителем и товарищами. § 4) Приходить в школу со всеми необходимыми учебниками и письменными принадлежностями. До прихода учителя приготовить все необходимое для урока; § 5) Являться в школу чистым, причесанным и опрятно одетым; §7) Немедленно после звонка входить в класс и занимать свое место. Входить
, в класс и выходить из класса во время урока только с разрешения учителя; § 8) Во время урока сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь, внимательно слушать объяснения учителя и ответы товарищей, не разговаривать и не заниматься посторонними делами; §9) При входе в класс учителя, директора школы и при выходе их из класса приветствовать их, вставая с места; § 10) При ответе учителю вставать, держаться прямо, садиться на место только с разрешения учителя. При желании ответить или задать учителю вопрос поднимать руку;§ 11) Точно записывать в дневник или особую тетрадь то, что задано учителем к последующему уроку, и показывать эту запись родителям. Все домашние уроки выполнять самому; § 19) Иметь при себе ученический билет, бережно его хранить, не передавать другим и предъявлять по требованию директора и учителей школы.
Формирование у детей нравственных качеств и поступков, соответствующих требованиям «Правил для учащихся», является первостепенной задачей учителя в I классе. Поэтому прежде всего необходимо дать детям знания о «Правилах», конкретные представления о соответствующих им поступках, о фактах поведения.
Исчерпываются ли «Правилами для учащихся» все нравственные требования к поведению советского школьника, с которыми нужно знакомить детей в I классе? Конечно, нет. Такие требования, как уметь жить и работать в коллективе, быть правдивым, честным, непримиримым к недостаткам в работе и поведении своем и других людей и многие другие, тоже формируются учителем у детей, хотя о них и не сказано в «Правилах». В практике уделяется внимание прежде всего тем из них, которые оказываются наиболее актуальными в конкретных условиях жизни детского коллектива в каждый период или с которыми дети встречаются в процессе чтения учебных книг и другой литературы, в процессе просмотра спектаклей или кинокартин.
Выполнение же всех требований, изложенных в «Правилах для учащихся», является обязательным для всех детей начиная с первых дней обу^ чения в школе. Поэтому и откладывать сообщение детям знаний о них нельзя. При определении содержания знаний о поведении, предназначаемого для усвоения детьми в каждый период, нужно исходить из потребностей жизни детей, из их опыта. Учитывая, что формирование поведения детей в I классе основано на единстве развития элементов нравственных убеждений, мотивов поведения, общественной направленности их деятельности и поступков, ясно, что для достижения этого недостаточно знания детьми только правил поведения и способов их выполнения. Нужны знания о жизни людей в нашей стране, об их труде и поведении, об отношении советских людей к Родине, к труду, друг к другу, о жизни детей в нашей стране.
Знания об общественной жизни людей перспективно имеют более глубокое значение как предпосылка для формирования мировоззрения, взглядов и убеждений в целом. Однако в I классе такая роль их еще мало заметна. Ярко выступает более частное значение усваиваемых детьми фактов общественной жизни для формирования у них первоначальных представлений об общественном значении их основной деятельности — учения, обязанности учиться как своего общественного долга. Конкретные знания об общественной жизни, труде и поведении людей являются предпосылкой для усвоения детьми нравственных понятий и правил поведения, являющихся обобщением таких знаний.
Работая в I классе над «Правилами для учащихся», учитель должен обеспечить доступное понимание детьми требования «учиться на пользу Родине». В беседе с детьми 1 сентября учитель говорит о том, что наш народ, партия заботятся, чтобы все дети могли учиться, чтобы у всех у них были учебники, тетради. В последующей работе используются все возможности для усвоения детьми различных фактов заботы о детях. При подготовке к празднику Октябрьской революции они получают конкретные представления о том, как заботятся о них взрослые (беседы по картинкам «В школе», «В столовой», «Пионерский лагерь»). В беседах по картинкам «Так было» и «Так стало», о жизни Сережи Кострикова, о тяжелой жизни всей семьи Костриковых учитель в самой элементарной форме раскрывает перед детьми картину жизни трудящихся в условиях царской России и показывает, как изменилась жизнь людей после Октябрьской революции. В дальнейшем, при чтении помещенного в букваре рассказа «Наша Родина» и рассмотрении связанных с ним картин, даются конкретные представления о богатстве родной страны; знания эти углубляются и расширяются после чтения других рассказов («Дом отдыха», «Фабрика», «Ферма», «Завод»). На основе чтения и бесед о Родине уже в первом полугодии у детей создается яркое эмоциональное отношение к своей стране, благоприятствующее последующей работе над рассказами и стихотворениями из книги «Родная речь» («Медаль», «На обувной фабрике», «Первое мая», «Мы сеем хлеб»).
При чтении рассказов и стихотворений из раздела «Советская Армия» («Салют победы» и др.) в «Родной речи» во втором полугодии дети узнают о любви советских людей к своей Отчизне, об их самоотверженной борьбе с ее врагами. В беседах при чтении этих рассказов и стихотворений дети, особенно мальчики, обязательно говорят о том, что они вырастут и тоже будут военными, моряками, тоже будут защищать Родину.
В результате классной и внеклассной работы у детей постепенно формируется элементарное осознание общественного значения своего труда, представление о труде на общую пользу, на пользу Родине. Сопоставляя результаты своего учения с результатами труда взрослых, дети начинают осознавать, что их учение важно для народа, что оно тоже есть своего рода труд, полезный для Родины. Такое осознание, несмотря на элементарный уровень и медленность формирования его, играет большую роль в образовании положительного отношения к учению. Так постепенно расширяются и углубляются у детей представления о Родине: от элементарного представления о Родине как «нашей стране» к уяснению различия в жизни детей раньше и теперь и к доступному пониманию красоты и счастья нашей жизни, любви советских людей к своей Родине, выражающейся в труде на пользу Родине и в защите Родины от врагов.
Знания об общественной жизни и труде людей являются предпосылкой для усвоения детьми и других требований к их поведению, поэтому необходимо рассматривать работу учителя по формированию этих знаний как органически связанную с формированием у детей знаний о поведении и даже более узко—знаний о правилах поведения. Они способствуют также осознанию детьми общественного значения их деятельности и поведения, формированию правильного отношения к познаваемым событиям и явлениям и элементов идейно-политической направленности поступков детей, личности ребенка в целом, формированию чувства любви к Родине и ненависти к ее врагам, стремления помогать Родине и народу своим посильным трудом. Анализ поступков взрослых и детей под руководством учителя помогает детям почувствовать красоту, величие поведения советских людей и усвоить не только требования к своей деятельности и поведению, но и способы выполнения этих требований.
Итак, для усвоения знаний о поведении детям нужны:
1) элементарные, конкретные сведения об общественной жизни, о труде и поведении людей, взрослых и детей, знания о нравственных качествах советского человека;
2) знания о правилах поведения советского школьника.
Формируя такие знания о поведении, учитель воздействует одновременно на сознание, чувства и поведение детей, создает предпосылки для развития нравственных привычек и черт характера. В своей воспитательной работе учитель сочетает разъяснение детям правил поведения с упражнением их в выполнении этих правил.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.