Выработка двигательных умений и навыков в объеме программы у учащихся первых классов требует продуманной системы обучения. Программа по физической культуре отличается от программы по другим предметам тем, что в ней учебный материал расположен по видам движений, причем приводится конкретный объем упражнений. Трудность образования двигательных умений состоит в том, что приходится подбирать упражнения в определенной последовательности по каждому виду и, кроме того, обеспечить взаимную связь с другими видами движений на уроке. Это очень важно для разностороннего влияния упражнений на ребенка. Некоторые двигательные навыки, например ходьба, не требуют особых подводящих упражнений, а такие виды, как прыжки в высоту, метание и др., требуют специальных подводящих упражнений.
Для успешной работы по формированию у детей двигательных навыков важно соблюдать следующее:
1. Добиваться сознательного отношения детей к занятиям. На первом уроке детям следует объяснить, что у них будет предмет «физическая культура», что они будут заниматься физическими упражнениями и играми, что к этому уроку нужна специальная одежда, обувь и др. Начиная обучение какому-либо виду движений, надо кратко охарактеризовать его, объяснить его значение и значение наименования. Например, перекатывание, равновесие, прыжок наступая, прыжок в глубину и т. п. Это делается с тем, чтобы ученики понимали, что и зачем они изучают на уроке.
2. В подборе упражнений следует строго придерживаться правила от простого к сложному. Если упражнение слишком трудно для учеников и они его не могут выполнить, теряется интерес к занятиям, который играет важную роль в работе с семилетками. Однако нельзя подбирать только легкие, доступные упражнения, так как это поведет к образованию несерьезного отношения к обучению. Выполнение упражнений должно представлять некоторую трудность, преодоление которой вызывает у ребенка чувство удовлетворения.
3. Формирование двигательного навыка идет постепенно. Так, при обучении прыжку в высоту вначале разучивают подпрыгивание с мягким приземлением на носки, затем спрыгивание (прыжок в глубину). После этого переходят к прыжкам наступая, где формируется навык отталкивания одной ногой с небольшого разбега. После того как все указанные выше упражнения освоены, начинается обучение прыжку в высоту с разбега.
4. В период обучения в I классе надо стремиться к выработке прочных навыков у детей, что достигается систематическим повторением пройденного материала. Это повторение не должно быть однообразным. Однообразие утомляет детей, вызывает образование тормозных процессов, появляется небрежность, неточность в выполнении упражнений, снижается интерес. Вместе с тем имеется ряд движений, которые требуют очень частых повторений и тщательного изучения. Так, при обучении лазанию по гимнастической стенке очень важно закрепить у детей координированные движения рук и ног. Упражнение в лазании приходится часто повторять. Интерес к нему не ослабевает, когда вводятся различные добавочные задания. Например, во время лазания по сигналу учителя прекратить движение — «замереть»; влезть вверх по правой стороне пролета стенки, спуститься вниз по левой стороне; сделать вверху переход на соседний пролет и по нему спуститься вниз и т. д.
5. Формирование двигательных умений и навыков идет успешно при сочетании гимнастических упражнений с играми. Например, разучивая бросание и ловлю мяча, надо закреплять навык в игре «Мяч среднему». Наблюдая за движениями детей в любой подвижной игре, можно обратить их внимание на выполнение отдельных элементов гимнастических упражнений. Так, заметив, что во время игры «Воробушки-попрыгунчики» дети «жестко» приземляются после подпрыгивания, следует напомнить им и дать ряд подпрыгиваний с приземлением мягко на носки.
6. При формировании двигательных навыков необходимо стремиться к обогащению физкультурного словарного фонда речи учащихся. Крайне важно вырабатывать у детей срочную двигательную реакцию на словесные сигналы, то есть на речь учителя.
Каждое слово, употребляемое учителем, должно иметь конкретное смысловое значение и тесно сочетаться с движением, выполняемым детьми на практических занятиях. В подготовительном периоде обучения дети осваивают слова команды: разойдись, становись, шагом марш, класс, стой, смирно, вольно, ровняйсь, прыжок наступая, метание на дальность. Эти слова тесно связаны с непосредственным проведением занятий и с гимнастическими упражнениями. Использование в этом периоде на уроке пособий требует объяснения таких слов-понятий, как гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, скакалка. В последующем основном периоде вводятся новые понятия: колонна, шеренга, круг, приземление, равнение, размыкание, разбег, толчок, ходьба крадучись, бревно, цель, веревочка и стойка для прыжков. Если в играх встречаются слова, незнакомые большинству детей (берлога, бор и т. п.), их также необходимо объяснить.
7. Для детей-семилеток движение является основным видом их деятельности, потребностью. В упражнениях и играх, связанных с этой деятельностью, имеются большие возможности к формированию навыков поведения детей. Например, выполнение правил игры требует выдержки, умения действовать согласованно, мгновенно останавливаться и т. п.
В работе по физическому воспитанию с учащимися I класса применяются следующие методические приемы обучения: показ, объяснение, рассказ, команда. На различных этапах обучения будет преобладать тот или иной метод, причем характер его, по существу, будет различен.
Показ как методический прием заключается в демонстрировании разучиваемого движения перед учащимися. Этот метод наиболее доступен пониманию детей на первом этапе обучения, но с его помощью схватывается только общая структура движения. Например, учитель показывает детям перебрасывание мяча через веревочку, натянутую на высоте 2—2,5 м от пола. Дети схватывают основное — «мяч надо перебросить через веревочку» — и совершенно не обращают внимания на такие детали, как правильная стойка, сильный замах, участие туловища и т. п., которые необходимо выполнить именно для того, чтобы перебросить мяч. Поэтому часто наблюдается, как дети недобрасывают мяч, бросают его под веревочку. Это связано в некоторой степени с отсутствием у детей пространственных представлений. Но если в дальнейшем учитель наряду с показом обратит внимание учеников на отдельные детали, большинство учащихся успешно справится с заданием.
Показ воспринимается детьми в качестве образца того, как надо выполнить движение. Поэтому важно уметь показывать точно, при полном внимании учащихся. Показ производится стоя — боком, спиной, лицом к детям или «зеркальным» способом. Выбор способа зависит от характера движения. Так, повороты туловища целесообразнее показывать стоя спиной к ученикам, наклоны туловища в стороны можно показывать «зеркальным» способом (учитель стоит лицом к детям и, когда им надо наклоняться влево, проделывает сам движение в правую сторону). Поднимание ноги вперед показывается стоя боком к учащимся.
Первые шаги детей в обучении физическим упражнениям носят характер подражания учителю, копирования его движений. Поэтому учитель, обращаясь к детям, говорит: «Делайте, как я». В дальнейшем можно привлечь к показу учеников, хорошо выполняющих упражнения. Здесь внимание детей особенно привлекается тем, что они видят, как не только взрослому — учителю, но и их сверстникам доступно красивое и четкое выполнение движений.
Наиболее эффективным методом обучения является объяснение в сочетании с показом, здесь осуществляется органическая взаимосвязь между первой и второй сигнальными системами. Дети приучаются не только видеть, но и слышать, осознавать слова учителя, отвечать на них действием. Объяснение должно быть кратким, образным, доступным пониманию учеников, а также правильным с точки зрения литературного слога. Многие считают, что в объяснении для I класса надо употреблять только образные сравнения, так как дети подражают определенным образам и их действиям. Удачно подобранный, знакомый детям образ, безусловно, помогает восприятию движения и его выполнению. Однако следует учесть, что случайный подбор образа ведет к неправильному представлению о движении и, кроме того, перегружает внимание учащихся, заставляет их вспоминать и устанавливать связь между движением и образом.
В итоговом периоде обучения в I классе уже можно применять только объяснение, без показа. Учитель дает словесное описание упражнения, а ученики, прослушав, представляют себе его мысленно. Затем по распоряжению учителя упражнение выполняется.
Кроме показа и объяснения, в работе с детьми-семилетками применяется рассказ. Чаще всего рассказ употребляется при играх в тесной связи с содержанием игры. Рассказывая, учитель разнообразит тон, говорит то весело, то таинственно, то громко, то тихо. Отдельные моменты рассказа сопровождаются показом. Например, как сочетать в игре «У медведя на бору» слова речитатива с движениями, имитирующими сбор грибов и ягод.
При проведении физических упражнений и игр применяется команда, которую дети слышат на протяжении всех этапов обучения. Это своеобразный призыв к началу, окончанию упражнения, определение места и способа построения или перестроения.
На подготовительном этапе обучения команда применяется только после ее объяснения и предварительных проб того, что именно дети должны сделать по слову учителя.
При работе с семилетками команда применяется ближе к середине основного и в итоговом периоде обучения. В первые два-три месяца обучения команда заменяется распоряжениями учителя, например: «Станьте ко мне лицом», «Повернитесь к двери» (взамен команд «направо», «налево») и т. п.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.