Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Содержание и задачи работы по слушанию музыки в I классе


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Слушание музыкального произведения или его фрагментов — это вид музыкальной деятельности, который, как говорилось выше, входит в качестве составной части во все разделы предмета. Обычно это и первая по времени фаза музыкально-воспитательного процесса в каждом из этих разделов. Слушание музыки — основной метод ознакомления учащихся с музыкальной литературой. В хоровом пении перед началам разучивания песни ее обязательно прослушивают учащиеся.
Сведения по элементарной теории музыки, входящие в состав нотной грамоты, в основном своем содержании являются обобщением наблюдений над прослушанными музыкальными произведениями и их отрывками.
Музыкальное восприятие в своих элементарных формах является первым источником музыкального переживания и познания явлений музыкального искусства. Развиваясь и обогащаясь в своем содержании, оно выполняет все более сложные функции. О высших его проявлениях известный советский музыковед Б. В. Асафьев говорил: «Слышать так, чтобы ценить искусство,— это уже напряженное внимание, значит и умственный труд, умозрение». Задача слушания музыки в школе — подготовить почву для развития той высшей культуры восприятия, при которой оно опирается на способность эмоционально откликаться на музыкальные явления и эстетически оценивать их. Сочетание в предмете «пение» хорового пения, слушания музыки и музыкальной грамоты и взаимодействие различных форм восприятия музыки создают для этого благоприятные условия.
При слушании музыкальных произведений к деятельности воображения и чувств, возбужденных содержанием произведения, присоединяется аналитическая работа и оценка музыкально-выразительных его средств. В хоровой работе рядом с целостным восприятием образного содержания песни формируется восприятие особенностей строения мелодии, опирающееся на моторику голосового аппарата. Что касается музыкальной грамоты, то здесь обостренное слуховое восприятие элементов музыкальной речи связано с восприятием зрительных образов нотно-графического изображения мелодии. Взаимодействие всех этих форм музыкального восприятия между собой, естественно, повышает эффективность каждой из них. Отсутствие в учебном процессе любой из этих форм нанесло бы ущерб ходу музыкального развития учащихся в целом.
Содержание и методы слушания музыки на уроках пения, помимо целей всестороннего развития личности учащихся, должны определяться следующими задачами: а) приобщать учащихся к сокровищам отечественной и мировой музыкальной культуры; б) подготовить их к участию в дальнейшем развитии советской музыкальной культуры в качестве слушателей, которые благодаря высокому уровню художественного восприятия смогут оказывать влияние на пути развития музыкального искусства своими запросами, суждениями, приятием или неприятием музыкальных произведений. Для этого школа должна научить учащихся воспринимать музыку в ее специфическом содержании и формах выражения, привить им любовь к музыкальному искусству и способность оценивать музыкальные явления.
Такие задачи музыкального воспитания обязывают к созданию продуманной системы этой работы как со стороны содержания репертуара музыкальных произведений для слушания, так и со стороны методов работы поэтому разделу. Произведения, отобранные для слушания, в целом имеют достаточно высокий идейно-художественный уровень. Включено много произведений, относящихся к числу лучших образцов музыкальной культуры вообще и советской музыкальной культуры в частности. Это гакие произведения, как песни Шостаковича, Новикова, Кабалевского, Дунаевского, Мурадели, произведения Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бетховена, Моцарта, Грига, Визе, Шуберта, Шумана, песни народов СССР, старые революционные песни и др.
В определении объема навыков и знаний по музыкальной грамоте для I класса выдвигаются следующие требования, которые могут быть отнесены к слушанию музыки: «Различать на слух и определять характер песни: маршевая, плясовая, протяжная. Темп: медленный, умеренный, быстрый; сила звучности: громко, тихо (понимать их выразительное значение)». Сопоставляя репертуар по слушанию с навыками и умениями по музыкальной грамоте, мы не видим связи между тем и другим: содержание и особенности художественной формы произведений для I класса не нашли своего отражения в требованиях по музыкальной грамоте. В односторонне поставленных требованиях по разбору музыкальных произведений (темпоритмические особенности музыки) не учитывается возраст детей и значение для них первого года систематической работы по слушанию музыки. Даже в той части, которая в целом решена в программе наиболее удачно, в репертуаре по I классу далеко не все благополучно: ряд произведений, указанных в программе, слабо воспринимается учащимися. Это «Тик-так» Левиной, «Весенняя песенка» Кюи, «Старинная французская песенка», и «Похороны куклы» Чайковского, «Смелый всадник» Шумана и т. д. Тематика, эмоциональный строй, иногда особенности музыкально-поэтической образности делают эти произведения далекими, не волнующими учащихся I класса.
Между тем задачи работы по слушанию музыки в этом классе очень серьезны и ответственны: здесь закладываются первые навыки восприятия музыки как основы музыкальной деятельности и, что не менее важно, устанавливается отношение к предмету, а через него и к музыкальному искусству. Отсюда перед учителем пения встают две задачи, тесно связанные друг с другом: прежде всего он должен возбудить у учащихся I класса любовь и интерес к музыкальному искусству, а затем и дать им начальные навыки слушательской культуры.
Однако имеются обстоятельства, которые создают серьезные трудности в осуществлении этих задач. Это прежде всего неустойчивость внимания и своеобразие реакций многих детей на те или иные выразительные стороны музыкального произведения. Одни из детей младшего школьного возраста с повышенной остротой реагируют на темпоритмическую сторону музыки, начиная обязательно двигаться при первых ее звуках. Для многих детей особенно впечатляющей является тембровая сторона музыкальных произведений. Различна и иногда парадоксальна чисто эмоциональная реакция детей на различные произведения, что между прочим довольно своеобразно проявляется в ответах на вопрос учителя о том, веселой или грустной была прослушанная детьми музыка.
Задачи организации слушания музыки осложняются и тем, что урок пения со всеми его разделами является отличным по характеру от других уроков в I классе и требует постепенного введения детей в его режим. Все это делает необходимым проведение подготовительной работы по слушанию музыки в I классе, которая бы обеспечила готовность учащихся к выполне-' нию основных учебных задач первого года обучения.
Первой задачей подготовительного периода в I классе является достижение некоторого единства в отношении детей к слушанию музыки. Все дети должны на опыте убедиться в том, что слушать музыку — большое удовольствие, радость, что музыка красива, что она всегда о чем-то рассказывает, что в ней есть определенное содержание. Вместе с тем они должны понять, что слушанию музыки надо научиться и что школьники должны это уметь.
В указанный период (он может длиться примерно иолгода — с сентября по декабрь) у детей должны быть выработаны навыки внешнего поведения во время слушания музыки, которые в условиях классной обстановки связываются с позой учащихся. Учащиеся должны знать, что слушание музыки требует, внимания от самого первого до последнего звука, требует полной тишины во время исполнения и что поэтому слушающие должны сесть спокойно и удобно, чтобы им не приходилось менять позы во время игры или пения учителя. Если в классе пения стоят парты, то учащимся следует положить руки на парты перед собой, как во время объяснения или чтения учителя на других уроках. В классе, где стоят скамьи или стулья со спинками, учащиеся могут облокотиться на спинки; если спинок нет, то поза учащихся свободная, с положенными на колени руками.
Каково значение репертуара музыкальных произведений в этом начальном периоде работы с точки зрения его тематики и как решает этот вопрос программа по пению?
Советская тематика дана очень ограниченно и почти исключительно в песнях. Это положение не изменяется от включения единственного фортепианного произведения советского композитора — «Песенки» Кабалевского, так как учащимся I класса довольно трудно уловить черты советской современности в этой небольшой лирической пьесе.
Почти все фортепианные пьесы и отрывки для I класса рисуют картины прошлого, причем довольно отдаленного, не всегда доступного пониманию первоклассников («Пляска скоморохов», «Похороны куклы»). Но если одной из главных задач в слушании музыки на первом этапе является показ детям того, что всякая музыка о чем-то рассказывает, то есть отражает действительность, то, разумеется, было бы очень важно познакомить учащихся I класса и с фортепианными произведениями, которые отражают близкую, знакомую учащимся действительность. Поэтому в круг пьес для слушания наряду с классической фортепианной детской литературой необходимо более широко включать и произведения советских композиторов для фортепиано.
Вопрос о том, какие произведения — вокальные или инструментальные — следует давать ранее в первоначальном слушании, является довольно сложным. Мы не располагаем достаточными данными, которые говорили бы нам о способности детей на начальной стадии их развития синтетически воспринимать при первом ознакомлении музыкально-поэтический текст песни.
То обстоятельство, что песня легче, безошибочнее «доходит» до детей младшего возраста, чем произведения инструментальные, говорит о том, что при слушании песни «дошел» поэтический текст, а музыкальный или срвсем не воспринят, или воспринимался неполноценно; в отдельных случаях он мог восприниматься даже как помеха слушанию стихотворного текста. Во всяком случае не подлежит сомнению, что слушание песни и слушание фортепианной пьесы с, точки зрения структуры музыкального восприятий — два совершенно разных процесса. То обстоятельство, что в исполнении вокального произведения должен восприниматься голос, поющий мелодию со словами, а иногда и сопровождение рояля, делает самый процесс слушания несложной фортепианной пьесы более простым с точки зрения музыкального восприятия, более однопланным, чем процесс слушания несложной песни. И, может быть, не случаен тот факт, что многие учителя, опираясь на свой опыт и наблюдения, предпочитают первое занятие по слушанию в I классе строить на инструментальной, а не на вокальной музыке. Это имеет то несомненное преимущество, что особенности и трудности музыкального слушания здесь являются, так сказать, в «чистом виде», не затененные другими факторами. И учащиеся лучше, яснее могут усвоить себе смысл правил слушания музыки, которые им сообщает учитель, тогда как слушание песни в какой-то мере сближается с их опытом слушания стихов.
Основным правилом для учащихся в слушании музыки является соблюдение тишины. Нельзя не отметить того положительного значения, которое имеет в выработке указанного навыка слушание пьес, исполняющихся на небольшой звучности или содержащих смены динамических оттенков («Песенка» Кабалевского, «Музыкальная шкатулочка» Майкапара и др.).
В подготовительный период основными методами работы по слушанию: музыки должны быть краткий рассказ-беседа учителя о музыкальном произведении, исполнение пьесы учителем и прослушивание ее детьми, беседа с учащимися по поводу прослушанного. В предварительной беседе учитель сообщает название пьесы, поясняет его, если нужно, сообщает также имя композитора, показывает его портрет, иногда дает сведения о времени и обстоятельствах создания произведения.
Все эти сведения своим содержанием и формой должны активизировать и направлять внимание детей, должны расположить их к слушанию и усвоению содержания музыкального произведения. Формирование у учащихся способности воспринимать и переживать образное содержание музыкального произведения — один из наиболее сложных вопросов в работе по слушанию музыки в I классе. Эта способность развивается прежде, всего в, опыте слушания и запоминания музыкальных произведений, содержание; которых раскрыто перед учащимися.
Исполнение учителем музыкального произведения, понятого, прочувствованного и достаточно освоенного им технически, является, разумеется, основным средством такого раскрытия. Но этого недостаточно. «Восприятие музыки во всей глубине и содержательности возможно только в контексте других, выходящих за пределы музыки средств познания. Мир музыкальных образов не может быть до конца понят «сам из себя» (Б. М. Теплов). Главным вспомогательным средством для раскрытия образов музыкального произведения в I классе является слово-беседа или объяснение учителя. Некоторую роль в этом процессе могут сыграть произведения изобразительного искусства.
Какие же задачи стоят перед учителем при проведении беседы о музыкальном произведении? Что должно явиться предметом его рассказа или объяснения?
Прежде всего учитель должен ввести учащихся в круг тех жизненных явлений, которые легли в основу содержания музыкального произведения.
Это даст пищу воображению детей, заставит их с интересом вслушиваться в музыку, искать в ней отражения тех или иных явлений действительности.
Обычно жизненный прообраз музыкального произведения определяется его названием («Марш деревянных солдатиков», «Полька», «Песня жаворонка» и т. д.). Поэтому, естественно, сообщение названия произведения должно всегда предшествовать его прослушиванию. При этом надо считаться с тем, что в отдельных случаях название может быть не понято детьми — всеми или некоторыми («Смелый наездник», «Похоронный марш») как выходящее за пределы их словаря или жизненного опыта. Но, даже будучи ясным по смыслу, название пьесы может восприниматься неполно или неверно: иногда оно может вызвать в воображении ребенка различные случайные представления, которые не обогатят его познаний и чувств при слушании музыкального произведения. Иллюстрацией этого может служить, например, следующий факт: на вопрос учителя — «Кто знает, что такое полька?» — один из учеников I класса ответил: «У нас дома пластинка патефонная есть, называется «Полька».
Больше он ничего не мог сказать.
В беседе необходимо раскрыть смысл жизненных явлений, отраженных в музыкальном произведении. Следовательно, если речь идет, например, о «Польке», то необходимо объяснить, что это танец, довольно быстрый, с несколько скачкообразными движениями. Это и сообщают многие учителя, показывая в I классе «Польку» ре-минор Глинки. Некоторые из них добавляют еше, что М. И. Глинка, великий русский композитор, написал эту польку для своей маленькой племянницы во время ее болезни. Поправившись, девочка танцевала эту польку на елке.
Вряд ли может быть какое-нибудь сомнение в несравненно большей педагогической ценности второго варианта беседы, который заставляет детей воспринимать «Польку» Глинки как произведение, связанное со знакомыми им бытовыми явлениями и с располагающими к себе чертами личности великого композитора. Смысл этого варианта беседы не только в том «отеплении» темы, которое создается в результате знакомства детей с обстоятельствами создания «Польки» ре-минор, но и в характеристике произведения как польки «детской», что имеет существенное значение для полнот ценного восприятия образной стороны этого небольшого музыкального произведения.
Таким образом, мы можем отметить, что беседа учителя о музыкальном произведении должна давать детям знания не только о том, что отражено в музыке, но и об особенностях явлений, которые в ней переданы, и о том, как они переданы композитором. Например, очень важно, чтобы все дети услышали, «игрушечность» «Марша деревянных солдатиков» Чайковского и подлинность человеческих переживаний в «Песенке» Кабалевского, чтобы все они почувствовали, что образ медведя в одноименной пьесе Ребикова шуточный. При таких условиях развитие музыкального восприятия учащихся будет обогащать их эмоции и ум, развивать у них чуткость и наблюдательность в отношении к окружающим явлениям, воспитывать способность типизирующего мышления, побуждать к эстетической оценке не только произведения искусства, но и явлений жизни.
При подготовке к беседе о музыке в I классе учитель должен взвесить буквально каждое слово, учитывая не только особенности детского мышления вообще, но и склонность детей к разнообразным домыслам, которые могут возникнуть под влиянием случайного фактора (сходства или созвучия слов и др.) и заслонить собой при слушании основное содержание произведения.
Вот один из примеров такого восприятия. Перед исполнением «Камаринской» Чайковского учитель рассказал, что «Камаринская» — это название старинной народной пляски, что эта пляска, начинаясь не особенно быстро, постепенно ускоряется, движения пляшущих становятся все шире и сильнее и что «Камаринскую» обычно пляшут не в тесной комнате, а на просторной лужайке или на широкой деревенской улице. Учащиеся с интересом прослушали беседу и музыку. А на следующем уроке учитель услышал просьбу детей «играть музыку, где пляшут и комары кусаются». Так подействовало на детей недостаточно оговоренное учителем название «Камаринская», своим звучанием вызвавшее случайные ассоциации, своеобразно подкрепленные картиной пляски на свежем воздухе.
Беседа или вступительное слово учителя по поводу музыкального произведения, а также его Примечания при повторном исполнении пьес в подготовительном периоде должны помогать восприятию их содержания в целом; но в дальнейшем ходе этой работы беседа учителя должна помочь осознать и некоторые музыкально-выразительные средства, которыми переданы жизненные образы. Этому, разумеется, должно содействовать и исполнение учителя. Так «Песня жаворонка» Чайковского может восприниматься как картина солнечного весеннего утра, когда звонкое пение жаворонка льется с высоты, наполняя собой широкие просторы полей и лугов. Но если мы говорим: «Звонкое пение жаворонка льется», то и в исполнении необходимо оттенить этот льющийся характер мелодии пьесы, несмотря на соблазн подчеркнуть прежде всего интонации щебетания.
Уже говорилось о том, что «Медведь» Ребикова должен быть воспринят как шуточное изображение «страшного» зверя. Это впечатление шуточности создается, с одной стороны, туповатой, однообразной мелодией, не имеющей ясно выраженной тональности, а с другой — тем «облегченным» звучанием низкого регистра, которое создается применением стаккато на остинатных октавах аккомпанемента. Надлежащее исполнение этой пьесы нередко вызывает у детей совершенно непроизвольную улыбку.
Использование средств изобразительного искусства в работе по слушанию музыки также должно быть весьма продуманным, особенно в связи с тем, что зрительные образы для детей младшего возраста, как правило, более доходчивы, чем слуховые. Применение картины, рисунка может иметь положительное значение только тогда, когда их образы гармонируют с образами музыки; в противном случае это может резко нарушить музыкальное восприятие детей.
В одной из школ на уроке пения учитель проводил слушание «Белки» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. Присутствовавший на уроке классный воспитатель, желая помочь учителю пения, принес картину (учебное пособие по естествознанию), изображающую белку на дереве с орехом в лапках. Учитель пения только что прочитал отрывок из сказки Пушкина и приступил к исполнению музыки с ее характерным «сказочным» звучанием. Картина, реалистически изображающая белку с коричневым орехом, разумеется, резко дисгармонировала с образом белки, которая «золотой орех грызёт и с присвисточкой поет при честном при всем народе». Восприятию прекрасной музыки Римского-Корсакова был нанесен серьезный ущерб. В то же время показ иллюстраций сказки Пушкина или хороших фотографий сцен из оперы мог бы сыграть безусловно положительную роль на описанном уроке.
Беседа с учащимися после первого и повторных исполнений музыкального произведения должна дать им возможность выявить свои впечатления от прослушанного, высказаться по поводу произведения, а также поделиться музыкальным опытом — знанием других музыкальных произведений.
Повторное исполнение музыкального произведения на одном и том же уроке и в последующее время является одним из важнейших принципов методики слушания музыки в школе; в результате этого у учащихся образуется небольшой репертуар хорошо известных, любимых ими произведений. Одной из особенностей подготовительного периода в слушании музыки является то, что учитель не ставит детям никаких вопросов аналитического характера, а дает им возможность «просто послушать» музыку. Знание прослушанных четырех-шести произведений, узнавание их, желание снова услышать, освоение навыка внимательного и спокойного слушания музыки — таков тот основной результат подготовительного периода в слушании музыки в I классе, с которым учитель приходит к концу первого полугодия.
Во втором полугодии одной из основных задач слушания музыки является овладение начальными аналитическими навыками в применении к фортепианной и вокальной музыке. В основе этих навыков должно лежать умение учащихся выделить при восприятии музыкального звучания те или иные отдельные его элементы или стороны. С этой точки зрения могут быть приняты требования программы об умении определять темпы и динамические оттенки в изучаемых произведениях.
Наиболее эффективным и научно обоснованным приемом музыкально-аналитической работы в I классе является сопоставление произведений, их отрывков и элементов между собой. В музыке этот прием имеет совершенно особое значение в связи с тем, что такие свойства музыки, как сила звучания, скорость движения и другие, не имеют абсолютных, стабильных показателей и, за исключением крайних своих степеней, определяются в основном по тому, как относятся между собой произведения или отрывки различной силы и скорости. Поэтому определение учащимися динамических оттенков, музыкальных темпов и прочего должно строиться на соответствующем сопоставлении музыкального материала.
Что касается вопроса об определении характера песни — маршевой, плясовой, протяжной, — то следует поставить под сомнение целесообразность включения такого требования в программу I класса. Оно будет способствовать суженному и упрощенному восприятию музыкального произведения у школьников этого возраста. И, безусловно, надо возражать против приема, которым пользуются для выяснения этого вопроса многие учителя на основании рекомендации методистов.1 Этот прием заключается в проигрывании или пропевании музыкального произведения с последующим вопросом: «Что удобно делать под эту музыку?» Спрашивая таким образом учащихся, мы хотим получить от них ответ о том, чему мы их не учили: не имея еще достаточного опыта маршировки и плясок под различные марши И плясовые, учащиеся I класса часто затрудняются ответить на этот вопрос. А спустя год-два, обогащенные музыкальным и жизненным опытом, они без специальных словесных тренировок быстро узнают маршевую и плясовую музыку и моторно откликаются на нее. В то же время мы имеем возможность направить развитие музыкального восприятия учащихся I класса на начальное усвоение, некоторых основных, вопросов музыки, забытых составителями программы. К ним относится в первую очередь вопрос о восприятии детьми мелодии в музыкальном произведении. Когда учитель, исполнив несколько раз на уроке в I классе фортепианное произведение, играет в одно из последующих занятий его мелодию без аккомпанемента, то на вопрос — «Знаете ли вы эту музыку?» — он далеко не от всех учащихся и не сразу получает верный ответ.
Это говорит о том, что мелодия, то есть основной выразительный элемент музыки, не воспринята, а может быть, и искажена. Видимо, в некоторых случаях контуры мелодии затемняются фактурой аккомпанемента, и мелодия так срастается с ним в представлениях детей, что дифференцировать эти стороны они не могут.
Это подтверждается следующими фактами.
Учитель сыграл на уроке в IV классе начало мелодии известной классу «Неаполитанской песенки» Чайковского. Ученица, обращаясь к учителю, говорит: «Вы не с начала играете. Надо так (поет).
Вступительный такт аккомпанемента превратился в представлении девочки в какой-то приросток мелодии, и подлинную мелодию она восприняла без этих тактов «фона» как неполную.
Воспитанница детского дома, слушавшая много раз «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского, добавляла мелодические ходы сопровождения, причем пела, совершенно не отделяя, их от мелодии: в ее представлении это была одна мелодия.
В приведенных примерах и в том и в другом случаях мы должны кон-.статировать факты искаженного восприятия музыкальных произведений. Вместе с тем достаточно учителю наряду с исполнением названных пьес в полном виде иногда проиграть отдельно мелодию, аккомпанемент, подголосочные ходы — и, конечно, восприятие музыки учащимися будет иным: мелодия будет воспринята в своем подлинном виде, будут лучше услышаны имитирующие ее ходы; несомненно, ярче будет представление о фактурных особенностях произведения (например, регистрового и ритмического соотношения мелодии и аккомпанемента и т. д.).
Такое выделение мелодии могло бы повлиять положительно и на развитие мелодического слуха учащихся, а следовательно, и на навыки усвоения и точного исполнения мелодии в песнях. Помимо всего этого, применение подобных методов убедительно показывало бы учащимся, что основой музыкальной выразительности является мелодия.
Все это дает основание считать целесообразным включение в программу по музыкальной грамоте в I классе навыков различения мелодии и, аккомпанемента в вокальных и фортепианных произведениях. Это облегчит усвоение в дальнейшем таких вопросов, как строение музыкального произведения, форма музыкального произведения (куплетная, двух- и трехчастная и т. д.).
Прослушивание мелодий фортепианных и вокальных произведений является непосредственно связующим звеном между слушанием музыки, хоровым пением и нотной грамотой, так как восприятие мелодии, хотя и в несколько различных аспектах, является основой музыкально-слухового развития и важнейшим компонентом различных практических работ по разделам предмета «пение».
Нежелательным следует считать рекомендуемый некоторыми методистами прием исполнения музыкального произведения в измененном темпе, регистре, ритме для выявления выразительного значения всех этих факторов. За исключением случаев, когда подобные видоизменения музыкального, материала носят художественно-творческий характер (то есть применяется принцип варьирования той или другой музыкальной темы), подобный прием, разумеется, очень снижает музыкальный уровень работы учителя.
Было бы ошибкой при отборе пьес для слушания придавать основное значение количеству образов музыкального произведения, а не его содержанию и качеству. Не отрицая значения общего объема (продолжительности) музыки для качества восприятия ее детьми, следует категорически возражать против сведения вопроса о доступности музыкально образной стороны произведения к вопросу о количестве образов, игнорируя их содержание и связь между собой (тематика, яркость, интонационно-ритмическая характеристика и т. д.). Можно привести немало примеров произведений, где наличие двух-трех образов делает их особенно доходчивыми для детей, иногда при сравнительно большом их объеме («Неаполитанская песенка» Чайковского, «Кавалерийская» Кабалевского, «Птичка» Грига и др).

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +