Следующей очень обширной группой связей между учебными предметами в I классе являются знания о пространстве. Пространственная ориентация на плоскости листа, выделение пространственных отношений и связей в предметах, овладение измерительными действиями — все это сквозные звенья, проходящие через уроки русского языка, арифметики, рисования и ручного груда. Особенно много внимания этим знаниям уделяется в начале учебного года.
Наиболее широко в пространственном различении учащиеся упражняются на уроках рисования и арифметики, хотя нельзя не отметить, что программой по арифметике на упражнения в пространственном различении отводится сравнительно немного времени. На уроках письма учащиеся практикуются в различении расположения величины знака и направления линий. На уроках ручного труда часто выделяются расположение, форма, величина и протяженность изготовляемых изделий. Поскольку самое большое число учебных часов в I классе отводится на упражнения по письму, можно считать, что больше всего учащиеся упражняются в различении расположения и величины. Меньше отводится времени на знакомство детей с формами и выделение протяженностей и совсем недостаточно на различение удаления предметов на листе бумаги.
Довольно тесно связи наблюдались нами в I классе школы № 157 Ленинграда между рисованием и ручным трудом, в частности по линии формирования у детей знаний о форме. Так в сентябре учащиеся на уроках рисования ознакомились с прямоугольной формой и ее частным видом — квадратом. В начале откября на уроках ручного труда они Складывали эти формы из бумаги, обводили по трафарету, вырезали и наклеивали. С окружностью же было наоборот: раньше учащиеся узнали круг на уроках ручного труда, а затем изображали его на рисунке. Были также некоторые попытки установить взаимодействие между рисованием и лепкой. Подготавливая тематический рисунок «Зимой», учительница, кроме экскурсии, предметного урока и художественного чтения, провела также лепку с заданием изобразить снежную бабу, дав при этом детям для рассмотрения игрушечный образец. Через несколько дней в тематическом рисунке «Зимой» у многих детей нашла отражение снежная баба, и форма ее графического изображения была в значительной степени подготовлена лепкой.
Эти связи весьма плодотворны, так как изучение одних и тех же форм на различных уроках позволяет включить в познание разные пути восприятия их детьми. Рисованию может предшествовать или за ним следовать вырезывание, наклеивание, обведение по трафарету тех же фигур или лепка их из глины объемно. Познание не только зрительное, но и кинестетически-осязательное позволяет углубить знания учащихся и обеспечить их большую прочность.
Наличие связей в формировании у детей знаний о пространстве не означает, что все эти знания усваиваются ими на всех уроках одновременно. Есть такие разделы, в которых учащиеся практикуются одновременно на различных уроках, например в различении расположения, величины, направления. Но есть и такие знания, которые во времени совсем не совпадают и по некоторым предметам значительно забегают вперед. Так элементарные геометрические знания о форме, равенстве и неравенстве, делении пополам, необходимые учащимся при рисовании и работе с бумагой на ручном труде, они практически усваивают на этих уроках с самого начала года и значительно позже возвращаются к ним на уроках арифметики. Когда в классе работает один учитель, то преемственные связи между предметами установить вполне возможно и в некоторых случаях даже и сблизить прохождение тем во времени. Так в наблюдаемом нами классе школы учительница, чтобы облегчить детям практику деления пополам на уроках рисования и ручного труда, провела специальный урок арифметики, на котором наглядно объяснила детям пространственное деление пополам круга и полоски. Это помогло учащимся лучше понять измерительное действие. В другом случае мы наблюдали как учительница, объяснив учащимся новую меру длины — сантиметр, постаралась в этот же день закрепить объяснение в практике рисования. Она предложила учащимся при рисовании узора в квадрате сделать стороны квадрата равными 10 см, при этом не по линейке, а на глаз.
Такая взаимосвязь между учебными предметами расширяет упражнения учащихся в применении новых знаний и способствует их более прочному усвоению. Поэтому очень желательно программное сближение родственных знаний, в частности геометрических, получаемых детьми на уроках арифметики, рисования и ручного труда.
Но необходимо подчеркнуть, что во многих случаях обязательна не одновременность в прохождении тех или иных знаний на различных уроках, а наиболее рациональная последовательность и соответствующая преемственность между ними. Важно, чтобы каждое новое знание на любом уроке было дано детям в соответствующей чувственно-наглядной и словесной форме и чтобы в дальнейшем на последующих уроках, где дети будут сталкиваться с ним, устанавливались преемственные связи между старым и новым материалом. У учащихся I класса эти связи, основанные на известном обобщении, самостоятельно не возникают, их нужно устанавливать в самом педагогическом процессе. Например, дети почти с первых уроков письма знают слова овал и полуовал и постепенно связывают их зрительно и двигательно с определенной формой. Однако когда на уроках рисования или ручного труда они встречают предмет овальной формы, то самостоятельно не могут перенести усвоенные знания в новую ситуацию. Чаще всего в таких случаях они пользуются привычным для них наименованием формы по сходству с предметом, отвечая: «Это огурчик» или «Это как огурчик». Перенос понятия, как уже подчеркивалось выше, основан на известном обобщении знаний. В данном случае такого обобщения еще нет и знания детей ограничены только определенной учебной ситуацией.
Носителем обобщения служит слово. Отсюда следует, что точность и единство терминологии является тем фактором, который способствует как переносу знаний, так и дифференцировке их. Неточность в педагогической терминологии или непонимание ее детьми может стать причиной нечетких, узко ограниченных знаний или послужить поводом для неправильных обобщений. Приведем конкретные примеры.
На уроках русского языка в самом начале учебного года часто предлагается детям такая задача: придумать слово, чтобы какой-то определенный изучаемый звук был в его середине. При этом середина здесь понимается не в точном пространственном смысле, в каком в тот же учебный период употребляется это слово на уроках рисования и ручного труда при нахождении середины листа. Так же и слово деление употребляется на уроках русского языка не в смысле пространственного деления на равные части, а в смысле деления слов на слоги или предложений на слова. При обучении письму встречается выражение размещение знака в пол-клетке и употребляется термин половина скорее в смысле часть, а не две равные части. Поэтому деление на первом этапе усваивается некоторыми детьми как членение на части, и необязательно на равные. Получив задание разделить полоску пополам, дети начинают откладывать на ней части, произвольные по величине. Между тем на уроках рисования и ручного труда от детей требуется возможно более точное глазомерное деление пополам.
Значительное число ошибок и затруднений вызывает у детей различение пространственного выражения спереди и сзади или перед и за при усвоении порядкового ряда чисел. На уроках пения некоторые дети довольно долго смешивают порядок нотных линеек. Они по привычке к тетрадям по письму склонны первой линейкой считать не нижнюю, а верхнюю. В нотной же грамоте порядок отсчета линеек обратный. В этих случаях новое знание требует дифференцировки его от аналогичного старого, расщепления последнего и включения его в новую ситуацию. Такие знания следует связывать с уже имеющимися у детей путем сопоставления, сравнения и различения их. Слову в этом процессе принадлежит очень важная роль. Поэтому учителю необходимо очень осторожно пользоваться терминологией и при употреблении одинаковых слов в разных значениях добиваться четкого понимания детьми их нового смысла.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.