Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Учет индивидуальных особенностей детей в процессе обучения рисованию


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Развитие различных видов деятельности у детей в процессе обучения рисованию протекает недостаточно равномерно. Целый ряд описанных фактов характеризует неравномерность в тех взаимоотношениях, которые складываются у детей между образом, словом и изображением. Рассматривая особенности наблюдения учащихся I класса, мы уже отмечали, что зрительный образ опережает возможности его словесного выражения. Многочисленные наблюдения доказывают, что представление об окружающей действительности у ребенка богаче его рисунков. Следовательно, образ как непосредственное первичное отражение действительности полнее, чем его словесное описание и чем его графическое воспроизведение. Такое соотношение образа со словом и рисунком детей связано с определенным уровнем их знаний, уровнем взаимодействия первой и второй сигнальных систем. У одних детей, в зависимости от их предшествующего развития, эти особенности могут быть выражены больше, у других — меньше, но они наблюдаются у всех.
С другой стороны, у учащихся I класса обнаруживаются индивидуальные особенности и различия в соотношении между словесным описанием предмета и его графическим воспроизведением. Имеются дети, которые развиваются в этом отношении более или менее гармонично. Но вместе с тем наблюдаются случаи неравномерного развития словесного и графического воспроизведения образа. У одних детей словесное описание полнее рисунка, а у других, наоборот — рисунок богаче словесного описания. Эти проявления также имеют связь с предшествующим развитием ребенка, его жизненным опытом и возрастными особенностями взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Но тем не менее можно предполагать, что данные явления представляют собой элементы и индивидуально-типических особенностей высшей нервной деятельности детей.
Более частным проявлением односторонности в развитии изобразительно-графической деятельности учащихся I класса является наблюдающаяся у некоторых детей неравномерность в продвижении их по различным видам рисования. Имеются факты, показывающие, что у одних учащихся значительно выше тематический рисунок и вместе с тем слабее рисунок с натуры и орнаментальный, у других же наоборот. Таких ярко выраженных случаев встречается немного, но все же их можно наблюдать почти в каждом классе.
Рассматривая эти факты как индивидуальные особенности детей в их изобразительной деятельности, можно думать, что они связаны с неравномерностью в развитии анализа и синтеза в процессе взаимодействия между наблюдением и изображением. У одних детей при отчетливом, зрительном, синтетическом образе-представлении и на этой основе живости воображения недостаточно развит анализ и непосредственное зрительное соизмерение. Эти учащиеся более сильны в тематическом рисунке. У других, наоборот, при сравнительно слабом зрительном представлении предмета в целом и неотчетливом воображении довольно успешно развивается аналитическая способность расчета, наглядного сопоставления и измерительные действия на глаз. Эти учащиеся более сильны в рисунке, где имеет место непосредственное, а не последовательное взаимодействие между наблюдением и изображением. Преобладание одной из этих сторон и отсутствие единства между ними накладывают свой отпечаток на характер детских рисунков, нарушают гармоничность в развитии детей. Таким образом, можно предполагать, что структура взаимодействия внутренних видов деятельности, входящей в процесс изображения в целом, у детей может быть ргзлична. Это находит свое отражение и в детских рисунках, придавая им как бы свой, индивидуальный почерк.
Отмеченные особенности индивидуального развития детей в процессе рисования можно проследить на характеристиках отдельных учащихся I класса.
Наташа Л. поступила в школу 7 лет. Детский сад до школы не посещала, но дома рисовала и любит рисовать. Пришла в школу с довольно высокой графической подготовкой и хорошим развитием речи, удовлетворительно владела карандашом, рисунки ее были раскрашены аккуратно, линия не совсем еще ровная, но нажим уверенный. Пространственной ориентировкой на листе овладела быстро. Первые рисунки были мелкими, но вскоре они стали крупнее. В тематическом рисунке нет еще заполнения листа, однако замысел был ясен. Уже в начале года Наташа довольно хорошо выделяла и называла такие признаки, как протяженность. Про две полоски она говорила: «Одна короче, другая длиннее; одна шире, другая уже». Правильно определяла цвета (из 12 называла 11), но ошибалась в названии форм (из восьми показанных форм различала все, а называла только две). В рассказе о том, что нарисовано на картине, выделяла самое главное, существенное. Уже в течение первого полугодия, имея достаточную культуру изобразительного движения, Наташа сравнительно легко включала в изобразительную деятельность новые измерительные действия (вначале расчлененно по отдельным заданиям и при непосредственном руководстве учителя). Рисуя с натуры, она довольно удачно передавала элементы сходства в общем строении и форме предметов. Так, рисуя два листика, она один делала продолговатым, а другой более закругленным. Живописно располагала веточку ели; передавала сходство и в рисунке вербы. В тематическом рисунке приучилась полностью заполнять лист. Во втором полугодии делала попытки расположить предметы в удалении. В рисунке «Зимой» появляется довольно сложное сюжетное изображение: нарисовала, кроме домика и деревьев, детей с санками и на коньках. В рисунке «Рыбки в аквариуме» передала показанный на' уроке прием загораживания одного предмета другим, повторила его в рисунке веточки вербы, то есть обнаружила способность к переносу знаний с одного вида рисования на другой.
В процессе обучения в I классе Наташа сделала значительные и равномерные успехи по всем видам рисования (с натуры, орнаментальное и тематическое). Она значительно усовершенствовала линии и раскраску рисунков, последние стали аккуратнее и в ряде случаев живописны. Девочка овладевает простейшими измерительными действиями: расположением рисунка, изображением крупно, делением пополам. При построении рисунка она не торопится, вначале обдумывает, использует иногда простейшую разметку точками. К концу года ликвидируется разрыв между образом и словом в знаниях форм. Наташа сама правильно называет все показанные фигуры; при наблюдении дает правильное словесное описание воспринимаемого и своих действий. С развитием круга представлений обогащается содержание ее тематических рисунков, в их композиции появляются элементарные попытки передачи глубины пространства (загораживание, удаление). Аккуратно и в ряде случаев творчески интересно выполняла Наташа в течение года все домашние задания по рисунку. К рисованию она относится с интересом, и она является одной из лучших учениц класса (и по рисованию, и по другим предметам). Хорошая подготовка к школе, обучающая работа учителя в сочетание с заинтересованным отношением и старательностью в учении создали условия для более или менее равномерного, гармоничного и успешного развития девочки в области изобразительно-графической деятельности.
По-иному и несколько односторонне развивается в области рисунка Витя Е. До школы он посещал детский сад. К обучению был достаточно подготовлен, особенно со стороны речи. Речь его чистая, связная, с довольно развитым словарем; он охотно рассказывал по картинке. К обучению письму Витя был подготовлен значительно слабее. Рисовать он не очень любил и дома рисовал мало. Правую и левую руку различал, но в показе правой и левой стороны доски или тетради затруднялся (то же можно отметить в отношении понятия верх и низ). На одном из первых рисунков узора Витя изобразил треугольники, повернутые обратной стороной. Таким образом, на начальном этапе обучения у него имели место ошибки в пространственной ориентации на листе и в пространственном отражении формы. В последующем эти ошибки в рисунках Вити постепенно исчезают. Правильное расположение рисунка на листе появляется у него впервые на 3-м уроке, затем на 7, 12, 14, 15, 17, 21-м и последних уроках рисования. На остальных уроках рисунок располагается либо ниже, либо выше, либо справа от середины листа. В течение всего учебного года расположение рисунка на листе у мальчика неустойчиво. Также неустойчива и величина рисунка. В передаче пропорций и формы Витя до конца учебного года допускает серьезные ошибки. Лучше передает форму прямоугольника, неточно квадрата и со значительным отклонением окружности: рисует либо вытянутый кверху овал, либо неправильный круг. Заметно нарушает пропорции внутри предмета, например рисует очень большой замок у портфеля и очень большую этикетку на тетради. Имеются ошибки во внутренних пространственных связях частей: наклейку располагает на середине тетради, когда нужно несколько выше; ручку у сумки прикрепляет не к середине. Все это говорит о том, что мальчик недоста точно овладевает «измерительными действиями.
Тематический рисунок у него довольно содержателен, но примитивен по композиции. Есть повторяемость в сюжете, например часто изображает забор, солнце. Глубина пространства в рисунке не передается, загораживания одного предмета другим в рисунке нет. Рассказывает лучше и богаче, чем изображает. В этом отношении наблюдается характерная для Вити диспропорция между зрительно-словесным образом и его графическим воплощением. При этом Витя рассказывает не наизусть, а своими словами. Его рассказ не бывает похож на другие, он не повторяет товарищей. В экспериментальном задании при сравнении изображения двух деревьев он словесно назвал пять признаков их отличия, в рисунке же отражает только два из них. Рисунок совсем не передает сходства. Витя обнаруживает большее богатство словесного Отражения, чем графического. Наблюдение у него опережает изображение. Прослушав коротенький рассказ, Витя без затруднений определяет, какие к нему можно нарисовать картинки: Образ, формирующийся на основе словесных раздражителей, мальчик представляет, по-видимому, более или менее четко. Но, рассказывая о картинках, он совсем не отражает пространственных связей расположения излагаемого на рисунке. Он говорит: «Первая картина — у лисы стоит избушка ледяная, а у зайца лубяная. Вторая картина — тает избушка. Третья — растаяла избушка, и лиса подходит к избушке зайца. Четвертая — лиса входит в избушку и прогнала зайца». В основном мы имеем здесь дело со смысловыми, а не изобразительными единицами.
Успеваемость Вити по рисованию в течение года неустойчива. Его отметки на протяжении всех четвертей колеблются от «5» до «3» в перемежающемся порядке. Витя считается в классе хорошим учеником. Наиболее ярко он проявляет себя на уроках рассказывания по картине и объяснительного чтения. К рисованию мальчик интереса и любви не проявляет, мало практикуется в нем и вследствие этого в изобразительно-графической деятельности отстает от общего своего развития. Воспринимаемое он хорошо отражает через слово и менее выразительно и полно через рисунок.
Совсем в ином соотношении слово и рисунок находятся у другого ученика, Толи П. Толя до школы тоже посещал детский сад. Мальчик пришел в школу с недостаточно развитой речью. Он любил работу по картине, но почти до конца второй четверти связно рассказать не мог. Рассказ его состоял из отдельных предложений, незаконченных, неполных, отражающих отдельные красочные, яркие места. Речь была невнятной (ряд звуков он проглатывал), бедной по запасу слов и невыразительной. Письмо с самого начала шло у него очень хорошо. Легко выходили прямые линии, нажим Работы Толи по письму были лучшими в классе и приводились в пример другим. Толя очень любит рисовать. Он много рисует дома. В школу пришел по рисованию хорошо подготовленным, и в течение года был по рисованию лучшим учеником в классе. К моменту поступления в школу графическое развитие мальчика забегало вперед. Уже в первых рисунках он обнаружил хорошие двигательные навыки. Раскраска точная, без выхода за контур, ровная. Линии прямые, легкие. Рисунки декоративные и с натуры в пространственном отношении у него несколько слабее. Расположение рисунка на листе неустойчиво, то делает правильно, то несколько отступает в сторону. Размер рисунка в преобладающем числе случаев крупный. Удовлетворительно рисует прямоугольную форму и окружность. Допускает иногда серьезные ошибки в пропорциях и внутренней связи частей (наклейку в тетради располагает низко, ремень в полевой сумке изображает коротким). Это свидетельствует о недостаточном овладении соизмерительными действиями при построении рисунка и их сочетанием с графическими действиями.
Тематический рисунок мальчика хорош и по замыслу и по композиции. У Толи есть воображение, он довольно хорошо передает характерное в форме, полностью заполняет лист и умеет расположить на нем предметы. Во второй половине года появляется попытка передать передний и задний планы, то есть чувствуются элементы восприятия глубины листа. Так в рисунке, выполненном в марте, видно, какие деревья дальше и какие ближе: они различны по размеру и правильно размещены на листе.
Любит Толя изображать движение. При сравнении по картинке изображений двух деревьев (ель и береза) дает в описании четыре признака различия. При изображении же отражает больше признаков, кроме указанных четырех, еще рисует ель, несколько толще, чем березу, и дает разную зеленую расцветку, удачно передает характерное сходство деревьев. В этом опять проявляется характерная для Толи некоторая диспропорция между умением описать и умением графически изобразить. Причем на данном этапе развития в ряде случаев он лучше и полнее отражает действительность в графическом образе, чем в словесном описании. Это подтверждается следующим фактом. Толя получает задание описать и нарисовать цветок с определенным количеством лепестков и расположением листьев. Задание он повторяет неточно, графически же выполняет его совершенно правильно.
Второй пример: мальчик слушает отрывок из стихотворения и сказку. Довольно четко зрительно представляет картинки к прослушанному. При этом в его представлении отражаются и некоторые элементы пространственных связей, которые очень важны для живописного образа. Так он говорит: «Я нарисую: здесь зайкина избушка стоит, а подальше — лисина». Или: «Мальчик едет и за собой везет санки, а в санках сидит собака. Подальше стоит домик, и мама грозит ему пальцем. Палец у него замерз, и он держит его в кулак». Очевидно, словесный раздражитель способен вызвать у Толи довольно четкие целостные зрительные образы и направить работу его воображения. В течение года Толя сделал большие успехи в развитии речи, но все же у него еще можно было отметить недостаточно установившуюся гармонию во взаимодействии между наблюдением, описанием и изображением. По рисункам Толи можно судить о хорошей его наблюдательности, при этом целенаправленной на изображение, но в речи, рассказе он не отражает этого богатства наблюдений. Таким образом, на данном этапе у него словесное описание как бы несколько отстает от зрительного образа и его графического воплощения.
Неравномерность в развитии между различными видами рисования ярко выражена у Миши Р.
Мальчик очень любит рисовать и много рисовал до поступления в школу. Era рисунки на тему значительно богаче и совершеннее других. Тематический рисунок Миши с самого начала года один из лучших в классе по композиции, замыслу и свободе линий. Так в первом рисунке в начале года он изображает корабль с красным флагом на волнующемся море и вдали видна только мачта другого корабля. Последний рисунок тоже — корабль, на спокойной глади моря отражается его силуэт. Мальчик очень живописно передает сложный образ. Формы кораблей различны и в каждом из них переданы характерные особенности. Наряду с этим в орнаментальном рисунке в начале года Миша оказался в числе самых слабых. Он неправильно располагает его на листе, неточно передает распределение частей, допускает грубые ошибки в пространственном делении на равные части. Очень выразительная, гибкая и свободная линии в тематическом рисунке здесь становится неровной, неуверенной, нажим неустойчивый. Получая по тематическим рисункам пятерки, он имеет по другим тройки. У мальчика обнаруживается яркая диспропорция между совершенством целостного образа и слабостью его анализа. К концу года в процессе обучения Миша преодолевает резкое отставание в орнаментальном рисунке, но все же его тематические изображения остаются сравнительно на значительно более высоком уровне.
Иначе развивается рисунок у Юры И. Он значительно лучше рисует, когда имеет предмет перед собой и хуже по представлению. В рисунках с натуры и орнаментальных довольно правильно передает расположение и общее сходство в формах, неплохо делит узор на равные части и довольно ровно его раскрашивает. Самым слабым у него является рисунок тематический. Он беден по содержанию, композиция в один ряд, загораживания не передает, форма предметов очень упрощена (деревья, дом, машина).
Имеются случаи когда он начинает такие рисунки по нескольку раз. Очевидно, образ в представлении этого мальчика очень неотчетлив. Это предположение подтверждается и результатами экспериментального исследования. Характерной особенностью другого ученика — Юры Т. является то, что он лучше других детей чувствует цвет. Уже в начале года раскраска цветным карандашом очень аккуратная и выполнена со вкусом. Растяжение цвета он начинает давать в рисунках еще до показа этого приема учителем (в рисунках сумки, узор на блюдце). Хорошо использует этот прием самостоятельно и в последующих рисунках. Передача цвета — самая сильная сторона его рисунков.
Описанные случаи не исчерпывают, конечно, всех возможных индивидуальных особенностей у детей, но эти примеры типичны. Развитие детей протекает при всех видах учебного рисования, но, как показывают факты, оно протекает неравномерно. Казалось бы, ведущее положение рисования с натуры должно было обеспечить преобладающее развитие у детей культуры наблюдения. Оказывается же, что между системой учебного предмета и целостным характером развития детей нет полного совпадения: обучение и развитие детей не совпадают. Одной из причин такого явления, на наш взгляд, может быть неправильное соотношение коллективной и индивидуальной работы с детьми на уроках рисования. Обучение рисованию осуществляется в условиях фронтальной работы с классом. Индивидуальная работа на уроках занимает очень скромнее место. Пути же преодоления односторонности развития детей лежат в индивидуальном подходе к учащимся в процессе обучения.
Индивидуальный подход требует изучения детей, внимательного наблюдения за ходом их развития и воздействия на те стороны, в которых ребенок отстает. Осуществляя такой подход, учителю нужно было бы пробудить у Вити Е. интерес к рисованию и всячески упражнять его в изобразительной деятельности. Родителям же Толи П. можно было бы посоветовать заниматься с ним не только рисунком, но и побудить его больше рассказывать о виденном и прочитанном, помогая сочетать рассказ с рисунком. Целесообразно было бы возбудить у Миши Р. интерес к рисунку с натуры, увлечь его красотой природы при ее непосредственном наблюдении и т. д. И несомненно, что чем раньше учитель определит индивидуальные особенности детей и начнет осуществлять индивидуальный подход, тем успешнее будут реализованы задачи обучения и всестороннего развития учащихся и тем больше удовлетворения получит он от результатов своей работы.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +