Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Задачи, содержание и методика декоративного рисования


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Декоративное рисование в I классе — это рисование простейших узоров по образцу, данному учителем, и самостоятельное составление учащимися узора по определенной схеме. Для структуры узора характерно чередование, повторение одних и тех же элементов — линий, фигур, растительных форм — и их композиционных и ритмических комбинаций. Ритмичность построения узора обусловливает необходимость точного повторения ребенком при работе над орнаментом одних и тех же фигур, их очертаний, размера, расположения и цвета. Копирование или составление своего узора имеет большое значение в развитии глазомера, в воспитании точности при определении величинных и пространственных соотношений в рисунке, аккуратности и тщательности в работе.
Непосредственное участие детей в составлении хотя бы самых элементарных узоров в полоске, в круге, в квадрате играет большую роль для развития у детей воображения, творческой активности, композиционной изобретательности и инициативы. Ребенок старательно работает над узором, одинаково охотно воспроизводя его по готовому образцу и составляя его сам. Важно только, чтобы узор, как бы прост он ни был по своим элементам и своей композиции, нравился ребенку, воспринимался им именно как узор, то есть как нечто такое, что может служить украшением, ибо обладает необходимыми для узора качествами: яркостью, ритмичностью.
Работа над узором начиная с I класса должна выполняться учащимся сознательно, с пониманием того, что он делает и зачем. Поэтому практическая работа над узором в I классе должна сопровождаться непременно ознакомлением с самим понятием узор. Что такое узор? Где мы его встречаем? Почему мы видим узор на материи, на полотенце, на тарелке, на игрушке, хотя все эти предметы можно употреблять, если бы на них и не было узора? Какие особенности мы видим в узоре, независимо от того, из чего он составлен — из кружков и квадратиков или из цветов и листьев.
Дети легко устанавливают, что для любого узора, будь то кайма или узорная ткань, характерно повторение одних и тех же частей, взятых в различном ритмическом чередовании. Нахождение этих частей, определение, как и в каком порядке они повторяются или чередуются, помогают детям понять структуру узора, его композиционное построение, что одинаково важно и тогда, когда детям дается задание точно повторить данный им учителем узор или составить его самим.
В нашей практике занятий по рисованию в I классе мы провели в течение года шесть заданий по декоративному рисованию. Здесь приходится учитывать, что выполнение заданий по декоративному рисованию в ряде случаев требует не одного, а двух уроков. При спешном выполнении узорэ этот вид рисования, опирающийся на точность выполнения, теряет свое учебно-воспитательное значение. Пять заданий по узору были выполнены учащимися в полоске, из них три по образцу, предложенному учителем, два других составлялись детьми. Все узоры были построены по одной схеме: узор в полоске состоял из четырех повторяющихся частей. Деление полоски на эти части, в которые вписывался узор, проводилось посредством деления ее пополам и затем вторичного деления каждой части полоски. С таким приемом деления на части дети уже встречались, рисуя с натуры разноцветные флажки на нитке, бусы и др.
В качестве декоративных мотивов в узорах были использованы простейшие геометрические фигуры, элементы и предметы, рисованные ранее с натуры (флажки, листья, веточки ели, простые по форме весенние цветы).
Дети-дошкольники и дети начального школьного возраста любят рисовать узор и часто вводят узоры в свои домашние самостоятельные рисунки на самые разнообразные темы, сделанные по представлению. Обычно стремление показать нарядную, красивую вещь выражается в изобразительном творчестве ребенка узорностью: узорное платье, узорная скатерть на столе, узорный ковер или дорожка на полу и т. д. Желание сделать свой рисунок красивее, украсив его узором, проявляется часто и позднее — во II и III классах, когда ребенок, нарисовав с натуры чашку, начинает ее украшать узором, которого на самом деле на чашке нет.
Несмотря на этот интерес к узору, сам он у детей довольно однообразен, например цветок в узоре носит стереотипный характер — это обычно всегда одна и та же схема цветка, без каких-либо особых характерных деталей. Поэтому большое значение имеет ознакомление детей с народным узором и особенностями его декоративных образов. Простые по форме, плоскостные и декоративные по своей трактовке красочные изображения цветка, листьев в народном узоре легко воспринимаются и хорошо запоминаются детьми по форме и цвету, охотно и легко ими воспроизводятся.
Проведенные наблюдения это подтверждают. Детям, например, было показано крупное изображение пяти декоративных цветов из народного узора. Некоторое время они разглядывали рисунки и высказывали свои мнения: кому какой цветок больше нравится и почему. Из 32 рисунков, сделанных затем детьми по памяти, 24 рисунка настолько точно переделу, форму, цвет и характерные особенности виденных цветов, что легко были узнаны всеми учащимися; исключение составили только шесть рисунков.
Обогащение в процессе декоративного рисования изобразительных средств, которыми владеет ребенок, должно идти не только в направлении обогащения тех образов, из которых составляется узор, но и в направлении развития элементарной композиционной изобретательности при построении узора. Это развитие, естественно, должно опираться на понимание ребенком не только простейшей специфики композиционной структуры узора (повторяемость элементов узора, ритмичность и симметричность), но и взаимосвязи композиционного распределения узора и той плоскости, на которой этот узор располагается. Наиболее элементарной композиционной схемой узора, с которой учитель знакомит детей в I классе, является простейшее повторение мотива в полоске, разделенной на равные части. Кроме узора в полоске, мы давали детям также и рисование узора в квадрате, узор располагали здесь по углам и в центре. При этом использовался тот же мотив — весенние цветы, из которого перед этим составлялся детьми узор в полоске.
Рисование узоров, безразлично, является ли это точным воспроизведением готового узора, данного учащимся учителем, или составление ими узора из элементов и по композиционной схеме, указанных учителем, всегда должно начинаться так, чтобы учащиеся прежде всего могли получить зрительное представление о том, что же должно у них выйти в результате. Для этого узор, который они должны выполнять, нужно показать им в законченном виде. Это пробуждает в них интерес, живое отношение к заданию» желание выполнить его так же хорошо и красиво, как на образце.
Если детям и предстоит точно повторить узор по образцу, то этот образец в цвете должен все время находиться перед ними, чтобы они могли ясно себе представить, что они делают на любом этапе его последовательного построения. Если детям предстоит составлять узор самим из каких-либо определенных элементов по схеме, данной учителем, то желательно показать детям не один, а два варианта узоров, составленных из других элементов, но по той же схеме. Показав узоры, необходимо их убрать, чтобы работа учащихся не свелась к их срисовыванию.
Работа над узором начинается с его анализа. С помощью наводящих вопросов учащиеся должны установить, из чего составлен основной мотив узора, сколько раз и как он в нем повторяется, как он расположен, какие цвета они видят в узоре. Только после этого учащиеся могут начинать рисовать, а учитель объясняет им, в какой последовательности надо выполнять рисунок.
Приемы объяснения и показа последовательности выполнения узора в I классе могут быть различны. Вначале в целях облегчения детям возможности сосредоточиться на правильности деления полоски, разметке частей узора, проведения тех или других линий и т. д. всего целесообразнее, чтобы дети по этапам воспроизводили узор, в точности следуя за учителем, показывающим им эту последовательность на доске. Необходимо только, чтобы учитель, проводя те или другие линии, намечая точками те или другие деления, все время соотносил бы их с узором, чтобы дети видели не просто линии и точки, а постепенное возникновение узора. При этом важно, чтобы сама система последовательности облегчала, а не затрудняла им это.
При использовании узора в качестве упражнения для воспитания у детей необходимых технических навыков такой прием показа учителем последовательности надо считать вполне правильным. В дальнейшем, когда дети усвоят схему построения узора в полоске путем деления полоски на части и вписывания в них одного и того же повторяющегося или двух чередующихся мотивов и перейдут к составлению узора из разных элементов, последовательность может быть показана или объяснена детям сразу. А после повторения ее перед всем классом отдельными учащимися дети смогут ее воспроизводить уже самостоятельно.
Интерес детей к декоративному рисованию, к работе над узором значительно возрастает, когда выполнение задания приобретает жизненную целенаправленность. Таким образом, декоративное рисование в I классе должно быть одновременно направлено и на привитие учащимся элементарных графических навыков, связанных с развитием их глазомера и моторики, и на художественно-творческое их воспитание. С этой целью в I классе должно проводиться рисование несложных узоров по образцам, данным учителем в указанной им последовательности, и составление узоров самими детьми с использованием зарисовок с натуры. Большое значение для воспитания вкуса учащихся и развития их творческой изобретательности имеет показ простейших узоров и мотивов народного декоративного искусства.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +