Изучение классных и домашних работ детей, их устных и письменных ответов дает учителю богатый материал для проверки эффективности его работы; помогает найти слабые звенья в общей системе приобретенных детьми знаний и навыков.
В течение всего учебного года мы анализировали ошибки учащихся разных классов. Наконец, мы подвергли изучению ошибки учащихся опытного класса школы № 157, допущенные в диктовках в III и IV четвертях. Было проанализировано семь контрольных работ.
Наиболее характерная для первоклассников ошибка — npoпycк гласных. По количеству она занимает сравнительно небольшое мест среди других ошибок, но держится очень прочно. Это видно из приводи мой ниже сводной таблицы процентного соотношения разных видов оши бок в диктантах детей к концу второго полугодия. Эти данные в извест ной мере совпадают с результатами анализа ошибок, данного во второй разделе этой главы, по первому полугодию.
При анализе характера этих ошибок обнаруживается, что пропуск безударных гласных в средних безударных слогах встречается в два раза чаще, чем в конечных слогах. В III четверти встречаются ошибки даже на пропуски ударных гласных в первом слоге (дома, Миша) или перед й (сарай). Дольше сохраняются ошибки на пропуск гласных, сильно редуцированных: лошадь, опрокинулась и др. Пропуск безударной гласной в последнем открытом слоге реже встречается и легче обнаруживается самим ребенком при проверке этих ошибок. Возможно, что источником некоторой части таких «ошибок является не недостаточность слухо-артикуляционного анализа, а отсутствие должного внимания детей к смысловой стороне текста. Так, в орфографической работе 19 февраля учащимся предлагалось вставить в готовый текст клички животных. Выполняя это упражнение, многие дети забывали изменить родовое окончание соответствующего глагола. Они писали: «Жучка побежал». Ошибок на пропуск гласной в конце глаголов оказалось восемь. Эти ошибки говорят о неправильном согласовании слов и не могут рассматриваться как пропуски гласных. Возможно, что в диктантах некоторая часть таких ошибок также является ошибками на согласование. Анализ ошибок этого рода убеждает в том, что в системе упражнений на правильное написание гласных необходимо сочетать работу над ударными и безударными слогами разной степени редуцирования в зависимости от места их в слове. В учебнике Н. А. Костина (§ 1, 2 и 3) упражнения в написании слов с разным числом слогов достаточно разнообразны, но в разделах «Повторение» такие упражнения отсутствуют. В учебнике нет ни одного упражнения, в котором слоги с ударением и без ударения занимали бы разное место в слове и требовали бы от ученика сопоставления. Понятно, что и внимание учителя не направлено на специальную работу по приучению детей писать многосложные слова с сильно редуцированными гласными в разных местах слова. В тех диктантах, которые мы подвергали анализу, количество слов с конечными безударными слогами было в два раза больше, чем слов с безударными слогами в середине. При этом число многосложных слов с безударными гласными в середине к концу года не увеличивалось, а уменьшалось, т. е. частота упражнений на это трудное правило снижалась. Вывод: система диктантов, рекомендуемых методическими пособиями для I класса, противоречит последовательности, объему и построению упражнений, необходимых для предупреждения пропусков учениками безударных гласных, наиболее частой ошибки на первом этапе усвоения детьми грамматики и правописания.
Возьмем другую достаточно большую группу ошибок — на правописание слов с ь. Постановка мягкого знака в конце и середине слова хорошо усваивается учениками I класса. Трудности встречаются обычно при обозначении мягкости звука с. Может быть, это объясняется тем, что в учебнике нет сопоставления мягкого и твердого произношения этого звука в конце и середине слова, подобно тому как это сделано с другими звуками: кон — конь, хор — хорь, сол — соль и т. д. Ошибки на ь в середине слова встречаются там, где слышится мягкость согласного: Жучка, Степа и т. д. Подобные ошибки следует учителю предупреждать.
Очень важно сопоставлять обозначение мягкости согласного звука буквой ь, е и я, так как многие дети путают эти обозначения и пишут: Льоня, ньос и пр. В учебнике же подобных упражнений мало: это упражнение 150, 151 и 152 при повторении раздела в § 20. При изучении звуков е, ё, я, ю (§ 16, 17, 18, 19) таких упражнений тоже нет.
Необходимо обратить внимание на раздел, обозначенный нами в таблице «Прочие фонетические ошибки». Их в тетрадях немало. Это главным образом те ошибки, которые учителя относят к разряду происходящих от «невнимания» учащихся. На самом же деле они скорее происходят от невнимания учителей, методистов и авторов учебников к некоторым орфограммам. Дети часто не различают звонкие и глухие согласные, они пишут: брад, ждед, дятя, керой. Между тем изучавшийся нами опыт учительницы Л. В. Лопухиной (школа № 200 Ленинграда) показывает, как специальной работой над различением звонких и глухих согласных учителю уже в букварном периоде удается научить даже отстающих вначале учащихся читать и правильно писать трудные для анализа слова. Очевидно, что и во втором полугодии должны быть подобраны разнообразные упражнения на правописание подобных орфограмм.
К разделу «прочих фонетических ошибок» мы относим и ошибки, происходящие, с одной стороны, от недостаточно закрепившейся связи звука и буквы и, с другой,— от неразличения детьми этих понятий. Ученики пишут: часка, сщука, чука и т. д. Это тоже результаты плохого фонематического слуха детей.
При письме заглавной буквы оказывается, что детям легче всего дается правило написания большой буквы в именах людей. Учитель и учебник больше всего упражняют детей именно в этом. Из общего числа отмеченных нами двадцати ошибок только две падают на запись имен людей, восемнадцать относятся к записи кличек животных. В диктантах и контрольных работах соотношение как раз обратное: правописание имен требуется в двадцати трех случаях, а правописание кличек — в одиннадцати. Характерно, что и в освоении этого правила к концу года число упражнений в записи кличек животных резко уменьшается. Трудность при записи кличек животных состоит в том, что дети путают кличку и название животного, особенно дикого. Но в Учебнике нет сопоставления кличек и названий животных (на подобие тех сопоставлений, которые даны для правописания имен и названий людей: дядя, отец, бабушка — или фамилий и таких названий профессий людей, как художник, директор, писатель, заведующий и др.). Учительница школы № 157 Ленинграда пыталась исправить этот пробел и достигла некоторых результатов. Однако упражнений для детей ею было дано, по-видимому, недостаточно. В диктанте на тему «Белка» слово белка три раза встретилось в середине предложения, но одиннадцать учащихся написали его с большей буквы.
Анализ ошибок написания заглавной буквы в начале предложения и постановки точки в конце его обнаруживает тесную взаимосвязь этих правил правописания. Однако эта связь не всегда объясняется детям. Начиная работать над большой буквой в именах и кличках, учитель обычно сопоставляет это правило с записью большой буквы в начале предложения. Но это правило отрывается от правила о постановке точки в конце предложения.
19 февраля. Дети пишут работу на орфографическое правило: списывают с доски текст, в котором пропущены имена и клички. Из 25 ошибок, сделанных в этой работе, девять падают на постановку точки в конце предложения; ошибок в записи имен нет. Интересно, что в этой же работе восемь ошибок допущено на согласование; по-видимому, общее содержание рассказа, его смысл были недостаточно осознаны детьми.
Работа над большой буквой и точкой в записи предложения должна связываться с развитием речи и мышления детей. Дети должны понимать смысл прочитанного ими предложения, тогда они не только не будут ошибаться в употреблении большой буквы в именах и в начале предложения, но не будут делать ошибок и на постановку точки в конце предложения. Некоторые учителя недооценивают этой смысловой стороны даваемого детям текста, поэтому ошибки в постановке большой буквы в начале предложения и точки в конце его оказываются у учеников очень устойчивыми. В табл. 6 из 34 ошибок на большую букву 13 относятся к ошибкам на правописание большой буквы после точки. Причем, число таких ошибок к концу года возрастает, в то время как число ошибок на правописание имен и кличек уменьшается. Ошибки в постановке точки в конце предложения держатся. довольно устойчиво на протяжении всего года и составляют 7% их общего числа. Учебник совсем не ориентирует учителя на работу по предупреждению ошибок этого типа. В тех классах, где учитель, творчески и вдумчиво работая над усвоением детьми учебной программы, сам восполняет хотя бы частично многие существенные недостатки учебника, класс достигает сравнительно хороших результатов. Итоговая контрольная работа за год, проведенная в первых классах школы № 157, подтвердила это заключение. Классу был дан диктант, состоявший из 22 слов: «День был ясный. Юра и Сеня пошли гулять. За рекой ельник. Там есть большой пень. Кругом тишина. Только ежик шуршит в траве». В этом диктанте ошибки допустили только семь учеников. Всего этими учениками было допущено 10 ошибок: три ошибки на перенос, одна ошибка на большую букву, две ошибки на пропуск букв и четыре ошибки на правила, которых дети в I классе еще не знают (тишена и др.). Неудовлетворительных оценок не было.
Сравнение наших результатов с результатами, полученными другими исследователями и в других классах, подтверждает вывод о решающей роли системы упражнений, проводимых учителем систематически, начиная с добукварного периода.
Показательны в этом отношении данные, которые получила А. А. Люблинская при изучении работы двух классов школы № 115 Ленинграда. В том классе, где учитель повседневно осуществлял единую последовательную систему упражнений для закрепления понятий, овладения правилами и выработки навыка грамотного письма, результаты качественно отличаются от результатов других классов той же и других школ. Показательны сравнительные данные об ошибках, допущенных детьми трех разных классов, которые мы условно обозначаем 1 «а», I «б», I «в». Выполнялась специальная контрольная работа по
пройденному материалу. Таблица 15 показывает число ошибок, допущенных детьми каждого класса в выполнении контрольных заданий (число детей в классах одинаковое — 41, 42, 41).
Приведенные результаты анализа ошибок говорят о тех сильных сторонах, которыми отличается работа I «а» класса. Это не столько знание, сколько усвоенность правил, что особенно благопоиятно сказывается на работе, требующей значительной самостоятельности. Существенны преимущества, говорящие о четком различении учениками I «а» класса буквы и звука, об их умении делить слова на слоги и предложения на слова. Здесь обнаруживается усвоение детьми целого комплекса грамматических знаний, о чем мы говорили выше. В основе этого комплекса лежит умение анализировать слышимую речь, выделять звуки и обозначать их буквами.
Ученики I «а» класса дали в пять раз меньше искажений звука, чем их товарищи из параллельных классов. При этом значительная часть ошибок оказалась у детей, имеющих дефекты речи. Ученики I «а» класса значительно лучше выделяют слова в предложении и гораздо правильнее ставят к ним вопросы, т. е, выполняют необычную для них работу, требующую нового вида аналитической деятельности.
Они сами исправляют допущенные ошибки, что свидетельствует о возросшей уверенности, которая отличает прочные и обоснованные знания от поверхностных и смутных.
Положительная роль системы упражнений в повышении успеваемости подчеркивается и результатами ранее проведенного исследования Б. Г. Ананьева в книге «Анализ трудностей в овладении детьми чтением и письмом». Сводные результаты этого исследования показали (на материале двадцати школ Ленинграда), что в числе ошибок, сделанных детьми, наибольший процент составляют ошибки на пропуск гласных звуков (29%), подстановку и перестановку согласных (21%). Эти факты прямо указывают на недоработанность звуко-слогового анализа в первом полугодии. Легко предвидеть те трудности, с которыми дети неизбежно встретятся в III и IV четвертях и в старших классах при усвоении ими правил правописания. Наряду со специально графическими трудностями (ошибки в написании букв) дети обнаруживают недостаточную взаимосвязь приобретенных ими знаний и неумение ими пользоваться.
Подчеркивая периодичность в преобладании разных категорий ошибок, Б. Г. Ананьев на основании изучения тетрадей учеников школы № 61 приводит соотношение ошибок и изменение их числа по четвертям, Ввиду того что к концу года детям приходится читать и, главное, писать более трудные для фонематического восприятия слова, перемещаются в основные трудности в написании слов разного звукового состава.
Эти выборочно приведенные нами данные убедительно показывают что ни одна категория ошибок к концу года не изживается полностью На новом, более трудном материале дети снова допускают такие ошибки с которыми, как казалось учителю, уже давно было покончено: в работе требующей более сложных операций переноса, членения слов на слоге, выделения мягкого знака и т. д., дети снова допускают выпадение глас ных, замену одних звуков другими. В этом отношении особую тревогу вызывает постоянно нарастающее у первоклассников число звуковы ошибок.
Приведенные результаты, полностью совпадая с данными, полученными при систематическом изучении работы детей в I «а» классе школы № 157 и в I «а» классе школы № 115 Ленинграда, говорят о необходимости решительного улучшения методики работы над русским языком, в частности по разделу грамматики, и прежде всего усиления упражнений на те правила и понятия, которые вызывают наибольшие трудности у детей в разное время их учебной работы в I классе.
Для успеха этой работы необходимо правильное построение упражнений и их изменение в соответствии с усваиваемыми детьми знаниями, введение разнообразного материала на закрепление одного правила, а также использование одного задания для упрочения знаний о разных правилах и для грамматических обобщений одновременно с упрочением навыков грамотного письма.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.