Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Типичные ошибки детей и причины появления этих ошибок


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Изучение классных и домашних работ детей, их устных и письменных ответов дает учителю богатый материал для проверки эффективности его работы; помогает найти слабые звенья в общей системе приобретенных детьми знаний и навыков.
В течение всего учебного года мы анализировали ошибки учащихся разных классов. Наконец, мы подвергли изучению ошибки учащихся опытного класса школы № 157, допущенные в диктовках в III и IV четвертях. Было проанализировано семь контрольных работ.
Наиболее характерная для первоклассников ошибка — npoпycк гласных. По количеству она занимает сравнительно небольшое мест среди других ошибок, но держится очень прочно. Это видно из приводи мой ниже сводной таблицы процентного соотношения разных видов оши бок в диктантах детей к концу второго полугодия. Эти данные в извест ной мере совпадают с результатами анализа ошибок, данного во второй разделе этой главы, по первому полугодию.
При анализе характера этих ошибок обнаруживается, что пропуск безударных гласных в средних безударных слогах встречается в два раза чаще, чем в конечных слогах. В III четверти встречаются ошибки даже на пропуски ударных гласных в первом слоге (дома, Миша) или перед й (сарай). Дольше сохраняются ошибки на пропуск гласных, сильно редуцированных: лошадь, опрокинулась и др. Пропуск безударной гласной в последнем открытом слоге реже встречается и легче обнаруживается самим ребенком при проверке этих ошибок. Возможно, что источником некоторой части таких «ошибок является не недостаточность слухо-артикуляционного анализа, а отсутствие должного внимания детей к смысловой стороне текста. Так, в орфографической работе 19 февраля учащимся предлагалось вставить в готовый текст клички животных. Выполняя это упражнение, многие дети забывали изменить родовое окончание соответствующего глагола. Они писали: «Жучка побежал».
Ошибок на пропуск гласной в конце глаголов оказалось восемь. Эти ошибки говорят о неправильном согласовании слов и не могут рассматриваться как пропуски гласных. Возможно, что в диктантах некоторая часть таких ошибок также является ошибками на согласование. Анализ ошибок этого рода убеждает в том, что в системе упражнений на правильное написание гласных необходимо сочетать работу над ударными и безударными слогами разной степени редуцирования в зависимости от места их в слове. В учебнике Н. А. Костина (§ 1, 2 и 3) упражнения в написании слов с разным числом слогов достаточно разнообразны, но в разделах «Повторение» такие упражнения отсутствуют. В учебнике нет ни одного упражнения, в котором слоги с ударением и без ударения занимали бы разное место в слове и требовали бы от ученика сопоставления. Понятно, что и внимание учителя не направлено на специальную работу по приучению детей писать многосложные слова с сильно редуцированными гласными в разных местах слова. В тех диктантах, которые мы подвергали анализу, количество слов с конечными безударными слогами было в два раза больше, чем слов с безударными слогами в середине. При этом число многосложных слов с безударными гласными в середине к концу года не увеличивалось, а уменьшалось, т. е. частота упражнений на это трудное правило снижалась. Вывод: система диктантов, рекомендуемых методическими пособиями для I класса, противоречит последовательности, объему и построению упражнений, необходимых для предупреждения пропусков учениками безударных гласных, наиболее частой ошибки на первом этапе усвоения детьми грамматики и правописания.
Возьмем другую достаточно большую группу ошибок — на правописание слов с ь. Постановка мягкого знака в конце и середине слова хорошо усваивается учениками I класса. Трудности встречаются обычно при обозначении мягкости звука с. Может быть, это объясняется тем, что в учебнике нет сопоставления мягкого и твердого произношения этого звука в конце и середине слова, подобно тому как это сделано с другими звуками: кон — конь, хор — хорь, сол — соль и т. д. Ошибки на ь в середине слова встречаются там, где слышится мягкость согласного: Жучка, Степа и т. д. Подобные ошибки следует учителю предупреждать.
Очень важно сопоставлять обозначение мягкости согласного звука буквой ь, е и я, так как многие дети путают эти обозначения и пишут: Льоня, ньос и пр. В учебнике же подобных упражнений мало: это упражнение 150, 151 и 152 при повторении раздела в § 20. При изучении звуков е, ё, я, ю (§ 16, 17, 18, 19) таких упражнений тоже нет.
Необходимо обратить внимание на раздел, обозначенный нами в таблице «Прочие фонетические ошибки». Их в тетрадях немало. Это главным образом те ошибки, которые учителя относят к разряду происходящих от «невнимания» учащихся. На самом же деле они скорее происходят от невнимания учителей, методистов и авторов учебников к некоторым орфограммам. Дети часто не различают звонкие и глухие согласные, они пишут: брад, ждед, дятя, керой. Между тем изучавшийся нами опыт учительницы Л. В. Лопухиной (школа № 200 Ленинграда) показывает, как специальной работой над различением звонких и глухих согласных учителю уже в букварном периоде удается научить даже отстающих вначале учащихся читать и правильно писать трудные для анализа слова. Очевидно, что и во втором полугодии должны быть подобраны разнообразные упражнения на правописание подобных орфограмм.
К разделу «прочих фонетических ошибок» мы относим и ошибки, происходящие, с одной стороны, от недостаточно закрепившейся связи звука и буквы и, с другой,— от неразличения детьми этих понятий. Ученики пишут: часка, сщука, чука и т. д. Это тоже результаты плохого фонематического слуха детей.
При письме заглавной буквы оказывается, что детям легче всего дается правило написания большой буквы в именах людей. Учитель и учебник больше всего упражняют детей именно в этом. Из общего числа отмеченных нами двадцати ошибок только две падают на запись имен людей, восемнадцать относятся к записи кличек животных. В диктантах и контрольных работах соотношение как раз обратное: правописание имен требуется в двадцати трех случаях, а правописание кличек — в одиннадцати. Характерно, что и в освоении этого правила к концу года число упражнений в записи кличек животных резко уменьшается. Трудность при записи кличек животных состоит в том, что дети путают кличку и название животного, особенно дикого. Но в Учебнике нет сопоставления кличек и названий животных (на подобие тех сопоставлений, которые даны для правописания имен и названий людей: дядя, отец, бабушка — или фамилий и таких названий профессий людей, как художник, директор, писатель, заведующий и др.). Учительница школы № 157 Ленинграда пыталась исправить этот пробел и достигла некоторых результатов. Однако упражнений для детей ею было дано, по-видимому, недостаточно. В диктанте на тему «Белка» слово белка три раза встретилось в середине предложения, но одиннадцать учащихся написали его с большей буквы.
Анализ ошибок написания заглавной буквы в начале предложения и постановки точки в конце его обнаруживает тесную взаимосвязь этих правил правописания. Однако эта связь не всегда объясняется детям. Начиная работать над большой буквой в именах и кличках, учитель обычно сопоставляет это правило с записью большой буквы в начале предложения. Но это правило отрывается от правила о постановке точки в конце предложения.
19 февраля. Дети пишут работу на орфографическое правило: списывают с доски текст, в котором пропущены имена и клички. Из 25 ошибок, сделанных в этой работе, девять падают на постановку точки в конце предложения; ошибок в записи имен нет. Интересно, что в этой же работе восемь ошибок допущено на согласование; по-видимому, общее содержание рассказа, его смысл были недостаточно осознаны детьми.
Работа над большой буквой и точкой в записи предложения должна связываться с развитием речи и мышления детей. Дети должны понимать смысл прочитанного ими предложения, тогда они не только не будут ошибаться в употреблении большой буквы в именах и в начале предложения, но не будут делать ошибок и на постановку точки в конце предложения. Некоторые учителя недооценивают этой смысловой стороны даваемого детям текста, поэтому ошибки в постановке большой буквы в начале предложения и точки в конце его оказываются у учеников очень устойчивыми. В табл. 6 из 34 ошибок на большую букву 13 относятся к ошибкам на правописание большой буквы после точки. Причем, число таких ошибок к концу года возрастает, в то время как число ошибок на правописание имен и кличек уменьшается. Ошибки в постановке точки в конце предложения держатся. довольно устойчиво на протяжении всего года и составляют 7% их общего числа. Учебник совсем не ориентирует учителя на работу по предупреждению ошибок этого типа. В тех классах, где учитель, творчески и вдумчиво работая над усвоением детьми учебной программы, сам восполняет хотя бы частично многие существенные недостатки учебника, класс достигает сравнительно хороших результатов. Итоговая контрольная работа за год, проведенная в первых классах школы № 157, подтвердила это заключение. Классу был дан диктант, состоявший из 22 слов: «День был ясный. Юра и Сеня пошли гулять. За рекой ельник. Там есть большой пень. Кругом тишина. Только ежик шуршит в траве». В этом диктанте ошибки допустили только семь учеников. Всего этими учениками было допущено 10 ошибок: три ошибки на перенос, одна ошибка на большую букву, две ошибки на пропуск букв и четыре ошибки на правила, которых дети в I классе еще не знают (тишена и др.).
Неудовлетворительных оценок не было.
Сравнение наших результатов с результатами, полученными другими исследователями и в других классах, подтверждает вывод о решающей роли системы упражнений, проводимых учителем систематически, начиная с добукварного периода. Показательны в этом отношении данные, которые получила А. А. Люблинская при изучении работы двух классов школы № 115 Ленинграда. В том классе, где учитель повседневно осуществлял единую последовательную систему упражнений для закрепления понятий, овладения правилами и выработки навыка грамотного письма, результаты качественно отличаются от результатов других классов той же и других школ. Показательны сравнительные данные об ошибках, допущенных детьми трех разных классов, которые мы условно обозначаем 1 «а», I «б», I «в». Выполнялась специальная контрольная работа по пройденному материалу. Таблица 15 показывает число ошибок, допущенных детьми каждого класса в выполнении контрольных заданий (число детей в классах одинаковое — 41, 42, 41).
Приведенные результаты анализа ошибок говорят о тех сильных сторонах, которыми отличается работа I «а» класса. Это не столько знание, сколько усвоенность правил, что особенно благопоиятно сказывается на работе, требующей значительной самостоятельности. Существенны преимущества, говорящие о четком различении учениками I «а» класса буквы и звука, об их умении делить слова на слоги и предложения на слова. Здесь обнаруживается усвоение детьми целого комплекса грамматических знаний, о чем мы говорили выше. В основе этого комплекса лежит умение анализировать слышимую речь, выделять звуки и обозначать их буквами.
Ученики I «а» класса дали в пять раз меньше искажений звука, чем их товарищи из параллельных классов. При этом значительная часть ошибок оказалась у детей, имеющих дефекты речи. Ученики I «а» класса значительно лучше выделяют слова в предложении и гораздо правильнее ставят к ним вопросы, т. е, выполняют необычную для них работу, требующую нового вида аналитической деятельности.
Они сами исправляют допущенные ошибки, что свидетельствует о возросшей уверенности, которая отличает прочные и обоснованные знания от поверхностных и смутных.
Положительная роль системы упражнений в повышении успеваемости подчеркивается и результатами ранее проведенного исследования Б. Г. Ананьева в книге «Анализ трудностей в овладении детьми чтением и письмом». Сводные результаты этого исследования показали (на материале двадцати школ Ленинграда), что в числе ошибок, сделанных детьми, наибольший процент составляют ошибки на пропуск гласных звуков (29%), подстановку и перестановку согласных (21%). Эти факты прямо указывают на недоработанность звуко-слогового анализа в первом полугодии. Легко предвидеть те трудности, с которыми дети неизбежно встретятся в III и IV четвертях и в старших классах при усвоении ими правил правописания. Наряду со специально графическими трудностями (ошибки в написании букв) дети обнаруживают недостаточную взаимосвязь приобретенных ими знаний и неумение ими пользоваться.
Подчеркивая периодичность в преобладании разных категорий ошибок, Б. Г. Ананьев на основании изучения тетрадей учеников школы № 61 приводит соотношение ошибок и изменение их числа по четвертям, Ввиду того что к концу года детям приходится читать и, главное, писать более трудные для фонематического восприятия слова, перемещаются в основные трудности в написании слов разного звукового состава.
Эти выборочно приведенные нами данные убедительно показывают что ни одна категория ошибок к концу года не изживается полностью На новом, более трудном материале дети снова допускают такие ошибки с которыми, как казалось учителю, уже давно было покончено: в работе требующей более сложных операций переноса, членения слов на слоге, выделения мягкого знака и т. д., дети снова допускают выпадение глас ных, замену одних звуков другими. В этом отношении особую тревогу вызывает постоянно нарастающее у первоклассников число звуковы ошибок.
Приведенные результаты, полностью совпадая с данными, полученными при систематическом изучении работы детей в I «а» классе школы № 157 и в I «а» классе школы № 115 Ленинграда, говорят о необходимости решительного улучшения методики работы над русским языком, в частности по разделу грамматики, и прежде всего усиления упражнений на те правила и понятия, которые вызывают наибольшие трудности у детей в разное время их учебной работы в I классе.
Для успеха этой работы необходимо правильное построение упражнений и их изменение в соответствии с усваиваемыми детьми знаниями, введение разнообразного материала на закрепление одного правила, а также использование одного задания для упрочения знаний о разных правилах и для грамматических обобщений одновременно с упрочением навыков грамотного письма.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +