В программе I класса грамматика не выделяется в специальный раздел работы над русским языком. Однако к концу года дети должны освоить несколько основных грамматических обобщений (в дальнейшем понятий) и ряд правил правописания.
Основное значение грамматики для общего и специального речевого развития детей состоит в том, что уже самые начальные грамматические упражнения требуют умения практически анализировать слышимую и произносимую речь.
Освоение начальных грамматических обобщений, на которые будут опираться все более сложные и точные грамматические понятия, имеет особое значение для развития высших форм логического мышления. Оно требует от детей умения абстрагировать правило, понятие от конкретного содержания и обратно — конкретизировать известное правило в отдельных читаемых словах, предложениях и отрывках. Освоение любого грамматического понятия и правила на любой ступени обучения требует от ребенка различных мыслительных операций: сравнения, сопоставления и различения, анализа, обобщения, умозаключения и т. д.
Понятно поэтому, что освоение маленьким учеником грамматики есть одновременно упражнение и развитие его мышления.
Согласно существующим программам, работа учеников I класса над освоением грамматики и правописания делится на две части. В первом полугодии дети должны научиться читать отдельные слова, предложения и связные короткие тексты, останавливаться на точках и передавать интонацией вопросительный или повествовательный характер предложения в зависимости от того, какой знак поставлен в конце его. Работа с разрезной азбукой, списывание с доски и из букваря, ответы на вопросы учителя, а главное, чтение первых слов и коротких предложений знакомит детей практически со словом, слогом, звуком, буквой и с правилами членения текста на части.
Бесспорно правы С. М. Редозубов, Н. С. Рождественский, Н. А. Щербакова, Н. П. Каноныкин и др., когда они настаивают на том, чтобы уже в первом полугодии, в повседневной практической работе над чтением и слышимой и произносимой речи дети пользовались осмысленно такими понятиями, как слово, предложение, звук, слог (или часть слога) и т. п. Накапливаемый детьми практический опыт, непосредственно закрепленный в ряде конкретных представлений и выражений в специальных терминах, обеспечивает переход к дальнейшему освоению грамматических понятий.
Освоение детьми грамматических знаний есть процесс образования единого комплекса ассоциаций; поэтому освоение некоторых элементарных грамматических обобщений не может быть оторвано от работы над правилами, их применением и использованием.
Работа над освоением грамматики не может быть обособлена от развития речи детей, от обучения их чтению и правописанию, а приобретение детьми навыков беглого чтения и особенно грамотного письма не может быть достигнуто формальной тренировкой. Усвоение грамматических знаний составляет в I классе одну из сторон общей работы над развитием речи учащихся. Она имеет свою специфику и свои задачи.
Овладение грамматикой представляет собой процесс образования у первоклассника новой единой системы языковых знаний и навыков. Это, во-первых, освоение некоторых грамматических обобщений (понятий), во-вторых, знание некоторых правил правописания и, в-третьих, умение эти правила и понятия применять.
Остановимся на каждой стороне этого сложного процесса.
В качестве первых обобщенных знаний по грамматике, которые составляют фундамент дальнейшего освоения школьниками (в средних классах) всех грамматических понятий, первоклассник знакомится со следующими: предложение, слово, слог, звук, буква, заглавная или большая буква, гласный звук и согласный, твердый и мягкий знаки. В конце года дети знакомятся в общей форме с понятием предмет, о котором можно спросить кто это? или что это? Как известно, каждое понятие есть обобщенное знание о целой группе предметов на основе отвлечения существенных для всех предметов признаков.
Чтобы научить детей отвлекать грамматическую форму или строение слова от его семантики, от того, что оно обозначает, необходимо упражнять их в операциях обобщения на знакомом и конкретном материале. Это и делает учитель в добукварном и букварном периодах.
Огромный сдвиг достигается первым самостоятельным чтением коротеньких предложений. В конце сентября класс, осваивая буквы шил, впервые подходит к самостоятельному чтению коротеньких предложений «Луша мала», «Маша ушла». Эти предложения написаны в букваре каждое на отдельной строчке, с большой буквы и после каждого стоит точка. Учитель обращает на это внимание детей: «Тут написано предложение, после него стоит точка». Так же подготовляет учитель детей, начиная с добукварного периода, к освоению основных грамматических обобщений, таких, как слог, звук, буква.
Особенностью работы над предложением во втором полугодии является включение этого понятия (так же как и других грамматических обобщений) в определенную систему специальных знаний. Она включает также знание некоторых правил.
Уже в первом полугодии, как это было показано в предыдущих разделах, знакомясь с предложениями, дети одновременно осваивают и правила их написания. Учитель постоянно обращает внимание детей на то, что предложение начинается с большой буквы и в конце предложения ставится точка: «Если поставлена точка, надо остановиться. Предложение кончилось. Начинаем читать теперь про другое. Новое предложение начинается с большой буквы».
В такой подготовительной работе дети получают не только обобщенные знания о предложении как о выраженной мысли, но и о большой букве в начале предложения и о точке в конце его. Так же работает учитель над подготовкой, а затем в III и IV четвертях над освоением детьми такого грамматического понятия, как слог, звук, буква и др. Во вторам полугодии эти понятия уточняются и закрепляются не формальным их повторением, а разнообразными упражнениями. Дети пишут или анализируют написанное или названное слово и предложение, опираясь при этом на соответствующие правила. Так понятие слог осваивается в работе над выделением гласных звуков и правилами переноса; понятия буква и звук особенно уточняются в процессе освоения буквы ь. Подсчет звуков и букв в одном и том же слове (коньки, угольки, уголки, жар, жарь и др.) ведет детей к различению этих двух понятий и к уточнению каждого из них.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.