Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Обзор методических пособий по письму


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В системе упражнений должно быть достигнуто сочетание содержания и формы, на что впервые было указано К. Д. Ушинским: «Всякое толковое изложение на письме своих мыслей должно быть в то же время безукоризненным по правописанию и возможно чистым и красивым по чистописанию». Ценность подобного утверждения состоит в том, что великий дидакт не отрывал смысловую и орфографическую стороны письма от красоты письма, считая, что чистописание содействует правильному обучению ребенка.
Работы современников и последователей К. Д. Ушинского — П. Е. Градобаева, крупного специалиста каллиграфии, И. Е. Евсеева, Ф. В. Грекова, В. С. Гербач и др. явились также вкладом в методику обучения письму. Но основным методом упражнений в письме они признавали только прописи, образцы правильного и красивого написания букв, их копирование.
Основным и новейшим методом того времени признавался механический метод чистописания. Порочность этого метода состояла в однообразных, отупляющих своей механистичностью движениях руки. Основной целью таких упражнений были скорость и красота письма, совершенствование техники письма. Первое требование К. Д. Ушинского о том, что письмо должно быть в первую очередь «толковым изложением на письме своих мыслей» (что, безусловно, предполагает осознанность этого акта), переносилось на второе место после того лишь, как будет усвоена техника красивого и скорого письма.
Советские методисты, авторы учебных пособий по обучению письму и чистописанию — Д. А. Писаревский, В. А. Саглин, Н. И. Ткаченко и А. И. Воскресенская, Е. В. Гурьянов и М. К. Щербак, Н. Н. Боголюбов и др.— критически отнеслись к методическому наследству и, использовав положительный опыт, создали более совершенные методические руководства к обучению письму на основе изучения психологических и педагогических условий овладения детьми навыками правильного письма.
Д. А. Писаревский в книге «Обучение письму» дает учителю основные указания о правильной постановке письма в школе. Вначале автор рекомендует дать шесть предварительных упражнений «для развития пальцев руки, кисти, для навыка к равномерному движению руки, для развития глазомера», письма горизонтальных прямых, лежащих в середине клеток, затем даются наклонные по диагоналям клеток, вогнутые линии на нижней линейке строки, зарисовка овалов в вертикальном и горизонтальном положении и т. д. За этим следует новый ряд упражнений, которые продолжаются три-четыре недели. Эти упражнения связаны с рисованием фигурок, нечто подобное изображению частей бордюров. Но все они по форме своей даже отдаленно не напоминают элементы букв. Следовательно, цель этих упражнений сводится исключительно к развитию руки как аппарата письма. Последующие упражнения связаны с обучением письму элементов букв. Но как для грамотного, так и неграмотного класса количество подобных упражнений не указывается, так же как и при повторении на следующем уроке. Следовательно, вопрос о мере — количестве упражнений как средстве закрепления навыка письма не был поставлен Писаревским.
В работе В. А. Саглина «Обучение письму в начальной школе» излагаются цель, условия и методы обучения письму и чистописанию в начальной школе. Автор также уделяет большое внимание предварительным упражнениям, состоящим преимущественно из письма наклонных прямых и овалов. Письмо элементов букв В. А. Саглин рекомендует ограничить за один раз двумя-тремя строчками в тетради. При письме же более сложных строчных букв — количество упражнений в письме — элементов этих букв «давать... в несколько большем количестве». Для метода В. А. Саглина характерно требование в упражнении написания прежде отдельных элементов, составляющих букву, на двух-трех строках для каждого элемента. В этом же пособии мы читаем указание: «Усвоение начертания заглавных букв потребует большего времени, чем усвоение строчных, так как потребуются повторные упражнения». Таким образом, количество упражнений в письме букв .учитель определяет по своему усмотрению.
Постоянным пособием для учителей начальных классов является «Методика русского языка» Н. А. Костина 4. Однако среди множества вопросов, поставленных в этой книге, обучению письму уделяется незначительное место. Кроме указаний о правильной посадке, о научении пользоваться письменными принадлежностями, рекомендуются упражнения для развития пальцев и кисти правой руки. Вопрос же об упражнениях в письме элементов букв и слов автор не освещает.
Популярной среди учителей является «Методика русского языка в начальной школе» Н. П. Каноныкина и Н. А. Щербаковой. Но и в этой книге всего лишь 24 страницы (с 95 по 118) посвящаются обучению письму и чистописанию во всех классах начальной школы, и авторы специально не рассматривают систему упражнений.
С. П. Редозубов в своем методическом пособии 2 предупреждает учителей о трудностях, которые испытывают дети при научении письму, и рекомендует давать упражнения, в частности письмо под диктовку, подчеркивание букв по заданию учителя.
Чтобы предотвратить замену букв в письме, проводятся упражнения на сопоставления слов, различающихся лишь одной буквой, начертание которой дети путают (сок-сон, рот-пот, норка-корка, ком-кол, пошла-поила и т. д.). Подобная работа приучает детей к сознательному письму, закрепляет буквенное обозначение звуков. По примерному уроку письма буквы м, который приводится в этом пособии, можно установить, что автор рекомендует упражнять детей в письме каждого элемента не более одной строки, то же относится и к письму буквы. Понятно, что подобное указание нельзя распространить на письмо каждой буквы. Следовательно, из этого методического руководства учитель не может сделать заключения о системе упражнений при обучении письму.
В «Руководстве к преподаванию русского языка» А. И. Воскресенской и М. Л. Закожурниковой говорится: «Для привития навыков письма необходимо достаточное количество упражнений, поэтому объем работы по письму на отдельном уроке тоже имеет немаловажное значение. Пока рука ребенка еше не окрепла и он устает долго сидеть за партой в одном положении, целесообразно письмо чередовать с рисованием. Писать зараз более 2—3 строчек не следует. Домашние задания не должны превышать 2—5 строчек. Когда же рука ребенка окрепнет и он привыкнет правильно сидеть за партой, ему можно писать 3—4 строчки за урок в классе и 1/2 страницы дома».
Однако характер и система упражнений не раскрыты и в этом методическом пособии.
Основная часть «Методики чистописания» Н. Н. Боголюбова посвящена описанию метода работы учителя по чистописанию. Первоначальное обучение письму в добукварный период дается в качестве примерных уроков, а письмо в период обучения грамоте — в виде свода правил. В этой работе основательно излагаются цель, условия, методы обучения красивому, и правильному письму, но не дается указаний э систематических упражнениях в закреплении навыка письма в букварный период. Редко можно встретить учителя I класса, который не использовал бы в своей практической работе «Методическое руководство к букварю» 5. Это ценное пособие для учителя. В нем предусмотрены основные моменты в обучении детей грамоте. Помимо систематического изложения методики чтения, рекомендованы примерные уроки письма. Таких уроков 19. Из них 9 характеризуют работу учителя в добукварный период, остальные относятся к обучению по букварю. В некоторых уроках I группы очень подробно рассматривается методика обучения. Дано не только содержание упражнений, но их порядок и количество. Начиная же с букварного периода норма упражнений при письме букв не всегда предусматривается. Так, например, обучению письму буквы а предшествует урок, на котором дети учатся писать овал. Количественно письмо этого элемента не ограничено. Обучаясь письму буквы а, дети пишут на половине строки овал, на второй половине этой же строчки прямые палочки с закруглением внизу и одну строчку с буквой а. В последующем письме эта буква встречается в слогах и словах. В тех уроках, где предусмотрены упражнения в письме элементов и букв, количество этих упражнений не превышает двух строчек; чаще всего письмо одного элемента проводится на одной строке. Из этого следует, что учитель для своей работы получает совершенно определенную ориентировку в письме упражнений.
Однако школьная практика показывает, что такое количество упражнений в ряде случаев и для многих учащихся совершенно недостаточно при выработке навыков письма. При этом следует учесть, что письменные задания на дом в методическом руководстве даны только в одном уроке.
Наиболее значительным в этом направлении является исследование Е. В. Гурьянова и М. К. Щербак «Психология и методика обучения письму в букварный период». Авторы указывают, что «Превращение сложного и напряженного процесса изображения рукописных знаков в автоматизированный процесс и составляет одну из основных задач обучения письму в начальной школе. Это достигается путем систематических упражнений в правильном письме».
В книге прослеживаются психологические основы формирования навыков письма, трудности, связанные с овладением ими, раскрывается психологическая сущность упражнений. Во второй части приводится методика обучения письму с подробным описанием обучения каждому элементу, каждой букве. При этом на письмо сложных по написанию знаков отводится значительно большее время и большее количество упражнений. Взять хотя бы письмо овала. На двух уроках, предшествующих письму этого элемента, учащиеся обучались письму палочек с закруглением. Каждый из этих уроков включал зарисовку бордюра с кружочками между новыми элементами. Подобную работу дети выполняют дома. На письмо овала отводится два урока. На предметах и таблицах дети знакомятся с формой круга и овала, учатся различать их, затем по образцам рисуют круг и овал, заштриховывают их, предварительно разделив, каждую фигуру на две части. За этим следует упражнение в определении половины расстояний между средней и верхней линиями строки. До этого дети ставили точки на средней линии.
После разъяснения учителя дети пишут овал рядом с образцом учителя. Письмо овала занимает две строчки и строчка бордюра, составленная из овалов и кружочков между ними. Дома дети выполняют точна такое же задание. На другой день учитель повторяет упражнение предыдущего урока, так как овал — один из трудных элементов для детей. Они пишут две строчки овала и рисуют бордюр из ромбов и парных овалов. Такое же упражнение выполняют и дома. Следовательно, обучение-письму овала проводится на двух уроках и состоит из четырех упражнений, располагаемых на 12 строчках. На последующих уроках письмо этого элемента закрепляется при письме буквы а. В порядке повторения дети пишут две строки овалов, строку палочек с закруглением внизу и две строки буквы а. Точно такое же упражнение делают дома. Такое количество упражнений обеспечивает укрепление навыка в написании этого элемента. В последующей методике не для каждой буквы определено количество упражнений в письме элементов буквы и самой буквы. Однако из подробнейшего руководства по первым урокам письма можно заключить, что упражняются дети на двух-трех строчках в письме элементов и двух строчках в письме самой буквы. Это же повторяется и дома. К сожалению, в обучении написанию заглавных букв об упражняе-мости навыка письма говорится очень мало, хотя и отмечаются большие трудности в их написании.
Сильной стороной пособия «Психология и методика обучения письму в букварный период» является психологическое обоснование необходимости упражняемости в формировании навыков письма и изложении системы упражнений. В связи с этим необходимо отметить еще одно чрезвычайно важное положение авторов, выдвинутое в этой книге,— воспитание правильного отношения детей к письменным упражнениям. «.. .Успех упражнений в письме прежде всего зависит от того, насколько активен ученик. Активность ученика в свою очередь зависит от его отношения к упражнениям»,— утверждают авторы. Четкий почерк может быть выработан при условии, если ученик прилагает все усилия к тому, чтобы точно соблюдать правила письма. Очень важно при этом воспитывать у учащихся самоконтроль за проделанной ими работой. Самоконтроль же может выработаться лишь в том случае, если ученик получил точный инструктаж по безошибочному выполнению упражнений. Уяснив требования, предъявляемые к письму вообще и к каждому знаку в частности, ученик наблюдает отклонения от норм в своем письме и стремится с помощью учителя устранить подобные недостатки в последующем письме. В процессе упражнения вырабатываются навыки самоконтроля при выполнении заданий.
На основании краткого обзора литературы по вопросу упражнений в закреплении навыков письма можно прийти к следующим выводам.
Бесспорным является утверждение о необходимости упражнений при обучении письму. В дореволюционной методической литературе основное место принадлежало механическому способу научения письму, состоящему в неограниченном количестве упражнений по прописям. Распространенным был также копировальный метод, заключающийся в том, что изучение начертаний букв шло главным образом с помощью «мускульного ощущения», а не путем анализа и изучения пропорций формы каждой буквы. В советской школе упражнения по письму рассматриваются не как механическое повторение одних и тех же движений, а как сознательная целенаправленная деятельность учащихся.
Однако в методической литературе не нашел разрешения вопрос о содержании и количестве упражнений, обеспечивающих более успешное овладение письмом всеми учащимися. Ни одно методическое руководство не помогает учителю в поисках путей по устранению недостатков в письме отдельными учащимися, которые с первых же уроков начинают отставать от хорошо успевающих товарищей и нуждаются в специальных занятиях с ними и особой системе письменных упражнений.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +