Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Структура русского языка как учебного предмета в I классе


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Как уже было сказано, русский язык включает четыре взаимосвязанные части. Это чтение, письмо, элементы грамматики, развитие речи. При этом важно уяснить, что в «практике обучения чтение и письмо теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом и особенно с развитием устной речи ребенка, являющейся их общей основой».
Помимо этих центральных связей, в русском языке представлены и внутрипредметные связи. Чтение связывается с сообщением сведений об общественных явлениях, правилах поведения, о жизни природы; письмо включает в себя элементы грамматики и графики.
Всю систему элементов в их взаимосвязях по предмету «русский язык» в I классе можно представить в виде схемы.
Сведения о правилах поведения.
Рассмотрим важнейшие из этих элементов в их взаимосвязях. Советскими психологами установлено, что чтение и письмо в своей основе имеют много общего. Если до начала обучения у дошкольника временные связи второй сигнальной системы были вызываемы словами слышимыми и произносимыми, то при обучении чтению и письму такие связи образуются видимым словом, то есть его условным письменным обозначением. «Видимое слово посредством чтения становится сигналом для формирующего письма ребенка, в котором ребенок воспроизводит видимое, слышимое или произносимое им самим слово».
Чтение и письмо нельзя отделять от устной речи, которая предполагает необходимость осуществления двусторонней связи между слушанием и умением рассказать о слышимом и видимом, то есть наблюдаемом. Именно необходимостью этой взаимосвязи можно объяснить тщательность работы учителя по воспитанию у детей умения слушать, по воспитанию внимания, по обучению произношению; объяснить большую работу над развитием, устной речи учащихся. По своей речевой природе все эти виды деятельности — чтение, письмо, развитие речи — взаимообусловлены и взаимосвязаны.
В I классе первоочередной задачей учителя является обучение грамоте, то есть обучение детей чтению и письму. Этот процесс наиболее плодотворен тогда, когда дети одновременно учатся и чтению и письму. В период обучения грамоте взаимосвязанное изучение этих разделов русского языка стало непреложным законом.
Каковы условия обеспечения этой связи? Первое: изучение одного и того же звука и буквы в течение двух уроков, тщательная работа по выделению звука, контроль за его произношением, соблюдение правильной артикуляции. На второй ступени освоения звука детям дается буква, проводится объяснение печатного знака, обозначающего изучаемый звук. Дети-должны усвоить особенность данного знака, уметь отличать его от других букв.
Далее идет разбор написания этой буквы и сопоставление печатного и письменного знака. Это составляет второе условие осуществления взаимосвязи чтения и письма. Дети сравнивают с буквой письменной букву печатную, с которой они уже познакомились на уроках чтения и которая в результате многократных повторений закрепилась в их памяти более прочно. Они подготовлены к восприятию того же, но уже несколько измененного знака. Учитель помогает детям в его освоении: он сопоставляет знаки, предлагает найти общее в изображении буквы печатной и письменной, устанавливает сходство и различие между ними. Этот метод обеспечивает лучшее закрепление как нового письменного знака, так и уже знакомого, печатного. Третье непременное условие, обеспечивающее взаимосвязь чтения и письма,— это общий для обоих этих видов учебной работы аналитико-синтетический метод. Он в одинаковой степени обеспечивает успешность и чтения и письма. В связи с этим уместно привести заключение методиста А. И. Воскресенской, которая говорит: «Уроки письма есть те же уроки грамоты, на которых находят себе место процессы звукового анализа и звукового синтеза. Прежде чем написать букву, надо разложить слово на слоги, выделить звуки; после письма надо написанное прочитать».
Обучение чтению и письму связано со звуковым анализом как основным методом обучения грамоте. Источником, материалом изучения является живая речь. Дети практически осваивают ее звуковой состав, строение слова, деление его на слоги, состав предложения. Все это достигается аналитической работой. Одновременно с этим учащиеся сливают звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения, то есть обучаются синтезированию. Правильное сочетание аналитико-синтетической работы при обучении первоклассников грамоте способствует практическому осознанию учащимися языковых форм, а это находит свое прямое выражение в улучшении их устной речи. Так осуществляется взаимосвязь обучения грамоте с развитием речи. Каждый шаг учителя по обучению детей грамоте связан с аналитико-синтетической работой.
Объясняя новую букву, учитель не ограничится анализом ее графической структуры, он обязательно прибегнет к сравнению одинаковых элементов в знакомых буквах. Учитель направляет внимание ученика на выяснение, в чем сходство этой буквы с подобной уже знакомой и в чем различие, чем похожи и чем разнятся буква печатная и письменная. Здесь следует вспомнить установленное психологией очень важное положение о том, что «ребенку легче установить сходство различных элементов, нежели различия в сходных элементах... Трудности различения неизмеримо возрастают с переходом ребенка от чтения и письма отдельных букв к чтению и письму целых слов, когда сопоставление, сравнение и различение сходных и различных букв превращается в специальную и срочную умственную задачу ребенка».
Благодаря приему различения и сравнения достигается лучшее понимание нового, так как в нем отмечаются элементы знакомого, закрепляется старое, известное детям знание, у ребенка формируется способность к самостоятельному анализу и синтезу не только знаков, но и различного рода явлений. К. Д. Ушинский, первым рекомендовавший ввести этот прием в обучение детей, считал, что ученики должны научиться в любых условиях находить сходные явления, уметь отграничить сходное от различного, соответственно сгруппировать явления. Подобная работа заключает в себе большие возможности для общего развития ребенка, для сознательного и успешного овладения им различными учебными предметами.
Из сказанного следует, что в процессе освоения первоклассниками грамоты чтение и письмо как два основных вида учебной деятельности тесно взаимосвязаны между собой, дополняют одно другое и осваиваются ребенком с помощью одних и тех же методов обучения. Однако следует учесть, что одновременное обучение чтению и письму не обеспечивает полного совпадения в овладении навыками чтения и письма. Навыки сознательного и быстрого письма появляются значительно позже беглого чтения, о чем подробно будет сказано ниже.
На уроках обучения русскому языку учащиеся овладевают навыками грамотного письма. Для усвоения грамматически правильной устной и письменной речи нужна постоянная практика. На уроках чтения и письма в I классе реализуется это практическое знакомство с грамматическими правилами и их закрепление. Поэтому не только между чтением и письмом, но и грамматикой существует самая тесная связь. Под грамматикой понимается, конечно, тот объем грамматических понятий, сведений и правил, который предусмотрен программой для первоклассников.
Характер взаимосвязи между этими основными разделами весьма специфичен на разных этапах обучения родному языку. Школьная практика показывает, что в букварный период особенно взаимосвязаны чтение, письмо и практическое овладение грамматикой. При обучении грамоте дети практически знакомятся с предложением, его составом, учатся строить предложение, давая полный ответ на вопрос учителя, выделяют слова из предложения, изучают их слого-звуковой состав.
Практическим знакомством с предложением и его составом, собственно, начинается изучение грамматики первоклассниками и овладение этой первоосновой языка. Пока дети обучаются грамоте, к этому разделу учитель возвращается постоянно и на уроках чтения и на уроках письма. В процессе обучения грамоте дети получают сведения по орфографии. В букваре они читают слова и усваивают, что каждое слово пишется отдельно от других слов. На 17-й странице букваря первоклассники читают слово Маша и видят, что оно написано с большой буквы. На основе этого конкретного примера учитель сообщает детям правило о заглавной букве в именах людей. На уроке письма, прежде чем написать слово Маша, учитель призывает детей вспомнить, как оно написано в букваре и почему написано именно так. В дальнейшем на каждом уроке чтения и письма закрепляется это грамматическое правило. Также в процессе чтения дети практически овладевают правилами написания первого слова в предложении с большой буквы, постановки точки в конце предложения; они узнают, какие гласные нужно писать после шипящих, когда и почему нужно ставить мягкий знак и т. п. Учитель обучает этим правилам детей в одинаковой степени и на уроках письма и на уроках чтения. Закономерность и эффективность такой взаимосвязи доказаны практикой обучения детей грамоте.
Со второго полугодия в осуществлении взаимосвязи между основными разделами русского языка происходит перемещение: чтение обособляется от письма и изучения грамматики. Практическое изучение грамматики осуществляется преимущественно на уроках письма. Здесь систематизируются знания о грамматических понятиях и правилах, которые дети получали в процессе овладения чтением и письмом в букварный период: знакомство с предложением, деление предложений на слова, постановка вопросов к словам, написание большой буквы в именах и фамилиях людей и в кличках животных и т. д.
Если в букварном периоде знакомство с элементами грамматики проводилось попутно с обучением письму, то во втором полугодии работа над правилами правописания практически становится основной на уроках письма. Однако было бы неправильно ограничивать значение работы над русским языком во II классе освоением детьми грамоты и элементов правописания. На уроках чтения и письма учитель решает общие задачи образования и воспитания маленьких школьников; он использует возможности этого предмета для всестороннего развития детей.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +