Первой основой режима культуры речи учащихся является общность словарной работы. Мы установили здесь следующие сквозные линии: а) расширение значения слов (приобретение многозначности слова); б) уточнение значения слова (обогащение синонимами); в) обогащение словами, связанными с учебным трудом; г) обобщение и конкретизация слов (родовые и видовые понятия) и д) обогащение словаря словами, обозначающими пространственные и временные отношения.
Второй важной основой единого режима культуры речи учащихся является общность умственных операций, в единстве с которыми осуществляется работа по развитию речи на уроках по всем учебным предметам.
Основной мыслительной операцией в процессе учебной деятельности является аналитико-синтетическая деятельность. Работа по развитию речи в I классе протекает на основе этой общей для учебного процесса мыслительной операции.
Основная задача добукварного периода — подготовка к обучению чтению, письму, арифметике. Эта задача решается на основе элементарной аналитико-синтетической деятельности детей под руководством учителя. Учитель рядом поставленных вопросов заставляет учеников слушать речь, рассматривать разлиновку доски и страницы тетради, расчленять услышанное и увиденное на элементы и синтезировать их в новые понятия. Работая по картине, учитель развивает речь ребенка путем ее анализа. На уроках арифметики в темах «Один и много», «Счет до 10 и обратно», «Число и цифра 1» также требуется аналитико-синтетическая работа мысли учащихся.
В процессе усвоения правил поведения мы наблюдаем в добуквар-ный период тот же процесс: учитель расчленяет свои требования. Дети научаются понимать и употреблять слова первый, второй, третий, ряд, парта, правый и левый край парты, правый верхний угол страницы, первая, вторая пара, правая и левая рука и пр. Расчленение требования и точное словесное выражение его являются одним из важных средств установления дисциплины и порядка в классе. Систематически проводя такую работу, учитель развивает способность детей к анализу и синтезу, ту способность, которая необходима во всем процессе учебно-воспитательной работы в добукварном периоде как для приобретения знаний, так и для развития речи.
Подобные связи мы обнаруживаем и в букварном периоде. Обучение чтению ведется аналитико-синтетическим методом, поэтому упражнения детей в анализе и синтезе по-прежнему занимают важное место в работе по развитию речи. В этот период работа усложняется.
В букварном периоде главное значение в аналитико - синтетической работе приобретает процесс сравнения и обобщения. Развитие способности к сравнению и обобщению необходимо для правильного чтения и письма слов с мягкими и твердыми согласными, для знакомства с составом числа на уроках арифметики, с понятиями больше на несколько единиц, сложить, отнять и т. д. Словарная работа по классификации слов на предметных уроках и на экскурсиях при наблюдении сходных и различных явлений развивает эту способность, так необходимую для успешного обучения детей в этот период. В связи с мыслительными операциями, заключающимися в сравнении и обобщении, протекает обогащение словаря терминами, расширение значения слова, обобщение и конкретизация слов, а также усовершенствование грамматического строя речи.
В букварный период аналитико-синтетическая работа поднимается на более высокую ступень: слово становится более богатым по содержанию, усиливается элемент обобщения; мыслительная операция сравнения и обобщения является общей для целого ряда уроков по разным учебным предметам. Учитель, работая по развитию речи, воспитывает мышление учащихся, обеспечивая тем самым повышение успеваемости по всем учебным предметам I класса.
В послебукварный период, когда дети научились читать, аналитико-синтетическая работа поднимается на новую ступень, словарная работа проводится в тесной связи с установлением смысловых связей в содержании прочитанной статьи.
Речь обогащается теперь словами, выражающими причинные, следственные и условные связи; в словаре детей появляются наречия, союзы. Уроки устного, а затем письменного изложения и сочинения упражняют детей в установлении логических связей для последовательного рассказа.
От установления простейших узких связей учитель во втором полугодии подводит детей к установлению более широких системных связей. Ведя на этой основе словарную работу в тесном взаимодействии с развитием связной речи, учитель развивает умственные способности детей и облегчает им овладение навыками правописания и решения задач.
Показателем способностей детей к анализу и синтезу во втором полугодии является умение связно и последовательно изложить рассказ, указать при слушании на существенные пропуски, допущенные товарищем, ответить на вопрос («Почему в слове пишется 6?», «Как решить задачу и почему надо умножать, а не делить?», «Почему кошку можно назвать домашним животным?» и т. д.). На основе систематической работы учителя по воспитанию мышления детей в процессе обучения повышается, следовательно, и культура их речи. Овладение такими учебными знаниями, как знания о зимующих птицах, домашних животных, о том, что такое согласный звук, нота, мера длины и т. д., требует умения соотнести единичные объекты к соответственному общему. Упражнения в подобного рода мыслительных операциях ведут к изменению соотношения конкретного и обобщенного в речи. Таким образом, обогащение словаря детей обобщающими словами и овладение ими логически связной речью имеют значение не только для повышения культуры речи, но и для повышения общего уровня умственного развития детей, влияющего в свою очередь на развитие их речи.
Таким образом, внутренней связью, объединяющей работу учителя по разным учебным предметам, служит не только общность слов, выражающих представления и понятия, общие для разных учебных предметов, но и общность умственных операций, необходимых для усвоения знаний по различным учебным предметам.
Третьей основой единого режима культуры речи является общность учебной деятельности детей. Эту общность мы понимаем как организацию одних и тех же видов учебной деятельности, необходимых для развития речи. Это — наблюдение, слушание и изложение, организуемые учителем на уроке по любому учебному предмету в процессе работы по развитию речи. Основное значение в организации этих видов учебной деятельности имеют уроки русского языка. Однако в своеобразной форме они организуются и на других уроках, как это было показано выше. Через наблюдение, слушание и изложение на уроках арифметики, чистописания, пения и физкультуры происходит закрепление и обогащение словаря детей и навыков их связной речи. Взаимосвязь этих видов учебной деятельности в процессе учебно-воспитательной работы способствует росту сознательного отношения детей к речи и более легкому переходу к письменной речи.
В понятие единого режима культуры речи входит не только общность отдельных ее частей, но и то особенное, что вносит каждый раздел учебно-воспитательной работы в общий процесс развития речи.
Работа над развитием речи на уроках по различным учебным предметам способствует формированию той или другой стороны культуры речи в связи с формированием различных сторон личности ребенка. Этот результат достигается при условии подчинения работы по развитию речи задачам усвоения знаний и навыков по данному учебному предмету.
Таким образом, мы приходим к выводу, что осуществление единого режима культуры речи есть часть целостного учебно-воспитательного процесса и основывается она на внутренних связях между различными сторонами культуры речи как общей основы первоначального обучения.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.