Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Основы единого режима культуры речи в процессе обучения


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Первой основой режима культуры речи учащихся является общность словарной работы. Мы установили здесь следующие сквозные линии: а) расширение значения слов (приобретение многозначности слова); б) уточнение значения слова (обогащение синонимами); в) обогащение словами, связанными с учебным трудом; г) обобщение и конкретизация слов (родовые и видовые понятия) и д) обогащение словаря словами, обозначающими пространственные и временные отношения.
Второй важной основой единого режима культуры речи учащихся является общность умственных операций, в единстве с которыми осуществляется работа по развитию речи на уроках по всем учебным предметам.
Основной мыслительной операцией в процессе учебной деятельности является аналитико-синтетическая деятельность. Работа по развитию речи в I классе протекает на основе этой общей для учебного процесса мыслительной операции.
Основная задача добукварного периода — подготовка к обучению чтению, письму, арифметике. Эта задача решается на основе элементарной аналитико-синтетической деятельности детей под руководством учителя. Учитель рядом поставленных вопросов заставляет учеников слушать речь, рассматривать разлиновку доски и страницы тетради, расчленять услышанное и увиденное на элементы и синтезировать их в новые понятия. Работая по картине, учитель развивает речь ребенка путем ее анализа. На уроках арифметики в темах «Один и много», «Счет до 10 и обратно», «Число и цифра 1» также требуется аналитико-синтетическая работа мысли учащихся.
В процессе усвоения правил поведения мы наблюдаем в добуквар-ный период тот же процесс: учитель расчленяет свои требования. Дети научаются понимать и употреблять слова первый, второй, третий, ряд, парта, правый и левый край парты, правый верхний угол страницы, первая, вторая пара, правая и левая рука и пр. Расчленение требования и точное словесное выражение его являются одним из важных средств установления дисциплины и порядка в классе. Систематически проводя такую работу, учитель развивает способность детей к анализу и синтезу, ту способность, которая необходима во всем процессе учебно-воспитательной работы в добукварном периоде как для приобретения знаний, так и для развития речи.
Подобные связи мы обнаруживаем и в букварном периоде. Обучение чтению ведется аналитико-синтетическим методом, поэтому упражнения детей в анализе и синтезе по-прежнему занимают важное место в работе по развитию речи. В этот период работа усложняется.
В букварном периоде главное значение в аналитико - синтетической работе приобретает процесс сравнения и обобщения. Развитие способности к сравнению и обобщению необходимо для правильного чтения и письма слов с мягкими и твердыми согласными, для знакомства с составом числа на уроках арифметики, с понятиями больше на несколько единиц, сложить, отнять и т. д. Словарная работа по классификации слов на предметных уроках и на экскурсиях при наблюдении сходных и различных явлений развивает эту способность, так необходимую для успешного обучения детей в этот период. В связи с мыслительными операциями, заключающимися в сравнении и обобщении, протекает обогащение словаря терминами, расширение значения слова, обобщение и конкретизация слов, а также усовершенствование грамматического строя речи.
В букварный период аналитико-синтетическая работа поднимается на более высокую ступень: слово становится более богатым по содержанию, усиливается элемент обобщения; мыслительная операция сравнения и обобщения является общей для целого ряда уроков по разным учебным предметам. Учитель, работая по развитию речи, воспитывает мышление учащихся, обеспечивая тем самым повышение успеваемости по всем учебным предметам I класса.
В послебукварный период, когда дети научились читать, аналитико-синтетическая работа поднимается на новую ступень, словарная работа проводится в тесной связи с установлением смысловых связей в содержании прочитанной статьи.
Речь обогащается теперь словами, выражающими причинные, следственные и условные связи; в словаре детей появляются наречия, союзы. Уроки устного, а затем письменного изложения и сочинения упражняют детей в установлении логических связей для последовательного рассказа.
От установления простейших узких связей учитель во втором полугодии подводит детей к установлению более широких системных связей. Ведя на этой основе словарную работу в тесном взаимодействии с развитием связной речи, учитель развивает умственные способности детей и облегчает им овладение навыками правописания и решения задач.
Показателем способностей детей к анализу и синтезу во втором полугодии является умение связно и последовательно изложить рассказ, указать при слушании на существенные пропуски, допущенные товарищем, ответить на вопрос («Почему в слове пишется 6?», «Как решить задачу и почему надо умножать, а не делить?», «Почему кошку можно назвать домашним животным?» и т. д.). На основе систематической работы учителя по воспитанию мышления детей в процессе обучения повышается, следовательно, и культура их речи. Овладение такими учебными знаниями, как знания о зимующих птицах, домашних животных, о том, что такое согласный звук, нота, мера длины и т. д., требует умения соотнести единичные объекты к соответственному общему. Упражнения в подобного рода мыслительных операциях ведут к изменению соотношения конкретного и обобщенного в речи. Таким образом, обогащение словаря детей обобщающими словами и овладение ими логически связной речью имеют значение не только для повышения культуры речи, но и для повышения общего уровня умственного развития детей, влияющего в свою очередь на развитие их речи.
Таким образом, внутренней связью, объединяющей работу учителя по разным учебным предметам, служит не только общность слов, выражающих представления и понятия, общие для разных учебных предметов, но и общность умственных операций, необходимых для усвоения знаний по различным учебным предметам.
Третьей основой единого режима культуры речи является общность учебной деятельности детей. Эту общность мы понимаем как организацию одних и тех же видов учебной деятельности, необходимых для развития речи. Это — наблюдение, слушание и изложение, организуемые учителем на уроке по любому учебному предмету в процессе работы по развитию речи. Основное значение в организации этих видов учебной деятельности имеют уроки русского языка. Однако в своеобразной форме они организуются и на других уроках, как это было показано выше. Через наблюдение, слушание и изложение на уроках арифметики, чистописания, пения и физкультуры происходит закрепление и обогащение словаря детей и навыков их связной речи. Взаимосвязь этих видов учебной деятельности в процессе учебно-воспитательной работы способствует росту сознательного отношения детей к речи и более легкому переходу к письменной речи.
В понятие единого режима культуры речи входит не только общность отдельных ее частей, но и то особенное, что вносит каждый раздел учебно-воспитательной работы в общий процесс развития речи.
Работа над развитием речи на уроках по различным учебным предметам способствует формированию той или другой стороны культуры речи в связи с формированием различных сторон личности ребенка. Этот результат достигается при условии подчинения работы по развитию речи задачам усвоения знаний и навыков по данному учебному предмету.
Таким образом, мы приходим к выводу, что осуществление единого режима культуры речи есть часть целостного учебно-воспитательного процесса и основывается она на внутренних связях между различными сторонами культуры речи как общей основы первоначального обучения.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +