В процессе обучения развитие речи учащихся определяется не только содержанием учебного материала, но и методами обучения. В I классе главным способом передачи знаний и укрепления навыков является живое слово учителя, выступающее в виде объяснения и рассказа, вопросов в процессе беседы, инструктивного указания и оценки работы учащихся. Через живое слово реализуется руководящая роль учителя. Вследствие этого речь учителя приобретает важное значение для развития речи учащихся.
Можно наблюдать разные виды словесных обращений учителей к классу. Это прежде всего инструктивные указания, требующие определенных движений и действий учащихся. Учитель требует правильной рабочей позы, указывает, что нужно делать с учебными пособиями и дидактическим материалом, инструктирует детей на уроках рисования, ручного труда, требуя тех или иных движений, необходимых для выполнения рисунка, трудовой операции, песни и гимнастических упражнений. Как мы уже указывали, речь учителя в виде таких инструкций и команд содействует обогащению и уточнению слов, обозначающих пространственные и временные представления, терминов, глаголов и слов, обозначающих предметы учебного труда. Речь учителя в такого рода инструкциях должна быть краткой и точной. Эти инструктивные указания сопровождаются оценкой, похвалой и порицанием («Молодец, Вася, быстро и без шума все убрал», «У тебя, Валя, грязно получилось, небрежно пишешь»). В такого рода замечаниях, сопровождаемых показом, уточняется значение слов отлично, небрежно, правильно, аккуратно. Понимание подобных слов и выражений имеет важное значение для поведения детей. Одно из требований к речи учителя в таких организационных моментах заключается в необходимости спокойной и доброжелательной интонации.
Второй вид словесных обращений учителя — это вопросы к классу, сопровождаемые поправками ответов учащихся, уточнениями, обобщеяиями и оценками. Вопросы учителя направлены на организацию коллективной учебной работы на уроке и связаны с методом беседы, которая в разных видах представляет собой наиболее типичный метод обучения в I классе.
Требование полного ответа на вопрос учителя является общим для всех учебных предметов способом работы над культурой речи детей. Грамматическая форма вопроса учителя содействует правильной грамматической форме ответа ученика. Вопросы, требующие сравнения, вывода, установления причинных связей, помогают развитию мышления и усложнению грамматической структуры речи учащихся. Вопрос учителя может быть направлен на активизацию нового для ученика слова, которое, включаясь в ответ, становится достоянием ребенка. Вопросами учитель приучает учащихся рассказывать по плану. Систематическое и разнообразное использование всех возможностей, которые имеются в вопросо-ответном методе обучения для развития речи, является необходимым звеном в общей системе работы над культурой речи.
В связи с методом рассказа находится третий вид речи учителя — это рассказ и объяснение в виде связного изложения. «Самый верный путь к чувствам человека — живое слово»,— писала И. Тихеева. Именно этот вид речи учителя обычно подразумевают, когда говорят о «живом слове» учителя в процессе обучения. Рассказ учителя используется во внеклассной работе, на уроках чтения (особенно при чтении сказок), на уроках обучения грамоте при выделении звука. В словарной работе учитель иногда использует развернутое связное объяснение явления в виде маленького рассказа; это же бывает, когда учитель подытоживает или дополняет беседу на предметном уроке или на уроке чтения.
Рассказ учителя на уроке дети слушают всегда с живым интересом. Обыкновенно даже наименее активные дети, выслушав рассказ, поднимают руки, желая также рассказать что-нибудь. Рассказ учителя вызывает вопросы учеников, что является показателем активизации мысли детей. После рассказа, предшествовавшего чтению, ученики дают правильные ответы по прочитанному, могут разделить текст на части и озаглавить их, хорошо пересказывают прочитанное, улучшается и техника их чтения.
Основное требование к такому рассказу заключается в том, чтобы в нем было выражено отношение учителя к предмету рассказа. Дети заражаются настроениями учителя, ими иначе воспринимается и литературная форма и приходит умение выразительно прочитать рассказ и стихотворение.
Анализ уроков показывает, что в речи учителя встречается нередко своего рода словесный шлак — это ненужные повторения ответов детей и собственных вопросов; учитель иногда повторяет указание или вопрос в несколько видоизмененной форме, хотя в этом и нет надобности: ненужные повторения затемняют мысль и отнимают время на уроке.
При анализе уроков учителей первых классов обнаруживается, что учитель говорит иногда больше, чем ученик, сказанное на уроке учителем и учениками можно представить в виде арифметических отношений: 2 : 1 и даже 8:1. Таким образом, общение учителя с учащимися превращается в одностороннее высказывание первого и выслушивание вторых. Мы обнаружили также, что на уроках обычно мало связной речи (рассказа, объяснений). На уроке преобладает вопросо-ответная форма речи. Значительное место занимают также инструктивные указания учителя, организующие учебную деятельность школьников. В соотношении различных видов речи у различных учителей заметны большие колебания, хотя преобладание вопросов над всеми другими видами речи учителя — явление общее, к тому же вопросы учителя страдают некоторым многословием, а ответы детей не всегда бывают полными.
Наиболее благополучен речевой режим тех уроков, где в правильной пропорции представлены три основных вида речи учителя и речь учеников.
Соотношение трех основных видов речи учителя может, конечно, меняться в зависимости от задач урока. Могут быть уроки, где сочетание различных видов речи должно быть иным. Однако некоторые общие требования к режиму речи учителя в I классе следует все же соблюдать. Сочетание указанных видов речи учителя содействует тому, что деятельность учащихся становится разнообразнее, обеспечивается внимание; правильное соотношение между речью учителя и речью учащихся содействует не только развитию речи, но и повышению активности учащихся на уроке.
Мы можем считать, что режим речи учителя в I классе, подчиняясь задачам и содержанию урока, должен в основном обеспечивать употребление всех трех видов речи с преобладанием вопросов как основной формы обращения учителя к учащимся на уроке. Соблюдать правильный режим речи — это значит также избегать излишнего многословия и диспропорции между речью учителя и речью учащихся.
Главное значение указанного режима заключается в том, что только при его соблюдении возможно реализовать обучающие возможности речи учителя. Речь учителя, обращенная к детям, организует их учебную деятельность, в процессе которой происходит развитие их речи и способностей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.