Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Влияние воспитательной работы на развитие речи детей


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Работа учителя по развитию речи первоклассника продолжается в области воспитательной работы. Все учителя проводят беседы о В. И. Ленине, об Октябрьской революции, о Дне Советской Армии, о Первом мая, беседуют «о маме», о детской жизни прежде и теперь, читают и рассказывают стихи и рассказы, проводят инсценировки сказок и игры-викторины по прочитанному, руководят подготовкой детей к праздникам. Эти виды занятий имеют большое значение для обогащения словаря детей и развития их связной речи. Словарь детей обогащается на таких занятиях прежде всего словами, обозначающими моральные представления и представления об общественной жизни и труде людей.
В беседе по содержанию стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» дети приобретают много новых слов (храбрый, неряха, трус, поступать хорошо), обозначающих моральные представления, а также слова из образной речи (карапуз, кроха). Беседуя о детстве С. М. Кирова, учитель вводит в речь детей слова: искать работу, купцы, злая барыня, приют, а на беседе о празднике Конституции Советского Союза дети слышали и употребляли слова: Советская страна, революция, закон. В этом словаре выразилось обогащение представлений детей о труде и общественной жизни. При чтении сказок в речь детей входили слова: берлога, сорока-белобока, колобок, куманек, рукодельница, горько плакать, дремучие леса и др.; словарь детей обогащался образными выражениями, словами народной речи.
Ценность внеклассных занятий для развития речи заключается в том, что пополняется активный словарь детей. Обогащение словаря происходит не путем чтения и объяснения прочитанного слова, а в процессе высказываний самих детей по поводу увиденного или услышанного. «Какие звери вам понравились больше, когда вы смотрели спектакль?» — спрашивает учитель. И дети отвечают, оживленно перебивая друг друга: «Мишка-хвастунишка», «Ну, нет, а мне белочка», «Мне барсук».— «Чем вам понравился барсук?» — «Он вежливый. Он справедливый, вступился за всех».
«Что же такое хорошо?» — спрашивает учитель, прочитав стихотворение Маяковского, и опять без затруднений дети перечисляют: «Хорошо быть чистым, уважать старших, быть храбрым, беречь книжки».
На таких беседах слова приходят сами, они являются выражением эмоционально пережитого и глубоко осознанного детьми.
Словарная работа ведется не сама по себе, а в органической связи с высказываниями детей, с развитием их связной речи. Будучи высказаны, переживания детей глубже осознаются. Обогащение словаря детей словами аккуратный и неряха, храбрый и трус, поступать хорошо и плохо, лентяй, дружно и т. д. является показателем приобретения ими знаний о поступках людей и служит опорой для усвоения правил поведения.
Внеклассное чтение сказок, стихов и рассказов вводит детей в обладание богатствами литературного и народного языка. Занятия эти взаимодействуют с уроками чтения и уроками пения. На игре-викторине, проведенной в базовой школе педагогического училища № 3, дети инсценировали знакомые им сказки, узнавали название сказки по картинке или по прочитанному отрывку. «Зайка-побегайка», «Лягушка-квакушка», «А кто в тереме живет?», «Сяду на пенек, скушаю пирожок»,— говорили дети. Надо было видеть, с какой точностью воспроизводили они эти сказочные прибаутки и как огорчались те, которых не спросили, чтобы по-настоящему оценить значение таких занятий не только для развития речи детей, но и для общего их развития.
Такое же зн'ачение имеет заучивание стихов к празднику при условии тщательной работы учителя над их отбором и пониманием ребенком текста. Совершенно специфическое значение для развития речи ребенка имеет его участие в подготовке к праздникам. Вовлекая ребенка в подготовку художественной самодеятельности, учитель включает его в коллектив, близкое общение с другими детьми оказывает значительное воздействие на развитие речи ученика.
Учительница базовой школы педагогического училища № 3 А. В. Стройновская благодаря постепенному и умелому вовлечению детей во внеклассную работу достигает больших успехов в речевом развитии отстающих учащихся. Ира З., поступившая в 1953 году в I класс, обладала крайне бедным запасом слов. Она не посещала детского сада, не имела подруг. В добукварном периоде она почти ничего не говорила, не могла рассказать самой маленькой сказки, не знала самых общеупотребительных слов, например воробей, почтовый ящик, еж и др. При беседах по картине Ира не произносила ни слова, очень затруднялась на уроках арифметики, успевала слабо. Со второй четверти девочка стала принимать участие в подготовке к новогодней елке. В общении с товарищами она постепенно преодолевала свою молчаливость, выучила стихотворение и произнесла его на празднике громко и ясно, приняла участие в играх снежинок. Во втором полугодии она охотно принимала участив во внеклассной работе, стала общительна и разговорчива, на уроках часто поднимала руку, научилась рассказывать, запас слов обогатился, успехи по арифметике стали выше. Ира успешно перешла во второй класс. В 1955 году во втором классе Ира выступила на общешкольном лервомайском вечере с группой подруг в инсценировке по стихотворению Барто и показала себя одной из лучших участниц детской самодеятельности. Ее еще затрудняют письменные изложения и объяснение задачи, но она учится на «отлично», и речь ее развита достаточно.
Важное значение имеют внеклассные занятия для овладения речью как средством общения. Во втором полугодии учительница А. М. Афиногенова проводит периодически час рассказывания прочитанных детьми» самостоятельно книг. Ученик должен рассказать содержание прочитанного так, чтобы все его поняли, чтобы всем было слышно и интересно. Таким образом, создаются условия для развития умения говорить перед коллективом. Учительница спрашивает класс, понятно ли было, понравилось ли, как рассказал товарищ. Витя И., мальчик с очень слабо развитой речью, когда ему поручали пересказать прочитанное, не сразу справлялся с этим заданием. Но когда в четвертой четверти его рассказ был наконец одобрен, это доставило мальчику огромное удовлетворение.
Еще более важное значение имеют общественные поручения и их обсуждение перед классом. Отчитываясь и оценивая работу товарища, дети иногда с большим трудом, но сознательно ищут выражение, нужное не только для сообщения, но и для убеждения товарищей в том, как выполнялось ими порученное дело.
В связи с этим необходимо указать еще на одну сторону словарной работы, которая осуществляется всем процессом учебно-воспитательной работы. Это пополнение словаря детей словами, связанными с новой для них школьной обстановкой. Дети слышат и употребляют слова: контрольная работа, диктант, письменная работа, четвертная оценка, табель, дневник. Они узнают, что в школе бывают родительские собрания и педаго-. гические советы, приучаются писать повестки родителям.
Посещение праздников обогащает их словарь (пионерский сбор, линейка, выступления, утренник, выставка). Жизнь классного коллектива отражается в словах: дежурный, санитар, ответственный и др. Учительница школы № 310 Тихвинская организовала классную библиотеку. В речи детей появились слова: библиотека, библиотекарь, выдача книг, формуляр.
Наши наблюдения за речью детей на переменах в разговоре их между собой показали, что они пользуются своеобразными словами из так называемого «школьного жаргона» (пара, кол, провалиться, засыпаться, подлиза, надавал, наколочу; ябеда и др.). Такие слова и выражения, засоряющие речь ребенка, дети заимствуют друг у друга.
Для первоклассников вообще характерна подражательность тем новым формам речи, которые они слышат в школе, но прежде всего они подражают речи учителя. В речи учителей и лиц, окружающих ребенка в школе, встречаются иногда резкие выражения. На уроках, запротоколированных нами в разных школах в октябре и ноябре, мы отметили такие обращения учителей к ученикам: «Стань к стене», «Стань в угол», «Кто будет шуметь, тому попадет», «Закрой рот». Этот вульгарный стиль обращения к детям и эти методы наказания портят и речь детей и их самих. Часто дети, слыша такого рода замечания от учителей, сами начинают разговаривать в таком же стиле.
Мы наблюдали, как пионер из VI класса в отсутствие учительницы «воспитывал» наказанного ученика I класса. «Опять наказали! Все на зарядке, а ты в классе. Лодырь! Стань к стенке. Тебе говорят или нет?»
В общем тоне замечаний и указаний, делаемых детям, большое значение приобретает стиль отношения к детям уборщиц, школьных «нянечек», как их зовут дети. Резкие окрики, грубость в обращении с детьми влекут за собой ответы не менее грубого характера.
Так общий стиль отношений между членами школьного коллектива влияет на формирование не только культуры речи детей, но и общей их культуры. А. С. Макаренко указывал, что шум и крик в школе — первый показатель неблагополучия в организации коллектива. Жаргонные словечки в речи детей являются показателем этого же явления. Атмосфера коллективного труда, господствующая в школе, активная напряженная учебная деятельность на уроке, требовательность, соединенная с уважением к ребенку, формируют у детей положительное отношение к учению, развивают чувство любви к школе и к школьному коллективу, развивают общую культуру детей и культуру их речи.
Работа по развитию речи входит органической частью не только в процесс обучения, но и в процесс внеклассных занятий. К сожалению, эти занятия часто протекают стихийно, учителя мало задумываются над тем, какими должны быть эти занятия, над какими видами речи будут они работать при изучении той или иной темы. Между тем каждый учитель должен хорошо усвоить себе, что работа над речью детей на внеклассных занятиях является одним из важных звеньев в учебно-воспитательной деятельности школы, она содействует формированию у детей эмоциональной образной речи, содействует развитию общей культуры детей. Специфика внеклассной работы по развитию речи заключается в том, что проводится эта работа совместно с общественными организациями школы в связи с решением общей задачи воспитания в коллективе и через коллектив.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +