К числу этих особенностей относится прежде всего явление известной инерции или последействия («персеверации»). Его можно наблюдать в тех случаях, когда детям дается материал, содержащий сходные элементы (цифры, буквы, числа, слоги, которые похожи либо по звучанию, либо по внешнему виду). Однако оперировать этими данными надо по-разному. Работа над материалом, который был дан ребенку первым, оказывает влияние и на работу над следующим за ним близким, но все же другим по содержанию, особенно в том случае, когда на определенной его части был сделан акцент, когда он много раз повторялся и подкреплялся учителем.
2 сентября.
Дети проходят букву й. Читают: мой, рой. После этого во время зрительного диктанта, списывая фразу: мой руки, пишут: моруй руки, мокй. Вместо лыжи пишут лыжей. В другом классе ученик после многократных упражнений с новой буквой м воспринимает по слуху рама и рана как одинаковые слова.
Учитель. Чем отличаются?
Ученик. В раме есть а в середине, а в ране... тоже есть. В рама два слога, а в рана тоже два, нет, разницы никакой нету.
После прочитанного предложения Сушу сама ученик читает: суму, сума, сур (сыр).
Такие факты мы встречаем у разных детей и в работе над разным материалом.
С исключительной отчетливостью выступает роль инерции (или «персеверации») в арифметике, когда детям приходится иметь дело с очень сходными числами по звучанию. При этом ошибки выступают особенно отчетливо там, где одни из чисел даны в условиях, другие только заданы. То же самое происходит, когда в условие включаются близкие по звучанию числа. Анализ и правильное решение такой задачи очень трудны.
23 декабря.
Ученику дана задача: «За 2 дня мальчик решил 12 примеров. В первый день — 5, а остальные во второй день. Сколько примеров он решил во второй день? Он никак не может довести решение до конца, путается в сходных обозначениях: «в два дня», «на второй день», «двенадцать примеров», и повторяет задачу.
Ученик. Мы не знаем, сколько примеров решил мальчик в два дня.
Принимаясь решать задачу, ученик не может рассказать весь ход действий, а прямо приступает к счету.
Ученик. Я от двенадцати отниму...Я к двум прибавлю...
Учитель. Устанавливаем, что все примеры решены за два дня, а узнать надо, сколько решил мальчик за один, второй день.
Раскладываем палочки по коробочкам.
Ученик. Надо во все коробочки положить по две палочки.
Учитель. Зачем?
Ученик. Чтобы вышло всего двенадцать.
Здесь явно числа два, второй, двенадцать выделились из всего условия задачи и вместе с тем воспринимаются без достаточной дифференцировки.
Такую картину мы наблюдали у ряда учеников.
Трудности решения задач возрастают и в том случае, когда учитель, употребляя разные слова, требует фактически одних и тех же действий, при этом словами пополам, поровну, на две равные части, половина обозначаются то действия, то результат действия. В конце концов при неоднократном повторении таких задач у детей обычно вырабатывается определенный трафарет, шаблон, которым они легко пользуются для решения задач. Слыша, например, в условии два, они делят любое из данных чисел на две части, хотя этого вовсе не требуется.
Как показали работы А. Г. Иванова-Смоленского и В. К. Фадеевой, при выработке у ребенка ответной реакции на комплексный раздражитель, например на ряд цветных лампочек, может выделиться какой-нибудь один компонент, который оказывается более действенным, более сильным, чем все остальные, составляющие данный комплекс. Будучи сильнее других, он постоянно вызывает ответную реакцию ребенка, тормозя действие остальных компонентов, которые сами, обособленно взятые, реакций не вызывают.
Анализ работы первоклассников показывает, что у них при восприятия столь сложных комплексных раздражителей, каким является для них любое содержание урока по любому предмету, также особенно отчетливо выделяются некоторые сильные «акцентированные» компоненты. Они в значительной степени определяют как содержание, так и форму, наиравление и характер всей работы детей.
Примером такого акцентированного компонента являются числа в задаче, о чем мы говорили выше. Не только раннее знакомство с числами и настойчивые ежедневные упражнения выделяют их как сильный компонент задачи. Именно число, полученное как конечный результат решения примера или задачи, в первую очередь получает «деловое подкрепление» со стороны учителя в виде его оценки. Оно либо подтверждается, либо отрицается. Поэтому именно числа становятся наиболее сильными компонентами во всей предложенной задаче.
Если проследить за работой первоклассников над разным содержанием, нетрудно увидеть, что в разных периодах обучения выступают разные акцентированные компоненты. Они стоят в прямой зависимости от требований учителя к детям.
Так, в добукварный и в начале букварного периода все внимание учителя направлено на выработку у детей первоначальных навыков письма. Дети много и упорно работают над написанием отдельных элементов и лишь постепенно переходят к написанию целых букв. В это время сильным компонентом является форма, расположение, величина каждого элемента буквенного или цифрового знака в его отношении к сторонам, углам клетки, строчкам. За это ставится оценка, этот элемент находится постоянно под контролем учителя и самого ученика.
21 сентября.
На вопрос, обращенный к ученице: «Чем вы занимались сегодня в классе», учитель получает ответ: «Писали числа (цифры) и знак «прибавить».
Учитель. Что же ты составляла? Какую таблицу писала?
Ученица. Я писала палочки и «прибавить».
У девочки сложилось представление, что в ее классной работе основным делом было писание палочек, а не арифметическое действие — прибавление к одному числу другого.
Списывая в этот же день примеры столбиком, ученица меньше всего интересуется, тем, какие цифры надо писать, сколько получится, если сложить 1 + 2 или 1 + 4. Она все время задает вопросы: «Где писать?», «Сколько клеточек пропустить?», «Откуда начинать?»
Подчеркнутый правилом или выдвинутый требованием учительницы, тот или другой элемент становится в фокус детского внимания. Создавая очаг оптимального возбуждения, такой элемент сложного раздражителя тормозит действие остальных и оказывает влияние на восприятие всех остальных частей учебного материала. Подобная генерализация выражена в широком, но примитивном обобщении, без отвлечения существенного. Ученик начинает делать ошибки в таких словах, которые раньше он писал совершенно правильно; ошибки эти он делает только потому, что и на них распространяется влияние «сильного компонента» — заученного правила, знака, звука и др.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.