Умственное развитие детей зависит от условий воспитания и обучения. Причинная зависимость умственнoго развития детей семи-восьмилетнего возраста от первоначального обучения в школе всесторонне раскрыта педагогической наукой.
Умственная деятельность есть деятельность познавательная. Ее основой являются чувственные образы действительности (ощущения, восприятия, представления), на базе которых развивается логическое мышление, оперирование понятиями.
Умственная деятельность ребенка протекает в различных условиях. Наиболее планомерно она осуществляется в процессе учения. Она связана с восприятием написанных в книге, или на доске, или в тетради цифр, букв, слов, предложений, чертежей, рисунков, с восприятием карты. Воспринятый материал надо заучить, а затем его воспроизвести, применить усвоенные знания в дальнейшей новой работе. Для этого необходимо понять, осмыслить то, что написано или прочитано, то, что говорит учитель; надо критически оценить свою работу, уловить ошибку товарища и дополнить его ответ. Учение требует коллективной деятельности, умения наблюдать, слушать обращенную ко всему классу речь учителя и выполнять его указания, работать в общем темпе, сохранять сосредоточенность внимания в течение всего урока и т. д.
Учебная деятельность, как и всякая другая, развивает все умственные способности человека. Поэтому работа детей в классе и дома является основным условием и средством их общего умственного развития. Конечно, в зависимости от содержания учебного процесса, от метода обучения различно совершается и весь процесс умственного развития. (Далее будет показано, как влияют содержание и методы обучения на формирование и развитие разных сторон умственной деятельности детей.)
С другой стороны, все содержание и построение обучения равняется на достигнутый детьми уровень развития. Без этого не может быть эффективной учебной работы, а значит, не могут быть достигнуты и высокие ее результаты: успешное усвоение программы и развитие детей.
Умственная деятельность есть сложная по проявлению условно-рефлекторная работа головного мозга ребенка, его высшая нервная деятельность. И. П. Павлов и его сотрудники доказали, что учение есть образование сложнейших рядов и комплексов временных связей, ассоциаций. И. П. Павлов определял знание как ассоциацию, а понимание как применение и использование ассоциаций в жизненной практике. В процессе первоначального обучения у ребенка формируются сначала отдельные ассоциации (например, между конкретным звуком и соответствующей ему буквой, между числом и соответствующей ему цифрой, между предметом и его обозначением, учебным термином и соответствующим учебным действием и т. д.). Постепенно эти отдельные ассоциации связываются друг с другом, образуя ассоциативные ряды (знание о звуках речи и буквах, о составе числа и нумерации и т. д.). Тем самым создается основа для систематизации знаний. Еще И. М. Сеченов подчеркивал, что до начала систематического обучения в умственной деятельности детей имеется масса «уединенных» отдельных ассоциаций, нередко случайно связанных друг с другом, вследствие чего ребенок часто не имеет полного представления о предмете или о правиле и его применении, а пользуется лишь отдельными разрозненными сведениями. При этом наблюдается неправильный отбор признаков предмета или деталей его изображения. Дети не умеют выделить главные части, не умеют отвлечься от деталей и подробностей. Часто они дают неверные обобщения или совсем отказываются от них.
В целях преодоления этих трудностей учителем применяются разные методы и приемы обучения, постепенно развивающие аналитико-синтетические операции, которые составляют основу всякой умственной деятельности человека. Поскольку учение всегда требует анализа и синтеза, для этого вида деятельности нужна особая культура.
Дети должны овладеть общим, необходимым для всех школьников умением учиться: думать над воспринимаемым учебным материалом, понимать то, что написано в книге или сказано учителем, решать задачу, применяя известные правила, приемы и действия. Дети должны уметь объяснить, а в дальнейшем и доказать правильность выбранного пути решения задачи. В процессе овладения подобным умением совершается развитие всех умственных способностей детей и особенно их мышления.
Деятельность мозга обеспечивается взаимодействием двух основных нервных процессов, на которые указывал И. М. Сеченов: процессов возбуждения и торможения. И. П. Павлов показал, что нервный процесс, возникающий в коре головного мозга как процесс возбуждения от воздействия какого-то раздражителя, сначала имеет тенденцию широкого распространения по коре. Только последующее торможение во всех соседних клетках обеспечивает различение сходных раздражителей: цветов, тонов, знаков, слов, движений и т. д. Таков механизм любого анализа.
Чтобы дать себе ясный отчет в происхождении ряда особенностей умственной деятельности первоклассников, следует иметь в виду и особенности их нервной деятельности. Известно, что у маленьких детей в силу ещё неполной сформированности коры мозга процессы возбуждения преобладают над тормозными. Всякий раздражитель вызывает широкое распространение нервного возбуждения по всей коре. Этот факт легко наблюдать у первоклассников. Например, увлеченные рассказом об интересном спектакле, который видели, дети громко говорят, часто кричат, жестикулируют, производят множество разбросанных движений лицом, руками; после рассказа долго не могут успокоиться. Так же трудно бывает детям собраться с мыслями после урока физкультуры и перейти к новой работе.
Чтобы ребенок мог узнать какой-нибудь знак, например букву м, отличить ее от буквы ш, необходимо, чтобы в деятельное состояние пришла только определенная система его нервных клеток, все остальные нервные клетки и связи между ними должны тормозиться. Это обеспечивает четкое различение двух сходных знаков, предметов, мелодий, цветов, выделение в знаке и предмете его частей, сторон, качеств. Многократно повторяя одни и те же движения в ответ на один и тот же сигнал (называние буквы м), ребенок упражняется в выполнении определенных действий. Он начинает производить их все с меньшим трудом, все быстрее и лучше. Упражнение ведет к образованию навыка.
Действительно, уже во втором полугодии ученику нетрудно написать в тетради любую букву, слог, слово, цифру или пример.
Слаженность нервных процессов, выработавшаяся в результате многократных и правильно организованных упражнений, находит свое выражение в переходе ребенка от медленных, неловких и неточных движений к быстрым и точным: письмо, штриховка, лепка, прыжки, движения в танце и пр.
Особенности высшей нервной деятельности маленького школьника непосредственно обнаруживаются в специфике любой его учебной деятельности и в поведении.
Весьма сложным процессом является восприятие картины. Для ее понимания необходимо не только узнать предметы, но и раскрыть связи, которые их объединяют. Еще сложнее восприятие арифметических знаков, примеров, слов и целых предложений, где слова и знаки также объединены определенными грамматическими и арифметическими отношениями.
Когда маленький школьник начинает знакомиться с буквами и звуками, эти значки являются специальными зрительными и слуховыми раздражителями.
Когда ребенок видит в азбуке, в тексте книги или в газете букву а, у него оживляется образовавшаяся нервная временная связь, иначе говоря, нервное возбуждение идет по проложенному уже пути. Он узнает букву а. Буква по ассоциации вызывает представление о звуке. При чтении звуки сливаются в слоги и слова. В дальнейшем дети приучаются уже по внешнему виду узнавать напечатанное слово как целое и читают его «глазами». Понимание прочитанного возможно тогда, когда узнанное слово ассоциируется с чувственным образом предмета, который этим словом обозначается: арбуз, рама, мыло. Но, прочитав и поняв каждое слово в предложении, ребенок может не понять всей фразы. Для этого необходимо за всеми прочитанными словами, поставленными в определенные грамматические отношения, раскрыть обозначенные ими связи между предметами, о которых говорится в предложении, следовательно, аналитическая работа над учебным материалом постоянно завершается образованием новых ассоциаций, то есть синтезом.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.