Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Как уберечь свое личное имущество при разводе с супругом


.

Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Основные практические советы по предупреждению возникновения и развития анорексии у детей


М. Т. Дайхес. "Почему здоровые дети могут потерять аппетит"
Изд-во Учпедгиз, Москва, 1959 г.
OCR Detskiysad.Ru

Неправильная организация еды, влекущая за собой анорексию, оказывает губительное влияние не только на физическое здоровье ребенка. О каком авторитете матери или лица, ухаживающего за ребенком, может быть речь при таких взаимоотношениях, когда каждое кормление сопровождается просьбами и обещаниями различных благ, когда оно является как бы одолжением. Как часто невыполнение этих обещаний, даваемых щедрой рукой в не всегда обдуманно («лишь бы съел»), подрывает доверие ребенка к окружающим и вызывает у него справедливое чувство обиды!
Не будет преувеличением сказать, что при таких условиях один из основных режимных моментов — еда — становится фактором, который дезорганизует, подрывает основы воспитания в семье. Нельзя забывать, что поведение ребенка, дальнейшее развитие его характера и формирование личности в очень большой степени зависит от того, насколько правильно воспитывался ребенок начиная с грудного возраста.
На понижение аппетита, особенно у более старших детей, могут влиять еще и другие моменты. Ребенок первых лет жизни отличается особенной впечатлительностью, проявляет живое любопытство и интерес к предметам и явлениям внешнего мира; он перебегает с места на место, все для него интересно; между тем нервная система у ребенка раннего возраста отличается быстрой утомляемостью, движения ребенка носят порывистый характер. Между тем процесс еды требует известной сосредоточенности внимания: ведь при еде нужно спокойно сидеть, разжевывать и проглатывать пищу. Очень часто получается впечатление, что ребенку некогда есть, что у него есть занятие поважнее и поинтереснее. Только при наличии выраженного чувства голода процесс еды не утомляет ребенка, не надоедает ему и не становится источником неудовольствия и неприятного чувства. Мы видим, таким образом, что природная пытливость и интерес к окружающему миру, т. е. нормальные свойства и особенности детской психики, сами по себе могут явиться некоторой помехой для активной и сосредоточенной еды. Если же ребенок отличается некоторой нервностью, то реакция его на предложение сидеть и спокойно есть может оказаться еще более сильной. Необходимо поэтому с раннего детства приучать ребенка владеть собой и хотя бы на несколько минут сосредоточивать внимание на том или ином режимном моменте. Применительно к еде большим подспорьем для этого может явиться состояние голодного возбуждения: еда, удовлетворяющая чувство голода, обычно отвлекает наше внимание от всяких других впечатлений.
«Когда я ем, я глух и нем» — таков физиологический закон, и на нем должны основываться правила гигиены питания ребенка. Что же мы видим на практике? Сплошь и рядом ребенок, почувствовав голод во время прогулки или игры, наспех утоляет его коркой хлеба, коржичком, чашкой молока и т.. п., так что к моменту очередной еды чувство голода уже значительно притуплено. Сама обстановка еды должна быть приятной для ребенка; стол должен быть низенький и удобный, посуда с привлекательной картинкой и маленького размера, салфетка с картинкой-меткой, передничек мягкий, не пахнущий клеенкой и кислым. Имеет значение также и удобная поза. Нередко ребенок, прижатый левой рукой матери или няни, видит непрерывно мелькающую ложку, причем темп кормления определяется не ребенком, а кормящим лицом. Такой способ кормления не создает положительной обстановки, не располагает к радостной еде. Ребенок должен принимать пищу в удобной позе, а темп кормления должен соответствовать индивидуальности ребенка и меняться в зивисимости от того, как ребенок в данный момент справляется с едой. Начиная с 12 — 15 месяцев целесообразно приучать ребенка к самостоятельному пользованию ложечкой.
Известно далее, что начиная с 2 — 3 лет, дети очень склонны к самостоятельным действиям («я сам»). Весьма целесообразно использовать это стремление к самостоятельности, приучая ребенка помочь приготовить к столу, принести для себя салфетку и т. п.
Здесь будет уместно указать на довольно распространенный и весьма существенный недостаток в деле воспитания ребенка раннего возраста, поскольку этот недочет имеет прямое отношение к организации еды. Да в сущности организацию еды нельзя рассматривать отдельно, вне связи с общим режимом дня, укладом жизни и характером семейно-бытового окружения ребенка. Все, что отрицательно влияет на неокрепшую психику и нервную систему ребенка, все это в той или иной степени осложняет и нарушает спокойную и сосредоточенную еду.
Высокоавторитетные педагоги в полном согласии со специалистами по детской психоневрологии уже давно и вполне определенно указывают, что излишняя суетливость, избыток ласки и внимания, стремление угодить ребенку и исполнять все его прихоти — все это только изнеживает детскую психику, портит характер ребенка, приучает его считать себя центром всеобщего внимания. Для нервной системы ребенка раннего возраста эта чрезмерная активность семейно-бытового окружения является нередко непосильной нагрузкой и способствует появлению тех или иных признаков общей нервности (нарушение эмоционального тонуса, раздражительность, капризы, беспокойный сон и т. п.). Такая обстановка не способствует психической закалке и не дает возможности дисциплинировать ребенка. Он быстро овладевает создавшейся обстановкой, как бы учитывает соотношение сил, приучается добиваться своего при всяких обстоятельствах, используя каждую возможность для осуществления своих непосредственных желаний. Этим и объясняется то, что еда при таких условиях становится «орудием власти», что ребенок ест не по физиологическому влечению, а для достижения той или иной цели. Такая еда только усиливает и закрепляет отрицательный условный рефлекс, отрицательную пищевую реакцию.
Большой вред приносят также разговоры и поучения во время еды. Всякие нравоучения, ссылки на примеры хороших детей, упреки и выговоры за плохое поведение совершенно не уместны во время еды, ибо только расстраивают аппетит, не давая сосредоточиться.
С педагогической точки зрения целесообразно не создавать, не поддерживать, а спокойно и выдержанно предупреждать и обходить могущие возникнуть «конфликты». Необходимо прежде всего, чтобы ребенок на собственном жизненном опыте познал и хорошо усвоил, что плач, крики и даже более сильные проявления аффективных состояний (топает ногами, кидается на пол и т. д.) не приводят к цели, не действуют на окружающих. «Равнодушное отношение к беспричинному плачу или упорному отказу от блюда гораздо более целесообразный педагогический прием, чем длинные наставления или требования прекратить плач или съесть тарелку супа» — справедливо указывает профессор Е. А. Аркин. Но и в этом вопросе голос материнского чувства нередко мешает правильной постановке воспитания ребенка.
Считаю нужным особенно подчеркнуть нередко имеющее место дезорганизующее влияние бабушки и дедушки, питающих, как известно, нежные чувства к своим внучатам, но не всегда обладающих достаточной выдержкой.
С медицинской точки зрения необходимо со всей решительностью указать, что нет оснований опасаться повредить здоровью ребенка, если спокойно предоставить ему поплакать и посердиться, не обращая на это внимания.
Чрезвычайно важно отметить, что такой подход вполне допустим и целесообразен не только по отношению к здоровому ребенку, но также и при некоторых болезненных состояниях. Совершенно очевидно, что для таких случаев решающее значение будет иметь мнение наблюдающего врача.
Автор поставил себе задачей, чтобы родители и воспитатели, ознакомившись с этой книжкой, получили не только некоторые теоретические сведения по одному из разделов физиологии питания. Цель настоящей книжки — дать конкретные указания, которые помогут правильно организовать питание ребенка на протяжении первых лет, начиная с первых недель жизни. В связи с этим необходимо договориться до полной ясности по некоторым моментам, касающимся правильного и целесообразного применения на практике даваемых здесь указаний.
Первое и, пожалуй, главное, что хотелось бы подчеркнуть, это следующее.
Вскармливание грудного ребенка и питание детей старшего возраста — только часть всего гигиенического режима, от правильного соблюдения которого зависит физическое развитие и общее самочувствие детей. По всем вопросам, касающимся питания и всего гигиенического режима ребенка, а также предупреждения и лечения заболеваний, мать должна получать указания от постоянно наблюдающего врача (врач консультации, яслей, районный врач и т. д.). Наблюдая за ребенком в течение ряда лет в здоровом и больном состоянии, врач имеет возможность учесть то или иное нарушение и дать правильный совет применительно к состоянию ребенка в каждый данный момент. В соответствии с этим и правильное решение вопроса о причине потери аппетита в каждом отдельном случае — дело наблюдающего врача.
Детская анорексия действительно очень часто зависит от неправильной организации еды, о чем подробно говорилось выше. Известны, однако, не особенно редкие случаи, когда дети, несмотря на правильную организацию еды, всё же страдают анорексией. Причиной такой анорексии, как уже указывалось, может быть болезненное состояние организма. Иногда, например, нормальный аппетит появляется после изгнания глистов; в других случаях требуется оперативное удаление увеличенных так называемых аденоидных разращений в носоглотке и т. п. Встречаются такие дети, у которых потребность в пище зависит от вялости общего обмена веществ и некоторых других причин.
Все указания, разъяснения и практические советы, даваемые на страницах этой книжки, полностью сохраняют свою силу и значение прежде всего и главным образом для детей, свободных от каких-либо заболеваний.
Можно ли решиться спокойно и смело соблюдать даваемые здесь указания, не рискуя повредить здоровью ребенка?
Если только, по мнению наблюдающего врача, нет оснований предположить у такого ребенка какого-либо болезненного состояния, как причину анорексии, и дело сводится только к нарушению аппетита в связи с неправильной организацией еды, то ответ на только что поставленный вопрос будет положительным — безусловно можно и должно. Вот для таких именно случаев (а их, к сожалению, еще очень много) настоящая книжка, по мысли автора, и должна явиться справочным пособием, которое облегчит сознательное и твердое выполнение врачебных указаний и поможет скорее вылечить ребенка.
Как уже указывалось, спокойное, твердое и решительное выполнение рекомендуемых здесь правил организации еды ребенка в большинстве случаев довольно быстро приводит к цели (обычно за 3—4 дня), но иногда выздоровление затягивается. Ребенок, хотя и меняет свое отношение к еде в лучшую сторону, но из трех раз в день ест весело и охотно один-два раза (об этом уже говорилось). Для таких случаев особенно желательны повторные консультации с наблюдающим врачом.
На основе изложенного можно установить следующие правила и приемы, которыми надо руководствоваться для предупреждения расстройства аппетита у детей.
1. Наиболее надежным и эффективным способом, обеспечивающим активное сосание груди, является сон на свежем воздухе, предшествующий кормлению.
2. Если ребенок, пользующийся соской-пустышкой, сосет грудь недостаточно активно, соску-пустышку следует отнять.
3. При повторных, ясно выраженных отрицательных реакциях на грудной сосок, сопровождаемых беспокойством и криком, необходимо немедленно отнять соску-пустышку и прекратить попытки насильственного кормления грудью.
Обычно через несколько дней при условии незначительного удлинения промежутков между осторожными предложениями груди удается возобновить положительную пищевую реакцию.
4. Чтобы предупредить нередкое появление отрицательной пищевой реакции на впервые предлагаемые блюда прикорма, целесообразно перед одним из кормлений грудью в течение нескольких дней давать, попробовать несколько чайных ложек этого блюда и заканчивать кормлением грудью. Только при положительном отношении ребенка к предлагаемой еде можно выключить очередное кормление грудью, заменив его полностью соответствующим прикормом. Целесообразно в качестве первого прикорма включать суп: дети «полюбившие» кашу, в дальнейшем нередко отрицательно относятся к несладкому супу.
5. При отсутствии достаточного пищевого сосредоточения как при кормлении грудью, так и после отнятия и даже при самостоятельной еде следует устранять на время еды все, что обычно привлекает внимание ребенка (присутствие взрослых и детей, включенный радиоприемник, игрушки или картинки, попадающие в поле зрения ребенка, домашние животные и т. п.).
6. Всегда следует учитывать отношение ребенка к еде: в случае выраженной отрицательной реакции или словесного отказа детей, владеющих речью, еду следует прекратить, не предавая отказу особого значения. Следующая еда может быть предложена или как очередная, т. е. не раньше чем через 4 часа, или же вне графика, но при ясно заметном или словесно выраженном желании ребенка.
7. В качестве следующей после отказа еды можно предложить другое блюдо (как очередное), но нередко оказывается более целесообразным предлагать то же самое блюдо, от которого ребенок отказался.
8. Можно и целесообразно руководствоваться индивидуальным вкусом ребенка, предлагая чаще любимые блюда и по возможности реже — блюда, съедаемые менее охотно. Целесообразно также охотно съедаемые блюда или продукты оставлять на ужин. При этом условии дети охотно съедают в течение дня и то, что раньше решительно и «категорически» ими отвергалось. Никогда не следует спрашивать ребенка, что он будет есть.
9. Дети в возрасте примерно до 2—3 лет должны есть не одновременно со взрослыми; целесообразно, чтобы дети указанного возраста не присутствовали при еде взрослых, независимо от того, ели они или нет.
10. В промежутках между едой можно давать только несладкую воду; молоко, сладкий чай, кисель, компоты, вода с сахаром или с сиропом, фруктовые или овощные соки, фрукты, ягоды, конфеты категорически и безусловно исключаются, а даются только после еды, если таковая состоялась, т. е. в качестве десерта. То же относится и к корочкам хлеба, бубликам, печенью.
11. Если ребенок после нескольких минут активной еды начинает есть медленно и вяло, требует рассказывания и т. п., следует еду убрать, спокойно и ласково разъясняя, что без желания лучше не есть, а подождать пока захочется.
12. В яслях и в детских садах детей, страдающих анорексией, не следует задерживать у стола; они должны вставать независимо от того, какую часть порции они успели съесть по собственному желанию. Не следует также кормить детей до прихода в ясли или в детсад. В часы и дни пребывания «организованных» детей в домашней обстановке необходимо соблюдать даваемые в книжке указания.
13. Обращение с ребенком должно быть всегда ровным, спокойным, ласковым, а если потребуется, твердым и решительным. Никогда не следует изменять отношение к ребенку или обращение с ним в зависимости от того, ел он или не ел.
14. В отдельных случаях, когда, точное соблюдение указанных правил не дает значительного улучшения аппетита, следует посоветоваться с педиатром и физиотерапевтом о целесообразности применения одного из физических методов лечения, как дополнительного.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +