Педагог средней группы уже достаточно хорошо знает родителей воспитанников, их образование, культурный уровень, взаимоотношения, сложившиеся в семье. Если ребенок посещает детский сад не первый год и условия жизни в семье известны, воспитатель в начале года собирает дополнительные сведения: что изменилось в организации жизни ребенка, какие у него появились обязанности, чем он занимается, во что играет, как складываются его отношения с членами семьи и т. п. Если в группе появились новые ребята, нужно познакомиться и установить контакт с их семьями.
В первых беседах следует выяснить, выполнялись ли летом советы и рекомендации педагогов, удалось ли родителям добиться успеха, если нет, то в чем они видят причину своих неудач. Такие сведения помогут воспитателю правильно спланировать работу как с коллективом родителей, так и индивидуально с отдельными семьями.
Беседы с родителями должны охватывать все стороны воспитания и обучения детей пятого года жизни. Охрана здоровья, полноценное физическое развитие дошкольников — эти вопросы стоят в центре внимания воспитателей и родителей. Нередко взрослые не знают, как организовать утренние и вечерние часы малыша дома в будние дни, как всей семьей с пользой для ребенка проводить выходные. Довольно часто в воскресные дни детей перегружают впечатлениями, нарушают режим дня.
Воспитатель, учитывая специфику каждой семьи, рассказывает, как построить домашний режим ребенка (рационально чередовать занятия и отдых, специально выделить время для трудовых поручений, развлечений). Важно, чтобы дети ложились в постель, засыпали и просыпались в установленное время. На засыпание и сон оказывают влияние характер деятельности, настроение ребенка, предшествующие укладыванию. Поэтому нужно рекомендовать родителям перед сном почитать ребенку книгу, рассказать сказку, поиграть в спокойные игры.
Свежий воздух благотворно воздействует на здоровье дошкольников. Однако во многих семьях прогулки вечером, особенно зимой, не проводятся, а иногда и в выходные дни ребята большую часть времени сидят дома. Необходимо разъяснять родителям, что пребывание на воздухе в любую погоду необходимо для полноценного физического и умственного развития ребенка. Малыш радуется не только возможности погулять, но и побыть вдвоем с мамой или папой, поговорить с ними. После прогулки у него появится аппетит, он быстрее заснет. Спать дети должны при открытой форточке.
В семье часто боятся приучать детей к облегченной одежде, принимать водные процедуры. Хорошую помощь в пропаганде закаливания оказывает наглядная демонстрация этих процедур в детском саду. Следует обратить внимание родителей на то, как они влияют на общее состояние и настроение детей и сколько на это уходит времени. Температура воды во время домашних процедур должна совпадать с температурой воды при проведении подобных процедур в детском саду. Поэтому график изменения температуры воды вывешивается на стенде для родителей.
Взрослым можно показать, как удобно детям играть и заниматься в легкой, свободной одежде. Поможет в этом стенд «Одежда ребенка», где помещают советы, как правильно одевать детей в разное время года, а также чертежи выкроек детской одежды.
Огромное значение в укреплении здоровья детей имеют правильное питание, проведение утренней гимнастики. Во время консультаций по данным вопросам следует также широко использовать наглядные формы: стенды, плакаты, выпускаемые органами санитарного просвещения, тематические выставки.
Педагог советует родителям внимательно относиться к состоянию органов чувств детей, так как в дошкольном возрасте часто возникают различные расстройства зрения, слуха. Причиной этого являются не только несчастные случаи, но и неправильная организация занятий детей. В беседах с родителями, во время посещений воспитанников на дому, воспитатель рассказывает о том, как сохранить нормальное зрение и слух ребенка.
Большое внимание следует уделять развитию движений у детей пятого года жизни, так как в этом возрасте заметно возрастает потребность в них, совершенствуются бег, прыжки, лазанье. Воспитатель использует разные формы ознакомления родителей с содержанием педагогической работы по развитию движений, советует, как способствовать проявлению детской активности (во время прогулок можно организовывать подвижные игры, использовать интересные игрушки и т. п.).
В беседе с родителями, чьи дети слишком подвижны, педагог советует им время от времени переключать ребенка на более спокойную деятельность. И наоборот, детей, которые мало двигаются,— на игры, требующие активных действий. На стенде для родителей можно поместить перечень разнообразных игр и занятий с детьми. Полезно провести со взрослыми и занятие-практикум по обучению детей катанию на лыжах, велосипеде, плаванию.
В мероприятиях по пропаганде среди родителей знаний о мерах по охране здоровья детей, об их физическом воспитании непосредственное участие должны принимать врач или медицинская сестра детского сада.
Средний дошкольный возраст — период активного формирования отношения ребенка к окружающим. Жизнь ребенка в коллективе сверстников требует умения считаться с интересами товарищей, оказывать помощь, активно участвовать в общей деятельности. Педагог в беседах с родителями, у которых двое и больше детей, обращает внимание на то, чтобы взрослые в семье относились ко всем детям одинаково, учитывали нужды каждого ребенка, предупреждали возникновение зависти между братьями и сестрами, соперничество между ними. Важно, чтобы в семье детей не захваливали, давали объективную оценку их поступкам, привлекали к труду.
Многие родители испытывают затруднения в воспитании послушания и нуждаются в помощи педагога. Чтобы эта помощь была действенной, воспитатель должен объективно оценивать уровень поведения каждого ребенка и выяснить, с помощью каких методов взрослые стремятся формировать это качество.
Для того чтобы поведение ребенка не отклонялось от нормы, важно дома установить четкий режим дня, который бы обеспечивал рациональное чередование двигательной активности и отдыха, предупреждал переутомление малышей. Родители должны обучать детей и навыкам культурного поведения, которые помогут им строить отношения со взрослыми и сверстниками. Необходимо, чтобы взрослые раскрывали детям мотивы своих требований. Полезно в семье создавать ситуации, в которых ребенок может проявить внимание к окружающим (помочь нести покупки, навести в комнате порядок и т. п.) и получить положительную оценку своему поведению.
В беседах с родителями педагог раскрывает пути, которые помогут им повысить авторитет в семье. Очень важно, чтобы обстановка дома была спокойной, а отношения между взрослыми теплыми, дружескими. Родители должны знать и о положительных сторонах поведения ребенка, его удачах, успехах. Хорошо приглашать их в группу на открытые занятия, привлекать к совместным прогулкам с детьми, к участию в утренниках, развлечениях. Воспитатель должен убеждать их в том, что для занятий ребенка нужно создать в семье условия (выделить специальный уголок, вместе обставить его, обязать сына или дочь поддерживать в нем порядок, предоставить право самому выбирать материалы для занятий); необходимо относиться к малышу как к полноправному члену семейного коллектива, наполнять его жизнь интересными играми, делами, чаще практиковать совместный труд, прогулки. В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может осознавать нравственный смысл взаимоотношений людей, поступков героев художественных произведений. Поэтому взрослые члены семьи при чтении книг, просмотре телевизионных передач должны подводить детей к оценке поведения персонажей («Как, по-твоему, поступил мальчик?», «Почему ты думаешь, что плохо?»). Чтобы помочь в этом родителям, воспитатель приглашает их на открытое занятие-беседу, составляет список книг, которые взрослые могут прочитать детям, рекомендует, как проводить беседы о прочитанном.
Трудовое воспитание должно быть в центре внимания семьи. В четырехлетнем возрасте дети уже почти полностью самостоятельны в самообслуживании. На пятом году жизни ребенок должен научиться чистить зубы на ночь, мыть шею, уши, ноги, застилать свою постель, мыть игрушки, стирать кукольную одежду. Хотя труд по самообслуживанию у детей среднего дошкольного возраста по-прежнему занимает основное место, воспитатель обращает внимание родителей на возрастающее значение участия ребенка в домашнем бытовом труде, направленном на удовлетворение не только своих потребностей, но и членов семьи. Он подчеркивает, что переход от действий только для себя к действиям для других является важной вехой в трудовом, нравственном воспитании дошкольников.
Элементы такого труда были уже у детей младшего возраста, когда они выполняли отдельные поручения взрослых. На пятом году жизни ребята также выполняют трудовые поручения, но многие из них уже становятся постоянными, переходят в обязанности. В этом возрасте детей приобщают к труду взрослых. Если ребенок раньше главным образом наблюдал их труд и его помощь была символичной, то теперь она должна быть реальной. На одной из консультаций воспитатель может дать родителям советы, к каким видам труда в семье приобщать ребенка. Подобные рекомендации полезно также помещать на стенде для родителей.
Большой интерес начинают проявлять дети к труду своих родителей на производстве. Однако взрослые, не зная, как доступно рассказать ребенку о своей работе, нередко создают у него искаженное представление о ней. Воспитатель советует, как знакомить детей с профессиями, раскрывать общественную значимость любого труда.
Один из любимых видов труда детей — труд в природе. Родители должны показывать приемы этого труда: как держать лопату, грабли, как направлять струю воды при поливке растений и т. п. Педагог рекомендует, какой инвентарь приобрести, как можно его сделать самим. Для этого хорошо в детском саду продемонстрировать готовые изделия, приобретенные в магазине или сделанные кем-нибудь из родителей.
Несмотря на то что к четырем годам дети приобретают навыки игры с различными игрушками, умеют создать игровую обстановку, сюжеты их игр еще бедны. Воспитатель интересуется, во что играют дети дома, советует родителям, играя вместе с ребенком, использовать сюжеты любимых детских сказок, спектаклей, побуждать его отображать в играх труд. Педагог разъясняет, как можно влиять на содержание и ход игры (предложить ту или иную игрушку, дать совет, вопросом подвести ребенка к дальнейшему развертыванию сюжета). Развитию игр способствуют также и разнообразные атрибуты. В детском саду можно организовать с помощью родителей небольшую их выставку.
Воспитатель обращает внимание взрослых на то, что ребята в силу своего возраста еще не всегда умеют сдерживать себя при распределении ролей, считаться с мнением других, уступать игрушки. Следует продолжать воспитывать у них доброжелательность в общении с товарищами. Одних родителей приглашают в детский сад понаблюдать игры ребенка в кругу сверстников, к другим педагог приходит домой сам, чтобы побеседовать о том, как себя ведет их ребенок дома и в коллективе.
Нельзя оставлять без внимания и положительный семейный опыт воспитания детей в игре. На собрании или консультации некоторые родители могут рассказать о нем. Хорошо, если такое сообщение будет дополнено фотографиями играющих ребят; потом их можно разместить на стенде или в папке-передвижке, сопроводив пояснительным текстом.
Знакомя родителей с содержанием и организацией некоторых дидактических игр, надо предупредить их о том, что нельзя превращать такие игры только в упражнения с соответствующим материалом, в дидактической игре должна быть сохранена игровая ситуация. Для проведения дидактических игр в семье можно использовать различные предметы повседневного обихода, посуду, одежду, орудия труда, природный материал, мелкие игрушки. Примерный перечень дидактических игр с кратким описанием их правил помещается на стенде для родителей или в папке-передвижке.
В нравственном Боепитании детей пятого года жизни большое значение имеет формирование привычек культурного поведения. Здесь влияние семьи особенно велико. Поэтому беседы с родителями необходимы, можно провести и собрание на эту тему. Взрослые должны знать, какие требования следует предъявлять к детям, какие правила вежливости им понятны и доступны.
Родители могут получать консультации у педагога по вопросам умственного воспитания: какими знаниями должны обладать дети среднего дошкольного возраста, что и сколько читать им, как знакомить с окружающей жизнью и т. п. Важно убедить взрослых в необходимости с уважением относиться к стремлению ребенка познавать окружающее, стимулировать это стремление, не оставлять без внимания любые вопросы, чтобы удовлетворить интерес ребенка и в то же время вызвать потребность дальнейшего познания. Отвечая на вопросы ребенка об окружающем (природе, труде людей, событиях общественной жизни), взрослые должны направлять его внимание на существенные стороны предметов и явлений. Совместные прогулки дают богатейший материал для наблюдений, способствуют расширению кругозора детей, обогащению их знаниями. Родители на доступном материале учат детей сопоставлять факты, находить сходство и различие, отличать главное от второстепенного.
Огромное значение для умственного развития ребенка имеет его самостоятельная деятельность. В семье должны быть созданы условия для детских игр, разнообразных занятий, посильного труда. Как выполняется это требование, воспитатель может
узнать при посещении семьи, в беседах с родителями. Воспитатель разъясняет, что недопустимо подавлять инициативу и самостоятельность ребенка, давать ему все «в готовом виде», приучать жить без усилий, направленных на решение доступных умственных задач.
Если ребенок по болезни или какой-либо другой причине долго не посещал детский сад, следует рассказать родителям о том, чем и как надо заниматься с ним дома, на что обратить особое внимание, чтобы ребенок смог догнать своих товарищей по группе. Хорошо, если воспитателю удастся побывать у такого ребенка дома, побеседовать с родителями, подбодрить малыша.
Овладение ребенком правильной речью является одним из показателей его умственного развития. По этим вопросам можно провести консультации, разделив родителей на 2—3 группы, в зависимости от уровня речевого развития детей. Полезно предварительно организовать просмотр занятия, на котором родители познакомятся с одной из форм работы педагогов по развитию и совершенствованию детской речи. На консультации воспитатель, опираясь на конкретные примеры, должен охарактеризовать типичные особенности речи четырехлетних детей, раскрыть задачи ее развития, предусмотренные программой детского сада.
В формировании речи большое значение имеет пример родителей, так как красота родного языка познается ребенком прежде всего в семье. Поэтому воспитатель напоминает взрослым, чтобы они постоянно следили за своей речью. Следует подчеркнуть, что расширение словаря детей осуществляется не механическим заучиванием слов. Нужно помочь малышу понять сущность того, что слово выражает, научить его точно излагать свои мысли.
Ребята любят делиться с близкими своими впечатлениями, поэтому родителям надо почаще просить детей рассказывать о том, во что они играли, как занимались в детском саду, что видели по дороге в детский сад и домой и т. д. Наиболее доступной формой развития речи ребенка является беседа со взрослыми, в процессе которой дети узнают много нового, учатся логично излагать свои мысли, говорить ровным, спокойным голосом. Чтобы родители умело использовали все эти возможности, воспитателю следует рассказать им о содержании, некоторых правилах и приемах проведения бесед, обратив их внимание на то, что тематика бесед должна быть самой разнообразной: о труде взрослых, на морально-этические темы, о природе, прочитанной литературе и т. п. Целесообразно рекомендовать и словесные дидактические игры, предназначенные для развития речи и мышления. Следует также познакомить родителей с тем, какие книги приобретать, как их хранить, как воспитывать у ребенка бережное отношение к ним.
Дома дети охотно рисуют красками, карандашами, фломастерами, лепят, вырезают, мастерят. Воспитатель знакомит родителей с особенностями каждого вида изобразительной деятельности на данной возрастной ступени. Вопросы, касающиеся организации изобразительной деятельности в семье, обсуждаются на консультации. Специальное место отводят им и на стенде для родителей. Познакомить взрослых с программой работы можно в разделе «Чему мы должны научиться?», в разделах «Чему мы научились?» и «Как правильно руководить изобразительной деятельностью ребенка в семье?», целесообразно рассказать о навыках, приобретенных детьми за определенное время, о том, какие условия надо создавать дома для развития изобразительной деятельности дошкольника.
Прежде всего надо посоветовать родителям выделить постоянное место для занятий ребенка; пособия расположить так, чтобы они всегда были под рукой. Здесь же должны быть даны рекомендации, какие кисти, краски, карандаши приобрести, какую по цвету и качеству бумагу лучше использовать, как подготовить глину для занятий лепкой, как хранить кисти, пользоваться красками.
Увлекательным материалом являются альбомы для раскрашивания, которые выпускает издательство «Малыш». Они содержат не только картинки, но и советы, как учить детей рисовать. Почти в каждой семье есть радио, телевизор, проигрыватель, радиола, магнитофон, которые расширяют возможности приобщения детей к прекрасному, способствуют развитию познавательных интересов. Можно порекомендовать родителям приобрести для прослушивания конкретные записи сказок, стихов, песен, посоветовать, какие радио- и телепередачи полезно слушать и смотреть с детьми. Примерный перечень помещают на стенде и в папку-передвижку. Природа — самый доступный и естественный источник эстетических переживаний. Совместные с ребенком прогулки по живописным местам, без сомнения, обогатят его внутренний мир новыми чувствами и эмоциями. Разговоры с родными, обмен впечатлениями также способствуют лучшему восприятию детьми красоты природы.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.