Умственное воспитание в дошкольном возрасте многогранно. Оно направлено на формирование у детей правильных представлений о доступных явлениях природы и общественной жизни; на совершенствование ощущений и восприятий; развитие внимания, памяти, воображения, мышления и речи.
Важно, чтобы умственное воспитание и обучение ребенка было развивающим, т. е. чтобы оно обогащало его. Между тем очень часто знания и представления, приобретаемые детьми, оказываются формальными, поверхностными и т. п. Внешне создается впечатление, что ребенок многое знает и понимает, фактически же за словами нет реального содержания.
В «Программе воспитания в детском саду» проведен отбор и систематизация знаний, наиболее важных для умственного развития дошкольников по всем возрастным группам. Однако мало отобрать круг и объем знаний, надо формировать на доступном детям материале интеллектуальные умения и навыки, тогда активно будет развиваться ум ребенка, он станет овладевать сообщаемыми ему знаниями. Что же это за умения и навыки?
Во-первых, воспитатель учит детей наблюдать. Нередко ведь маленькие дети смотрят на предмет, но не видят в нем главного и обращают внимание на второстепенное лишь потому, что оно ярко, занимательно, бросается им в глаза. При наблюдении ребенка нацеливают на то, чтобы он сравнивал предметы и явления, выделял в них существенное, учился понимать простейшие причинно-следственные связи между ними. Например, при рассматривании животных воспитательница привлекает ребенка к тому, чтобы он устанавливал связь между внешним видом животного и средой его обитания (водоплавающие, обитатели лесов и полей); зависимость развития растений от влаги, тепла и света, от ухода за ними человека. Даже 3—4-летним доступны некоторые простейшие связи, проникновение в них в меру доступного для дошкольника весьма ценно для его умственного развития. И очень мало значимо в этом отношении только простое перечисление отдельных частей живого организма.
Умственное воспитание ребенка происходит двумя основными путями. Путем обучения на фронтальных занятиях (когда организуется вся группа) и в процессе жизни детей: во время свободного общения взрослых и детей, сверстников, а также младших и старших по возрасту ребят, в играх, труде и т. д. Занятия занимают совсем немного времени в режиме дня детского сада — от 15—20 мин у младших до 30—35 мин у старших дошкольников, но главная роль в умственном развитии принадлежит обучению именно на занятиях. Это объясняется тем, что на занятиях осуществляется целенаправленное обучение и развитие всех детей и каждого
ребенка по специально отобранной воспитательно-образовательной программе. Знания представлены здесь в определенной системе, они более сложные, поэтому не могут быть усвоены всеми детьми в повседневной жизни стихийно. В программе любой возрастной группы выделены знания именно такого рода: о знакомстве с природой и окружающим предметным миром, в области развития речи, математических представлений и др. Конечно, чем младше дошкольник, тем более широко применяются игровые формы и методы, дидактические детские игры. В старшей и подготовительной группе игры и учение на занятиях, хотя и связаны между собой, но учение выступает уже как самостоятельная элементарная деятельность. И дети еще до поступления в школу должны научиться их развивать.
В ходе умственного воспитания дети накапливают знания от простых к сложным. Например, в старшей и подготовительной группах детям воспитательница дает некоторые обобщенные представления о труде взрослых: о разных профессиях, о значимости труда на общую пользу, о том, как высоко оценивается у нас в стране отличный труд; о нашей родине.
В ходе умственного воспитания и обучения воспитатель формирует у детей любознательность, простейшие способы умственной деятельности, а также умение регулировать свое поведение, быть организованным. С этой целью детям даются не только готовые знания. Для развития мышления у детей, воспитательница ставит перед ними вопросы, которые активизируют знания, опыт (как по вашему можно узнать, какой предмет выше, длиннее; вспомните, что мы наблюдали во время ледохода на реке, почему же лед стал таять, и т. п.). Очень важно научить ребят, даже маленьких, использовать обобщенные способы умственной деятельности. Например, прежде чем описать предмет, нарисовать его (мячик, матрешка, машина), ребенок обводит рукой его контуры, определяет с помощью педагога основные, опорные, точки предмета (верхняя часть, нижняя, чем отличны или одинаковы), повторяет «рисунок» предмета движением руки в воздухе. Так уточняется восприятие, а значит, складывается более верное представление о предмете, о назначении его, качестве материала и др.
Таким образом, задача умственного воспитания не сводится к расширению объема приобретенных детьми знаний, а предполагает развитие познавательных способностей, что очень важно и для последующего учения в школе.
В программе всех групп показана связь развития мышления и речи, раскрыты задачи собственно развития речи: например, во второй, младшей группе (3—4 года) развитие речи при ознакомлении с окружающим бытом и природой; воспитание умения слушать и понимать речь педагога на занятиях; отвечать на вопросы по вызову воспитателя; вспомнить и воспроизвести, не искажая смысла, знакомые сказки.
На занятиях, проводимых с детьми от 3 до 7 лет, по-разному решаются задачи умственного воспитания. Иногда эта задача является главной (речь, математика, ориентировка в пространстве и др.), иногда сопутствующей (музыкальные занятия, рисование и др.).
В группе (от 3 до 4 лет) рекомендуется 11 занятий в неделю, длительностью до 15—20 мин. Занятия проводятся ежедневно утром и вечером, в субботу — только утром.
В средней группе (4—5 лет) рекомендуется 11 занятий в неделю. Ежедневно проводится 2 занятия утром по 15—20 мин, с перерывом 5—10 мин. В субботу проводится одно занятие утром.
В старшей группе (5—6 лет) рекомендуется 14 занятий в неделю. Занятия проводятся утром: 4 дня по 2 занятия, длительность до 20—25 мин, и 2 дня по 3 занятия, длительностью до 15—20 мин, с перерывом 5—10 мин.
В подготовительной к школе группе (6—7 лет) рекомендуется 14 занятий в неделю. Занятия проводятся утром: 4 дня по 2 занятия, длительностью до 30—35 мин, и 2 дня по 3 занятия, длительностью до 20—25 мин, с перерывами 5—10 мин.
Занятия, требующие умственного напряжения, должны чередоваться с подвижными. Так, занятие по формированию математических представлений сочетается с физкультурным или с музыкальным занятием, занятие по родному языку — с лепкой или конструированием.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.