В возрасте от 9—10 мес до 1 года наиболее существенным является дальнейшее развитие понимания речи взрослого; формирование первичного обобщения отдельных слов в речи взрослого, дальнейшее развитие подражания, образование первых простых слов, а также развитие элементарных действий с предметами и самостоятельной ходьбы. Благодаря дальнейшему развитию подготовительных этапов речи повышается интерес ко всему окружающему и возрастает потребность в общении с людьми, развиваются действия ребенка с игрушками. К концу года ребенок уже начинает произносить несколько слов и обозначает ими отдельных людей и предметы. Развитие действий с предметами и самостоятельная ходьба обогащают бодрствование ребенка.
Бодрствование и сон
К году продолжительность бодрствования увеличивается до 3—3 1/2 ч. Сон становится более крепким и устойчивым, ребенок спит днем 4 1/2—4 ч: 2 1/2+2 ч. Длительность ночного сна — 11 —10 ч. Суточное количество сна — 15 1/2—14 1/2 ч.
Сенсорное развитие, ориентировка в окружающем и эмоции
К концу 1-го года зрительные и слуховые дифференцировки становятся более тонкими. Так, например, дети различают резко контрастные по внешнему виду игрушки, куклу от собаки, часы от кошки и др., которыми часто пользуются; по-разному реагируют на различный темп музыки: под плясовую оживленно двигаются, а к спокойной прислушиваются. У детей этого возраста все больше проявляется интерес ко всему окружающему: взрослым, детям, животным, игрушкам и др. Особенно их интересует все движущееся и звучащее. Как и в более младшем возрасте, дети проявляют повышенный интерес к окружающим взрослым и в то же самое время усиливается избирательное отношение к ним. Они начинают выделять не только тех, кто их кормит и ухаживает за ними, но и кто проявляет к ним больше ласки, кто часто играет и занимается с ними. Усиливается контакт с близкими людьми. При появлении близкого человека ребенок «бурно» проявляет радость, старается к нему приблизиться: приподнимается, кряхтит — выражает желание, чтобы его взяли на руки. И если его желание остается неудовлетворенным, начинает проявлять неудовольствие. К незнакомым людям дети относятся с некоторым опасением: рассматривают их, на обращение отвечают плачем и отползают или «убегают».
Ребенок «не любит» оставаться один в комнате, когда взрослые уходят, прекращает игру и начинает плакать. На изменение условий жизни при отсутствии знакомых людей дети обычно реагируют плачем, отказываются от еды и перестают спать. Этим объясняется трудность привыкания детей этого возраста к новым условиям при поступлении в ясли и ясли-сад.
Развитие дифференцировок, интерес к взрослым и игрушкам имеют большое значение для дальнейшего развития в этом возрасте подготовительных этапов речи, способности подражать и формирования новых действий с предметами.
Эмоции детей становятся более разнообразными и возникают по разным поводам. Эмоциональное состояние ребенка этого возраста зависит не только от удовлетворения его органических потребностей, но и от того, как организована его деятельность и насколько он может часто общаться с близкими ему людьми.
Ребенок радуется, когда после некоторых усилий ему удается достать игрушку или при виде животных и птичек и др. Усложняются проявления отрицательных эмоций. В более младшем возрасте ребенок быстро переходит от положительных эмоций к отрицательным и наоборот. Подготовительные этапы речи. В этом возрасте все большее значение начинает приобретать развитие активной речи ребенка и понимание речи взрослого. Дальнейшее развитие подготовительных стадий активной речи заключается в том, что после 9—10 мес во время самостоятельной деятельности, а также в ответ на «перекличку» взрослого дети начинают лепетать и подражать различным звукам речи окружающих, в результате чего образуются первые осмысленные слова. Когда ребенок лепечет, он просто играет звуками и слогами, придает им различное звучание и значение. Слоги становятся составной частью слова и основой его формирования в том случае, когда взрослые, произнося их, придают определенное значение и вначале всегда связывают с определенным предметом или действием. К году ребенок произносит 10 простых слов, например «мама», «папа», «баба», «дядя», «дай», «кс-кс», «ав-ав» и др. Отдельные звуки и слова, подкрепленные жестом и мимикой, начинают служить ребенку средством общения с окружающими. При виде пищи ребенок начинает настойчиво произносить «ам-ам». Он говорит «дай-дай» и протягивает руку к игрушке, которую хочет получить, и т. п.
В возрасте от 9—10 мес до 1 года происходит дальнейшее развитие понимания речи взрослого. Если при общении с ребенком часто показывают и называют различные предметы и действия, увеличивается количество понимаемых им слов. К концу 1-го года ребенок может усвоить имена окружающих взрослых и детей, названия животных, предметов и игрушек, с которыми он соприкасается и действует.
Если ребенок в 9—10 мес хорошо понимает слово «дай» и знает название игрушки, он по просьбе взрослого приносит ее, если она находится в поле его зрения.
Для ребенка 10—11 мес некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать «обобщенный» характер. Ребенок может по предложению взрослого принести знакомые игрушки, которыми часто действует, которые имеют одинаковое название, но отличаются по внешнему виду (например, куклу резиновую и пластмассовую и др.). Благодаря развитию подготовительных этапов речи усиливается контакт ребенка с окружающими. Он живо реагирует на обращенную к нему речь и сам обращается к взрослому с различными звуками. Настоятельно «требует», чтобы с ним общались, играли и удовлетворяли его желания. Речь взрослых, даже не обращенная к ребенку, часто отвлекает его от самостоятельной детской игры и ребенок стремится вступить в контакт со взрослыми.
Движения. В возрасте от 9—10 мес до 1 года совершенствуются ранее освоенные движения и ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. Дети в этом возрасте много двигаются; деятельность с игрушками часто чередуется с различными движениями. Чтобы достать игрушку, приблизиться к взрослому, посмотреть на что-то новое и интересное, ребенок переходит от одной опоры к другой, ползает, преодолевает небольшие препятствия; взбирается на невысокие поверхности (горку из трех ступенек, перевернутый ящик и др.) и сползает с них.
К 11—12 мес дети обычно овладевают самостоятельной ходьбой. Годовалый ребенок может пройти без отдыха 2—3 м. Разнообразие движений и свобода передвижения активизируют бодрствование ребенка, увеличивают возможность использовать различные игрушки и еще больше расширяет знакомство с окружающим. Действия с игрушками. В этом возрасте дети самостоятельно используют ранее освоенные действия с игрушками: умение вынуть — вложить; открыть — закрыть; покатать, постучать и т. п.
В 10—11 мес ребенок может по показу и словесному обращению взрослого проделать более сложные действия, требующие большей координации движений рук. Ребенок уже может снимать и надевать на стержень кольца с большими отверстиями, накладывать один на другой 2—3 кубика. Некоторые действия он настойчиво старается довести до определенного результата. Например, если ребенка учили накладывать кирпичик на кирпичик, то он затем несколько раз повторяет это действие, пока ему это не удастся. Ребенка 10—11-месячного возраста можно научить выполнять несложные действия с сюжетными игрушками: «покорми кису», «покачай лялю» и т. д.
Благодаря освоенным действиям деятельность детей с игрушками становится более разнообразной и длительной. Дети начинают проявлять все больший интерес к игрушкам, настойчиво тянутся к ним и кричат, если не удается их достать; несколько раз возвращаются к оставленной игрушке; игрушки начинают использовать по назначению, проделывают те действия, которым их научили. И наоборот, если ребенок не умеет действовать игрушками, он начинает их разбрасывать и сосать.
Взаимоотношения с детьми. При воспитании в детском учреждении ребенок 9—10 мес интересуется, что делают другие дети, иногда начинает перекликаться сними, улыбается и случайно может возникнуть совместная игра (ребенок при виде уползающего ребенка быстро ползет за ним). Если же сестра-воспитательница недостаточно следит за игрой детей, между ними могут возникнуть и отрицательные отношения. Обычно это бывает при желании взять игрушку, находящуюся в руках другого ребенка. В конце 1-го года у детей появляются первые совместные игровые действия: стоя около стержня с кольцами поочередно надевают на него кольца, а потом снимают, вкладывают шарики в одну миску и пр. (Э. Л. Фрухт).
Поведение ребенка во время кормления и гигиенических процедур
К 9—10 мес ребенок хорошо ест из ложки, жует корочку, пьет из чашки. В этом возрастном периоде ребенок уже разжевывает размельченную и провернутую пищу (котлеты, натертые овощи и фрукты и др.), под наблюдением взрослого берет со стола чашку, сам держит ее и самостоятельно пьет. Во время кормления при виде пищи ребенок произносит слова: «ам-ам», «дай-дай» и протягивает руку, чтобы получить ее. При переодевании на обращение взрослого (без сопровождения действием): «дай ручку, наденем кофточку» или «подними ножку, наденем ботиночек» и др. отвечает соответствующими движениями. В ответ на слова «сейчас будем купаться» или «сейчас пойдем гулять» проявляет бурную радость. При постоянном внимательном отношении взрослых к поведению ребенка и правильной методике воспитания навыка опрятности в этом возрасте ребенок звуками начинает сигнализировать о своих естественных органических потребностях.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.