Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка, поэтому задачи и содержание воспитательной работы с детьми этого возраста также отличаются.
1. Развитие ребенка 1-го года жизни в сравнении с развитием детей более старшего возраста происходит наиболее быстро. В 1-й год жизни происходит быстрое физическое развитие ребенка. Масса к 5—6 мес удваивается, а к году утраивается. За первый год жизни рост увеличивается на 25 см; меняется соотношение окружности головы и груди; повышается сопротивляемость, налаживается теплорегуляция организма и др.
Быстро развиваются функции мозга, рано вырабатываются условные рефлексы со всех анализаторов, увеличивается работоспособность нервной системы, возрастает ее выносливость.
Изменяются длительность и характер бодрствования и сна. Длительность спокойного бодрствования увеличивается с 20—30 мин на 1-м месяце до 3—3 1/2 ч к году; уменьшается суточное количество сна — от 18 ч в первые месяцы до 14 1/2 ч — к году. Уже в первые месяцы жизни ребенка можно выработать ритм бодрствования, сна и кормления.
Под влиянием активных воздействий взрослых и взаимодействия ребенка с окружающей средой происходят значительные сдвиги в его нервно-психическом развитии.
С первых месяцев быстро развивается деятельность всех органов чувств — быстро устанавливаются связи с внешним миром.
На 1-м году жизни возникают и усложняются положительные эмоции, которые имеют очень большое значение для общего развития ребенка. Радуясь, маленький ребенок много двигается, что способствует развитию движений. Положительные эмоции являются одним из условий развития на 1-м году жизни подготовительных этапов речи. И, наоборот, частый крик, плач ребенка или вялое эмоциональное состояние понижают жизнедеятельность организма, отрицательно влияют на физическое развитие ребенка и состояние возбудимости его нервной системы.
На протяжении 1-го жизни ребенок овладевает основными движениями. В первые месяцы движения ребенка хаотичны и некоординированы, к 1-му году он овладевает самостоятельной ходьбой.
Долгое время считали, что движения у ребенка, особенно 1-го года жизни, развиваются в процессе органического созревания, для чего нужно лишь обеспечить хорошие условия его физического развития, т. е. правильное питание и гигиенический уход. Однако изучение проф. Н. М. Щеловановым и его учениками (М. Ю. Кистяковская и др.) развития детей 1-го года жизни, воспитывающихся в различных условиях, показало, что темп и последовательность формирования движений зависят от условий воспитания и воздействий окружающих людей. Например, в одних случаях ребенок, овладев сидением, минует ползание и переходит к самостоятельной ходьбе; в других — ребенок овладевает ползанием, затем сидением и ходьбой.
Для развития и активного поведения ребенка 1-го года жизни целесообразно: 1) чтобы он вначале овладел движениями перемены положения и перемещения в пространстве, а затем статическими функциями — способностью сохранять определенное положение тела; 2) чтобы у ребенка вначале оформились целенаправленные движения рук — схватывание видимых предметов — и на их основе развивались общие активные движения (переворачивание, ползание, переступание и т. д.); 3) чтобы вначале ребенок овладел движениями в горизонтальном, а затем в вертикальном положении. Поэтому при воспитании ребенка в семье и в детском учреждении в первом полугодии 1-го года жизни особое внимание следует уделять развитию всех движений в положении на животе, и только во втором полугодии ребенок должен овладеть умением садиться, вставать и ходить.
К концу 1-го года формируются элементарные действия с предметами, которые имеют большое значение для сенсорного развития и активной деятельности ребенка. Выполняя даже самые простые действия с игрушками, ребенок знакомится с их свойствами (форма, материал и т. п.). Действия с игрушками делают бодрствование ребенка более активным и спокойным.
На 1-м году жизни развиваются подготовительные этапы специфической человеческой функции — речи. Голосовые реакции начинают развиваться с первых месяцев жизни, к году ребенок может уже произносить около 10 простых облегченных слов. Во втором полугодии возникает способность подражать звукам и слогам, происходит развитие понимания речи окружающих. В конце первого года формируется первичное обобщение некоторых слов в речи взрослого.
На 1-м году жизни развивается ориентировочная деятельность — основа познавательной деятельности ребенка. Начинается развитие высших психических функций: восприятия, памяти, внимания.
На 1-м году жизни ребенок осваивает основные умения во время процесса кормления, он учится есть из ложки, пить из чашки. У ребенка можно воспитать навык опрятности.
На протяжении 1-го года жизни формируются как положительные, так и отрицательные привычки. Например, при правильной организации воспитания с первых месяцев жизни можно приучить ребенка в определенное время быстро засыпать без укачивания и других дополнительных воздействий, есть с аппетитом, играть не только при участии взрослого, но и без него.
Обеспечение своевременного физического и нервно-психического развития каждого ребенка является первой и основной задачей воспитания детей 1-го года жизни, что возможно только при создании определенных условий и если ребенок получает необходимые воздействия со стороны взрослых и достаточное количество впечатлений из окружающей среды.
2. На 1-м году жизни у детей проявляется тесная взаимозависимость физического и нервно-психического развития. Отсутствие или недостаточность воздействий на нервно-психическое развитие детей, в частности на развитие у них положительных эмоций и движений, отрицательно влияет на их физическое развитие и может быть одной из причин гипотрофии (Н. М. Щелованов). В то же самое время положительно-эмоциональный тонус обусловливается физическим состоянием детей. Значительно легче вызвать улыбку и развивать движения у здоровых, физически крепких детей, чем у ослабленных. В бодром, хорошем состоянии дети лучше воспринимают воздействия окружающих и активно реагируют на них.
3. У новорожденного ребенка проявляется потребность в сенсорной и двигательной активности. Уже в первые часы жизни можно вызвать зрительную ориентировочно-двигательную реакцию. Ребенок реагирует движением глаз при действии движущегося светового раздражителя (движение светящейся лампочки). Двигательная активность новорожденного определяется наличием внешних и внутренних раздражителей. Недостаток внешних впечатлений и обездвиженность с первых месяцев жизни приводят к задержке в развитии ребенка.
4. Отличительной чертой детей первого года является ярко выраженная эмоциональность. Все реакции на окружающее носят выраженный эмоциональный характер. Однако эмоциональное состояние детей 1-го года жизни очень неустойчивое, они легко переходят от положительных эмоций к отрицательным и наоборот.
5. Характерной особенностью детей этого возраста является большая ранимость их организма и относительно низкая сопротивляемость к различным заболеваниям. Несмотря на то что на протяжении 1-го года жизни постепенно налаживается терморегуляция организма ребенка и он начинает лучше приспосабливаться к различным условиям, часто на его здоровье влияют изменения температуры и других условий окружающей его среды. Нарушения в режиме дня — запаздывание в кормлении или укладывании спать, недосыпание ребенка, несоблюдение правильной организации и методики проведения гигиенического ухода и бодрствования ребенка — приводят к различным заболеваниям и отрицательно влияют на возбудимость нервной системы детей 1-го года жизни.
При воспитании детей этого возраста особенно большое внимание должно быть обращено на организацию режима дня и правильное проведение гигиенического ухода, процесса кормления, сна и бодрствования.
6. Уже в первые месяцы жизни общение с окружающими взрослыми становится потребностью и основным видом деятельности ребенка.
Для того чтобы обеспечить своевременное и нормальное развитие детей этого возраста, взрослые должны не только вовремя и правильно удовлетворять их органические потребности (своевременно кормить, укладывать спать и т. д.) и создавать условия для их бодрствования, но и специально заниматься с ними, с целью формирования новых умений.
7. Следующей особенностью является высокая пластичность организма, в частности нервной системы, детей 1-го года жизни, этим объясняется большая зависимость их развития от окружающей среды и в особенности от воспитательных воздействий взрослых.
На протяжении первого года жизни значение различных умений ребенка на разных этапах различно. Вследствие быстрого темпа развития первый год делится на следующие качественно отличающиеся периоды: от рождения до 2 1/2—3 мес (в этом возрасте выделяется период новорожденности до 3—5 нед); от 2 1/2—3 до 5—6 мес; от 5—6 до 9—10 мес; от 9—10 мес до 1 года каждый из периодов имеет свои качественные особенности. Поэтому задачи и содержание воспитания рассматриваются по отдельным периодам. В каждом периоде выделяются наиболее значимые для общего развития ребенка умения, так называемые «ведущие» линии. Эти умения определяют развитие и поведение ребенка в данном возрасте и имеют прогрессивное значение для его дальнейшего развития. Например, от 5—6 до 9—10 мес ведущим является развитие ползания, понимания речи взрослого, подражание звукам, слогам и простым действиям окружающих. Благодаря этим умениям расширяется ориентировка в окружающем, развиваются движения и первичные действия с предметами, изменяется форма общения со взрослым. Все это благоприятно сказывается на дальнейшем развитии ребенка. С конца периода новорожденности на протяжении всего 1-го года жизни наряду с выполнением общих задач воспитания в каждом возрастном периоде особое внимание следует уделять развитию этих ведущих линий. Однако при воспитании ребенка нельзя ограничиваться только их развитием, необходимо создавать также условия и воздействовать на развитие и других умений и способностей, тем самым обеспечить всестороннее гармоническое развитие ребенка и его положительное поведение.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.