Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Вопросы и проблемы >>

Особенности высшей нервной деятельности


Н. М. Аксарина. "Воспитание детей раннего возраста"
Изд-во «Медицина», М., 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Высшая нервная деятельность детей на протяжении первых 3 лет жизни развивается очень быстро, однако она также имеет свои особенности.
1. Условные рефлексы формируются сравнительно быстро, но закрепление их происходит медленно. Многие условные рефлексы и к 3 годам не достаточно устойчивы.
2. В течение первых 3 лет, особенно в первые 2 года, быстро повышается работоспособность нервной системы. Однако по сравнению с детьми более старшего возраста, даже на 3-м году работоспособность их ниже, вследствие чего они быстро утомляются.
3. Нервная система ребенка обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают от длительного действия одного и того же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей.
При длительном однообразном занятии быстро возникает охранительное торможение — ребенок перестает слушать, отвлекается. Резкие звуки приводят к перевозбуждению либо вызывают повышенную раздражительность.
Ребенок не может длительно сохранять одну и ту же позу.
4. Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Тормозные условные рефлексы для своего образования требуют значительно большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы. Маленького ребенка значительно легче научить что-то делать, чем воздержаться от желаемого действия. Длительно сохранять тормозное состояние (например, ожидать чего-то, ничего при этом не делая) ребенку также трудно.
5. В поведении детей много широко разлитых, иррадиированных реакций. Например, радость у ребенка проявляется часто не только улыбкой, а сопровождается общими оживленными движениями, громким визгом, хлопанием в ладоши. При выполнении какого-либо действия он часто производит много лишних движений. Делая первые шаги, ребенок протягивает вперед руки, иногда даже высовывает язык. Постепенно в результате многократных действий с предметами, в детских играх, на специальных занятиях формируются более координированные движения, постепенно исчезают лишние движения.
6. Все поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние и на подкорковые отделы мозга. Например, ребенок, заинтересованный рассказом, может не чувствовать наступившего голода. Ребенок, отвлеченный чем-то интересным, может не реагировать на боль от укола и т. п. Несмотря на это, все же на поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние. Именно этой особенностью объясняется большая зависимость поведения ребенка от удовлетворения его органических потребностей. С возрастом регулирующая роль коры повышается.
7. Сравнительно слаба подвижность нервных процессов. Ребенок не может быстро ответить или затормозить какое-либо действие. Часто можно наблюдать, как дети во время гимнастики продолжают предыдущее движение, хотя воспитательница показывает другое. Поэтому нельзя требовать от детей быстрого прекращения начатого ими действия или выполнения какого-либо движения и быстрого переключения с одного действия на другое.
8. У детей легко возникает внешнее торможение. Например, они легко отвлекаются от еды, если входящая в это время медицинская сестра начинает разговаривать с воспитательницей. Трудно сосредоточить внимание детей на занятии, если в комнате в это время проводятся какие-либо интересные для них действия.
9. Вследствие еще недостаточного развития второй сигнальной системы у детей до 3 лет преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы.
При воспитании детей необходимо учитывать все эти особенности периода раннего возраста. Вследствие этих особенностей уклад жизни, а также содержание и методы воспитания детей раннего возраста отличны от таковых детей более старшего возраста. Индивидуальные особенности детей. Наряду с возрастными с первых же дней проявляются и индивидуальные особенности детей. Реакции детей на одни и те же явления жизни неодинаковы, что прежде всего объясняется особенностями их нервной деятельности. У разных детей различны сила нервных процессов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения и подвижность нервных процессов, чем и определяется в основном различное поведение детей, живущих в одних и тех же условиях. Эти основные особенности оказывают влияние на все реакции ребенка. Например, в зависимости от этих особенностей у детей бывают различными быстрота и характер засыпания и пробуждения.
Одни дети засыпают быстро, спокойно, легко переходят от бодрствования к состоянию торможения. Другие дети засыпают хотя и спокойно, но медленно. Переход от бодрого, деятельного состояния ко сну у них происходит лишь постепенно. Также различны быстрота пробуждения и последующее состояние. Одни дети, проснувшись, сразу открывают глаза, бодры, готовы к деятельности. У других процесс пробуждения замедлен: перед тем как окончательно проснуться, они сначала ворочаются в постели, то открывая, то снова закрывая глаза. Даже проснувшись, они бывают несколько вялыми и только спустя некоторое время становятся активными. Такое различие В процессах засыпания и пробуждения свидетельствует о различной подвижности нервных процессов и различном соотношении силы возбудительного и тормозного процесса.
Различными должны быть и воспитательные приемы.
Различно поведение и в игре, и занятиях. Один ребенок, получив задание, легко оставляет свое и, не отвлекаясь по пути ничем другим, хорошо выполняет поручение, а затем снова возвращается к прежнему занятию, что свидетельствует о хорошей подвижности нервных процессов и устойчивом внимании. Другой не может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой и нуждается в дополнительном побуждении.
По-разному проявляется у детей и начало болезни.
У детей неодинаковы предел работоспособности и выносливости нервных клеток. Дети, с уравновешенной нервной системой, до конца бодрствования, установленного по режиму для данного возраста, находятся преимущественно в бодром, активном состоянии. Дети того же возраста, но характеризующиеся повышенной возбудимостью, устают раньше. При установлении режима надо считаться с пределом работоспособности нервной системы данного ребенка.
Умственные способности и темп развития детей также различны. Усвоение знаний, развитие речи происходят различным темпом и неодинаковыми путями. Образование навыков, умений, их закрепление происходят с различной быстротой. Один ребенок, впервые научившись вставать, быстро овладевает этими движениями и к концу дня уже часто и уверенно встает. Другому же для закрепления этого умения потребуется несколько дней. В соответствии с этим одному ребенку для усвоения какого-либо нового действия или слова достаточно 1—2 занятий, другому нужно многократное повторение. У ребенка, быстро осваивающего новые умения, нужно быстрее воспитывать более сложные и не задерживать его развитие уже на пройденных этапах.
У разных детей различно значение того или иного анализатора в ходе их развития. У одних детей быстрее развиваются движения, они много действуют, двигаются. Другие больше смотрят, наблюдают, все зрительные реакции у них быстрее формируются и лучше развиты. При наблюдении за поведением детей можно отметить различные склонности детей, которые появляются уже в раннем возрасте. Некоторые дети предпочитают слушать рассказы, смотреть картинки или разговаривать со взрослыми, у других рано появляется повышенный интерес к музыке и др. Стремясь к всестороннему гармоническому развитию детей, надо в то же время удовлетворять индивидуальные интересы, совершенствовать положительные склонности отдельных детей.
В связи с неодинаковой подвижностью нервных процессов различна, быстрота ответных реакций. Например, на вопрос «Как тебя зовут?» один ребенок дает ответ сразу, а другой, даже хорошо зная свое имя, отвечает только после некоторой паузы. От ребенка с замедленным темпом реакций нельзя требовать непосильной для него быстроты выполнения указаний; надо терпеливо подождать. Нельзя также сдерживать подвижного, восприимчивого ребенка и ограничивать возможность его активных проявлений. Необходимо усложнять деятельность такого ребенка и тренировать устойчивость его внимания. Особое внимание следует уделять застенчивым детям. Необходимо, поощряя их собственные усилия, оказывать им помощь для достижения положительного результата и тем самым воспитывать у них уверенность в своих силах.
Индивидуальные различия проявляются также в характере и длительности периода адаптации. По-разному ведут себя дети, поступая, например, в ясли. Дети с сильными уравновешенными нервными процессами, бурно протестуя в первые 1—2 дня, уже на 3-й день ведут себя спокойно, в то время как дети, характеризующиеся медленной подвижностью, некоторой заторможенностью, в первые дни часто бывают спокойными, но на 4—5-й день или даже позже начинают плакать, отказываются идти в ясли.
Адаптация — приспособление к новым окружающим условиям.
Различны характер и устойчивость эмоционального состояния. Одни дети отличаются уравновешенным поведением, жизнерадостны и находятся преимущественно в активном состоянии. При какой-либо неприятности (например, если отняли игрушку) они хотя иногда бурно реагируют, но все же быстро успокаиваются и вообще редко возбуждаются. Другие дети повышенно эмоциональны и легко возбудимы. Их настроение очень неустойчиво. Иногда от очень незначительной причины они приходят в повышенно возбужденное состояние. Есть дети несколько вялые, пассивные. Если они чем-нибудь расстроены, то нелегко выходят из отрицательного эмоционального состояния, их трудно успокоить. Различны при этом подходы взрослых: в одном случае нужно игнорировать плач ребенка, и он скорее успокоится, в другом, наоборот, прекратить крик можно спокойным, но строгим тоном, третьего надо приласкать и успокоить и т. д.
Различны также признаки утомления. Одни дети, устав, становятся вялыми, у других утомление выражается в повышенном возбуждении — громком разговоре, резких движениях.
Некоторые дети обладают повышенной пищевой возбудимостью. Они не могут спокойно ждать при наступлении чувства голода, их нужно кормить первыми, неожи-дая отрицательной реакции и в то же время постепенно приучать сдерживать желание. Дети с повышенной тактильной чувствительностью резче реагируют на холод, изменение температуры воздуха. При проведении каких-либо медицинских манипуляций или водных процедур надо учитывать эти индивидуальные особенности и постепенно приучать детей быть более выносливыми.
Итак, при воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуальные особенности. Применяя различные приемы, надо стремиться к осуществлению всех задач воспитания и в то же время развивать положительные индивидуальные способности и склонности детей.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +