Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Вопросы и проблемы >>

Развитие второй сигнальной системы


Н. М. Аксарина. "Воспитание детей раннего возраста"
Изд-во «Медицина», М., 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

На протяжении первых лет жизни происходит и развитие второй сигнальной системы.
Если безразличный для ребенка предмет (например, кусочек ваты) несколько раз сочетается с каким-либо ощущением или действием (с неприятным тактильным ощущением при чистке носа), то этот предмет становится сигналом, предупреждающим о наступлении неприятной процедуры, и ребенок кричит при одном его виде.
При музыкальном занятии и полученном от него чувстве удовольствия, появление музыкального работника становится сигналом о предстоящем, приятном занятии, и ребенок бурно радуется при одном виде музыкального работника. Вид приближающегося ребенка с сердитым угрожающим лицом вызывает желание спрятаться от него, так как по прежнему опыту ребенок знает, что такой вид предупреждает его о близкой опасности — отнимут игрушку или ударят.
В процессе разнообразной деятельности многие окружающие предметы становятся «сигналами», оповещающими о наступлении ранее бывшего события. И. П. Павлов назвал их первыми сигналами действительности, а способность коры головного мозга вырабатывать условные рефлексы на эти непосредственные сигналы действительности — первой сигнальной системой.
Человеческий мозг обладает способностью устанавливать связи и реагировать не только на непосредственные внешние раздражения (от предметов, действий, явлений, звуков и т. п.), но и на слова, их заменяющие. Так, ребенок, понимающий речь, проявляет радость не только тогда, когда видит музыкального работника, но и когда ему только скажут: «А сейчас тетя Тося придет».
Ребенок 6—7 мес при виде приготовления к купанию радуется, так как с этим процессом у него связано чувство удовольствия. Ванна и все остальные предметы купания являются для него первыми сигналами предстоящего купания. Дети же 2 лет радуются и кричат «и я, и я купаться», еще не видя никаких приготовлений, а только услышав слова матери: «а сейчас будем купаться». Слово «купаться» в результате опыта ребенка стало «вторым» сигналом, заменяющим «первый» сигнал — предметы купания.
В 6—7 мес при правильном воспитании ребенок начинает устанавливать связь некоторых слов с определенными предметами или действиями. Если взрослый, взяв ребенка на руки, будет неоднократно подносить его к какому-либо предмету, находящемуся на определенном месте, и, показывая на предмет подкреплять словами, например, «часы», «где часы?», то в 6—7 мес на вопрос: «где часы?» ребенок повернет голову в сторону называемого предмета и зафиксирует на нем свой взгляд. Но сначала при перемене места предмета, обстановки, интонации голоса ребенок на этот вопрос не найдет предмет, о котором его спрашивают (М. М. Кольцова).
Если же затем одно и то же слово, всегда сочетаясь с видом данного предмета, будет многократно произноситься в различной ситуации (при разном положении ребенка, перемене места предмета) и разными лицами (бабушка, отец), то ребенок, услышав его, начинает искать называемый предмет и находит его независимо от местоположения, что свидетельствует об образовании устойчивой связи данного слова с обозначаемым им предметом.
Однако слово в данном случае обозначает лишь один конкретный предмет. Например, слово «часы» обозначает лишь те часы, на которые показывала мать. И только к концу 1-го года (в 10—11 мес) в результате установления большого количества разнообразных связей с одним и тем же словом оно становится обобщенным, «сигналом множественных сигналов».
Например, если одно и то же слово «ляля» произносилось взрослым при показе нескольких кукол, различных по внешним качествам (резиновая, целлулоидная; большая и маленькая) и действиям с ними (куклы ходили, плясали, прятались, ложились спать), то на вопрос, «где ляля?» ребенок принесет любую куклу или даже несколько кукол. Это показывает что слово «ляля» стало для ребенка обобщенным, относящимся к большой группе однородных предметов, обладающих различными физическими свойствами (цвет, форма, величина и др.), но имеющих общие существенные признаки, объединяющие их в одну группу.
В слове «ляля» происходит «отвлечение» от многих несущественных конкретных физических свойств (цвет, величина) и обобщение существенных для этого предмета признаков, отличающих данный предмет от остальных. Такое же обобщенное значение приобретают и названия других предметов и обозначающие их действия. Например, если сначала слово «дай» вызывает соответствующее действие ребенка лишь в сочетании «дай ручку», так как только это сочетание неоднократно разучивалось, то затем слово «дай» уже вызывает правильное действие на слова «дай мячик», «дай туфли» и т. п. Формирование обобщения свидетельствует о начале деятельности второй сигнальной системы. Формирование обобщения есть начало специфически человеческого мышления.
Развитие второй сигнальной системы происходит на основе предшествующего развития первой сигнальной системы в результате многократного сочетания непосредственных чувственных раздражений с их словесными обозначениями.
На протяжении 2-го и 3-го года жизни при условии правильного воспитания быстро развивается деятельность второй сигнальной системы. Слова, понимаемые (сенсорная речь) и произносимые ребенком (активная речь), приобретают все более обобщенный характер.
Обобщения ребенок делает в результате установления разнообразных связей одного и того же слова с разнообразными предметами и действиями, например, тогда, когда слово «киса» произносится и когда ему показывают белую пушистую кошку или маленькую серую или просто изображение кошки.
Первые обобщения ребенок часто делает по внешним несущественным признакам, например, все мягкое и пушистое он обозначает одним словом «киса». Затем начинает объединять по наиболее характерным признакам: все что ползает (таракан, божья коровка, жук) объединяет словом «жук», всех людей в белых халатах (в магазине, парикмахерских и т. д.) — словом «доктор» и т. д.
На 3-м году ребенок обобщает не только названия предметов, но и названия качеств и действий. Например, на вопрос, что бывает красным, ребенок может ответить: платье красное, бантик красный, мячик красный и др., т. е. слово «красный» обобщает одно общее свойство для ряда знакомых ему предметов. В данном случае, употребляя слово «красный», ребенок выделяет это свойство, отвлекаясь от других признаков этих предметов. Затем детям становятся доступными более сложные обобщения — словом «игрушки» ребенок объединяет куклы, кубики, словом «посуда» — тарелку, ложку, чашку и т. п.
Для развития обобщения необходимо употребление одних и тех же слов в разных условиях, а также установление связей каждого слова с разнообразными действиями и предметами, различными по внешним признакам, употребление не стереотипных, а разнообразных сочетаний слов. Например, вместо того, чтобы каждый раз начинать занятие с одной и той же стереотипной фразы «дети, сейчас будем заниматься», можно и нужно употреблять разные сочетания этих слов: «сейчас мы будем с вами заниматься рисованием», или «уже пора заниматься», «а что мы будем делать на занятии?» и т. п.
Развитие второй сигнальной системы происходит на основе чувственного опыта ребенка, и между первой и второй сигнальной системой должно быть постоянное взаимодействие. Каждое слово, произносимое ребенком раннего возраста, должно опираться на чувственный образ.
Все эти данные о развитии высшей нервной деятельности имеют большое значение для правильного воспитания. «Без основательного знания особенностей развития высшей нервной деятельности и поведения ребенка со дня рождения и условий, определяющих это развитие, нельзя осуществлять правильную систему воспитания детей раннего возраста»,— говорил Н. М. Щелованов. Однако данные физиологии высшей нервной деятельности лишь определяют возможности ребенка и указывают пути, при помощи которых могут быть воспитаны те или иные навыки, умения.
Физиология не решает вопрос, какие именно привычки и умения нужно воспитывать у детей. Данные физиологии лишь доказывают, что в зависимости от условий жизни ребенка различным будет все его поведение, его взаимоотношение с окружающим. Однако какие связи, какие умения, какие свойства личности ребенка будут формироваться, зависит от всей среды и прежде всего от социального окружения и характера непосредственных влияний на него окружающих взрослых, т. е. от воспитания и обучения.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +