ЭСТЕТИКА ОБОРУДОВАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Принимая новый детский сад или оформляя уже действующий, заведующий призван уделить большое внимание эстетике быта. Подбирая оборудование и элементы оформления необходимо помнить, что: — эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс; - целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус; — эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения; — художественное оформление детского сада должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду»; — важные качества обстановки детского сада — это привлекательность, информативность, доступность всех ее компонентов для каждого ребенка и для всего коллектива в целом;
— эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально-образную основу обстановки, ее национальный, местный колорит.
Оформление детского сада в педагогическом, гигиеническом и экономическом отношении должно соответствовать требованиям «Программы воспитания в детском саду». Эстетика детского сада создается комплексным использованием выразительных средств и эстетических качеств окружающей действительности, природы, произведений искусства. Основные ее компоненты: архитектурно-планировочная структура зданий, помещений и участка детского сада; освещение и цветовая отделка помещений и участка; комплексность и внешний вид мебели, учебно-наглядных пособий, технических устройств; природа (живая и неживая) и озеленение; произведения искусства в интерьере и на участке; творческие работы воспитателей и детей. Типы дошкольных учреждений, различающиеся по назначению, характеру и времени эксплуатации, вместимости и условиям строительства, определяют архитектурно-планировочную структуру зданий, помещений и участков. В южных районах страны, например, строят детские сады, архитектура которых «защищает» от солнца, способствует проветриванию помещений и площадок; на севере строят здания с закрытыми прогулочными верандами, зимними садами-оранжереями и плескательными бассейнами, где поддерживается постоянный микроклимат. Ориентировка по солнцу, рисунок и размещение окон, дверей, архитектурных деталей — все это влияет на зонирование помещений. Зонирование производится разными способами. Это может быть изменение уровней в помещении или ландшафте на участке; применение разного типа перегородок; характер и направленность освещения, цветовой, графической, фактурной отделки; использование декоративных композиций и озеленения на границах зон. Эстетические качества оформления детского сада особенно отчетливо проявляются во взаимосвязи цветового решения и освещения. Цветовое оформление подбирается в соответствии с особенностями цветовидения и цветовосприятия детей, назначением помещения и условиями его эксплуатации. Известно, что цветовое воздействие интерьера тем естественнее, чем более цветовые тона стен, пола и потолка соответствуют впечатлениям, получаемым человеком в природе: тональность пола по ассоциации с землей должна иметь более темную, насыщенную окраску; стены — по аналогии с пейзажем — будут светлее, а потолок совсем светлый, как небосвод. Известно также, что теплые и насыщенные цвета как бы приближают, сдвигают границы пространства, в котором мы находимся, в то время как холодные и осветленные тона удаляют их и раздвигают, увеличивают объем того же интерьера. В практике используются приемы контрастных цветовых сочетаний и сближенных тонов. Первый применяется в случаях, когда внимание должно акцентироваться на каком-то объекте, фрагменте, детали интерьера; этим приемом художники-оформители пользуются при окраске вестибюлей, коридоров и других переходных помещений. Сближенные цветосочетания применяются в отделке помещений для постоянного пребывания детей. Всегда красивы соотношения цветных тонов с ахроматическими (белый, черный, оттенки серого).
Режим освещения детского сада, его характер (солнечное или искусственное: люминесцентные лампы или лампы накаливания), интенсивность и направленность светового потока, внешний вид окон, светильников и занавесей — все это определяет условия эстетического оформления помещений. По мнению специалистов, сочетание естественного и искусственного освещения в одном помещении практически безвредно для детей. Однако надо помнить, что искусственное освещение изменяет правильную цветопередачу окраски интерьера, произведений живописи и оборудования: при использовании ламп накаливания красные, оранжевые и желтые тона высветляются, а синие и фиолетовые темнеют; при люминесцентном дневном освещении (ЛД) все цвета приобретают голубоватый оттенок, а лампы (ЛБ) смягчают тона и дают более приятный бело-розовый оттенок. Форма и внешний вид светильника, высота и характер подвеса определяются целесообразностью освещения. Чистота стекол, единый подбор ламп по мощности и цветовому свечению (ЛД или ЛБ) — это тоже эстетика освещения.
Освещение функционально связано с цветом. Известно, что и тем и другим в интерьере можно создать атмосферу хмурого или солнечного дня. Неравномерность освещения создает иллюзию рельефности, «волнистости» стены. Небольшое, но хорошо освещенное помещение кажется просторнее, наряднее. Монотонность протяженности коридора нарушают поперечным расположением ленточных светильников. Свето- и цветозонирование помогает выявить красоту архитектурных объемов помещений. В детском саду применяется фронтальное равномерное освещение. Однако такое инертное, бестеневое освещение, очень важное для здоровья малышей, не вызывает у детей эстетического чувства. Наблюдения показывают, что направленное освещение создает зону эмоционального притяжения, привлекает интерес ребенка к освещенному объекту. Дополнительное освещение учебной доски, уголка природы, зон самостоятельной художественной деятельности и т. д., их высветление в ненастье и зимнее время способствует оптимизации педагогического процесса, благотворно влияет на детей. В декоративных целях проводится подсвечивание выставок детского творчества, озеленения в интерьере. Хорошо использовать вид из окна: в этом случае занавеси подбираются так, чтобы картина природы предстала перед детьми во всей своей красе. Большое значение для оформления детского сада имеет подбор мебели. По конструктивным признакам различают мебель сборно-разборную:, корпусную, трансформируемую и складируемую. По композиционным особенностям мебельное оборудование может быть напольное и настенное, автономного и встроенного типа. Мебель для детского сада выполняется из древесины (столярная, гнутая, прессованная) с деталями из металла и пластика. Она должна быть прочна, легка, красива, иметь четкие формы с закругленными углами и отделана пластиком или нитроэмалями. Нужно стремиться к тому, чтобы оборудовать детский сад комплектной мебелью. Встроенное оборудование увеличивает полезные емкости и площадь для подвижных игр детей, улучшает санитарно-гигиенические условия, придает помещению опрятный и привлекательный вид, создает условия для системного использования дидактического материала и игрушек. Встроенное шкафное оборудование может иметь дополнительные конструкции полок, столов, скамеек, мольбертов, кроватей и т. п. (откидные, выдвижные, раскладные). Значительную роль в развитии ребенка-дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству (картины, эстампы, скульптура, мелкая пластика, художественные фотографии). Особенно привлекательны для детей произведения декоративного искусства, Монументально-декоративное искусство и изделия мастеров народного промысла нашей многонациональной страны придают необычность, своеобразие дошкольным учреждениям. Использовать можно многое, но в каждом случае следует находить то, что наиболее приемлемо для данного края, области, для данного детского сада — и по содержанию, и по технике, и по; материалу (роспись, мозаика, витраж, чеканка и литье, композиции из дерева и керамики, металла и текстиля). Например, декоративная кладка кирпича, оштукатуривание с вкраплением каменной крошки, литье, ковка, просечка по металлу применяются при отделке здания, входа, лоджий и частично в интерьерах вестибюля, лестницы. Расширяется «география» монументально-декоративного искусства в детском саду — от крупных городов до небольших поселков. Произведения монументально-декоративного искусства должны использоваться в оформлении ограниченно, в соответствии с особенностями помещений. Наиболее приемлемы небольшие композиции, выполненные из свето- и водостойких, прочных и совершенно безопасных для детей материалов — майолики, камня, металла, дерева, цветных пластиков. Это могут быть хорошо обработанные вставки, рельефы, панно, объемная скульптура (напольная, настенная), решетки, кашпо, вазы и т. д. Народное декоративно-прикладное искусство — это основа профессионального и самодеятельного декоративно-прикладного искусства. Именно поэтому так важно, чтобы оно пришло в детский сад. Из всего многообразия традиционных народных промыслов нашей страны отметим вышивку и кружево, художественное ткачество и роспись тканей, ковроделие и художественные лаки, резьбу и роспись по дереву, керамическую игрушку и посуду, художественную обработку металла, камня, кожи, рога и др. В детских садах при оформлении интерьера широко используется резьба и роспись по дереву, керамика, изделия художественного ткачества. Народные игрушки из дерева и глины (матрешки, пирамидки, барыни, петухи, павлины) уже давно не только украшают детские сады, но и служат дидактическим материалом. Много знаний, таланта, умения отдают взрослые детям, приобщая их к ручному художественному труду. Изделия детей и воспитателей, со вкусом выполненные, аккуратно оформленные, имеют большую воспитательную ценность. Важный участок эстетики быта — наглядная информация. Для экспозиций следует предусмотреть карнизы и закладные детали в стенах; линии подвеса должны быть прямыми. Текстовой материал целесообразно давать небольшим по объему. Его компонуют с красочными композициями, фотомонтажами. Композиция стенда может быть линейной или ярусной, симметричной или асимметричной, плоскостной или рельефной. Рубрики выделяются готовым шрифтом (картон, дерево, пластик, металл), цветом и размером. Используются и трафареты. Ни с чем не сравнимая роль в развитии у детей эстетических чувств, представлений принадлежит природе. И хорошо, если «зеленый экстерьер» входит в детский сад, а интерьер выходит на природу. Однако использовать в целях эстетического воспитания ландшафтный интерьер может далеко не каждое детское учреждение, чаще встречается искусственное озеленение: аранжировки цветов, листьев, природного материала (спилы, кора, камень, ветки и т. д.) сочетают с мозаикой, витражами, металлом, текстилем, что очень красиво.
Программа предусматривает организацию уголков природы в групповых комнатах. Уголок природы должен быть доступен детям, чтобы они могли наблюдать жизнь растений и животных, ухаживать за ними. Важно изящно и грамотно оформить эти уголки. Напольные композиции озеленения можно приподнять на подиуме в виде микроландшафта с перепадами уровней (обрыв, полянка, ручеек, холм и т. п.). Используются центральная (концентрированная), линейная (вертикальная, горизонтальная) и ярусная, смешанная композиции озеленения помещений. Часто зеленые уголки выделяются цветозонированием, фактурной отделкой стены, декоративной подсветкой. Нередко озеленение имеет «конструктивную основу»: это может быть небольшой спил дерева или декоративная ветка, изгибы которой дают опору вьющимся растениям. К стволу-спилу не следует прибавлять полки из чужеродного материала (пенопласт, пластик, металл), лучше если это будут деревянные решетки, плетеные корзиночки (лукошки) для вазочки с растением. Не нужно в уголке природы разрисовывать стены «под пейзаж», в «цветочный орнамент» и т. п. Лучше использовать приемы профессиональной обработки стен (набрызг штукатурки, вкрапление в стену объемной керамики) или украсить их крупноформатной, художественно выполненной фотографией пейзажа. Цветы и растения можно сгруппировать в живописные композиции на специальных подставках; не следует монотонно расставлять их по подоконникам. Интерьер всегда украсят работы детей из природного материала, со вкусом оформленные. Радость познания и творчества слиты воедино. Приобщение детей к созданию полезного и красивого имеет большую воспитательную ценность. Важно научить детей не только выполнять, но и грамотно размещать в интерьере свои поделки и предметы искусства. Организует эту работу и руководит ею воспитатель. Задания по оформлению должны быть конкретными, мотивированными, должны давать простор творческой фантазии (например, «Дорисуй и раскрась... для украшения игрового уголка»; «Вырежи и пришей... к праздничному костюму»; «Закончи орнамент для украшения зала»; «Составь красивый букет для гостей»; «Вылепи из снега для малышей...» и т. д.). Руководствуясь общими принципами оформления детского сада, заведующий учитывает особенности отдельных помещений (их назначение, размер, расположение в здании и т. д.). Прежде всего необходимо позаботиться о правильном оформлении групповой ячейки (раздевальная, групповая, спальная, умывальная). Интерьер раздевальной функционален, так как площадь ее сравнительно мала, а пропускная способность велика. Внешний вид ее прост, декоративен. Окраска стен насыщеннее окраски стен групповой, но в каждом случае она выбирается особо, с учетом смены цветоощущений при переходе из смежных помещений (лестница, групповая). Интерьер можно украсить произведениями искусства, фотографиями детей, растениями. Цветовой ритм раздевальной во многом зависит от окраски дверок, шкафов, скамеек, занавесей. Групповая комната является основным помещением детского сада, так как в ней проходит почти вся жизнь детей. Правильному размещению оборудования, особенно в групповой универсального назначения, помогает зонирование в соответствии с процессами еды, сна, игр, занятий и т. д. Цветовое решение стен групповой может быть одно- и двухцветным. В целом колорит помещений групповых для малышей выдерживается в спокойных, теплых цветосочетаниях стен и пола. Для детей среднего и старшего возраста приняты более сдержанные, «серебристые», но радующие глаз, свежие оттенки. Стена, на которой размещается дидактическое оборудование, может быть окрашена в более насыщенный тон, нейтральный по отношению к экспозиционному материалу. При организации зон-уголков художественной деятельности и уголков природы целесообразно применять более насыщенные окраски ниш, алькова, лоджий и других архитектурных особенностей помещения. Есть самые общие рекомендации по размещению оборудования и оформлению групповой. Место для сна детей определяется вблизи места хранения раскладушек и постельных принадлежностей. Зону занятий совмещают с местом для еды, а уголки игр, деятельности по интересам и уголок природы размещают в простенках окон, в нишах, по углам. Широкое распространение в групповых универсального назначения получили встроенные шкафы, ленточные подоконные столы, откидные кровати и складируемая облегченная мебель — столы, стулья, раскладушки. Обычные шкафы для игрушек компонуют секционно, так как это позволяет устраивать между ними дополнительные полки и ниши и улучшает внешний вид помещения. С помощью шкафов можно создать зоны для разных видов детской деятельности. С этой целью шкафы ставят торцами к стене или спинками друг к другу. В первом случае обратную сторону шкафа лучше оклеить линолеумом или пластиком, чтобы дети могли рисовать на ней. Использовать в групповых комнатах росписи, мозаику и другие монументальные настенные композиции нецелесообразно, лучше иметь качественный сменяемый материал, оригинально оформленные работы детей и взрослых.
Содержательность игровой деятельности детей во многом зависит от подбора игрушек, их качества и размещения. Подчас во всех группах бытует одна и та же организация игровых уголков с одним и тем же составом игрушек и их расстановкой, а это неправильно. Ведь в младших группах используются в основном игрушки из мягких, безопасных, легких материалов (пластик, ткань, дерево, картон), простых форм и расцветок. В старших появляются игрушки более сложных форм и конструкций из металла (транспортные, заводные, электрифицированные). В детских садах всегда уместна крупная, так называемая «интерьерная», игрушка (набивная, надувная и т. п.). Игровая зона для малышей устраивается в хорошо освещенных, теплых участках комнаты; она может быть приподнята на подиуме. В игровых уголках на уровне стоящего ребенка стены можно оклеить цветным линкрустом, пластиковой пленкой или влагостойкими обоями с нарядным рисунком. Для игр хорошо использовать невысокие, легкие, но устойчивые ширмы-экраны. Они могут быть плотными и полупрозрачными, с прорезями («окна», «двери») и другими элементами. Вообще оформление игрового уголка допускает большое разнообразие, но оно должно способствовать бережному отношению детей к игрушкам, побуждать их после завершения игры убирать все на место. Организация любого занятия предполагает удобное место для его проведения, современное комплексное материальное оснащение, красивое оформление. Для малышей и детей средней группы столы можно ставить лентой, кругом, полукругом, а для старших дошкольников необходимо выделить учебную зону с левосторонним освещением. При оборудовании зоны занятий в старших группах детского сада используются настольные и настенные доски для начальной школы (их всегда можно приспособить к условиям детского сада). Типовой стол для воспитателя экранирован, имеет откидную полку для образцов, выдвижной блок ТСО с аппаратурой и аудиовизуальными пособиями. Учебную зону можно выделить цветом, но так, чтобы не было большого контраста между цветом доски и цветом стены, на которой она размещена (цвет стены всегда подчинен цвету доски, сливаться по тону они не должны — что-то всегда должно быть насыщеннее). При демонстрации экранных пособий зона занятий зашторивается плотной тканью (сукно, байка, фланель) или используются жалюзи, бумага, пленка. Успешность художественной деятельности детей зависит не только от получаемых детьми знаний, впечатлений, от умений взрослого организовать занятия по интересам, но и от оборудования и привлекательности оформления зон для таких занятий: они должны быть самыми нарядными, самыми занятными. Их зонирование предполагает хорошее материальное оснащение, естественное освещение, при необходимости — подсветку. Каждая зона имеет как бы два уровня оформления — вертикальный (окраска простенка, занавеси, шкаф-полка, доска для рисунков) и горизонтальный (рабочая мебель, инструменты, материалы, книги). Книжный и изоуголки лучше размещать отдельно от музыкального и театрального уголков. Хорошо, когда место для занятий по интересам имеет настенный декоративный знак — символ: это может быть образная игрушка (музыкант Петрушка), декоративное пособие. При оформлении спальных комнат особую роль играет мягкое полурассеянное освещение и цветовая отделка. Цвет пола, заставленного кроватками, может быть намного плотнее окраски стен и цвета занавесей (шоколадные, вишневые, терракотовые, горчичные, темно-синие, темно-зеленые, темно-серые тона). При окраске стен добавляют серые тона, что придает им мягкость, бархатистость. Цвет и плотность занавесей подбираются с учетом того эффекта, который они дают при зашторивании окон. Нередко групповая комната имеет спальную зону со стационарными кроватками, отгороженную остекленной или полупрозрачной перегородкой. Это дает воспитателю возможность постоянно видеть спящих детей. Эстетическое оформление спальной зоны спокойное: сгармонированные цвета стен, пола, кроваток, покрывал, занавесей; небольшой витраж, фотопейзаж и, конечно, теневыносливое озеленение. Размещать в спальне настенные росписи, монументальные композиции, картины и эстампы не следует. Пусть все помогает детям отдыхать. Умывальная комната в групповой ячейке детского сада - один из участков высокой культуры быта. Интерьер умывальной комнаты играет большую роль в воспитании у детей любви к чистоте, порядку, аккуратности, в формировании навыков личной гигиены, эстетического отношения к окружающему. Хорошая освещенность, вентиляция, влагостойкость отделки, безопасность оборудования, абсолютная чистота — это нормативные требования. Кроме них, при оформлении умывальной нужно учесть следующее. Дети не любят белый цвет, в интерьер умывальной комнаты для детей поэтому по возможности следует включать цветовые акценты. Это может быть контрастная окраска стены, нарядный ламбрекен, кафель с рисунком, яркие детали сантехнического оборудования или ярко окрашенные ячейки шкафа для полотенец. Однако увлекаться цветистостью не надо. Подходящим будет тот колорит, который гармонирует с водой, создает ощущение воздуха, чистоты, свежести. Декоративное озеленение, чистые стекла зеркал, разноцветные мелочи личной гигиены в сочетании с белизной кафеля и полотенец — вот что, пожалуй, может сделать интерьер этой комнаты привлекательным. 3алом в детских садах служит одно универсальное помещение, где дети получают музыкальную, ритмическую и физическую подготовку, где проходят праздничные утренники и собрания. При входе в зал сразу должно быть ясно, где его центральная стена: на ней обычно размещается праздничное убранство. Эта стена должна быть хорошо освещена и по возможности не иметь отвлекающих внимание деталей. По периметру свободных стен зала нужно установить карнизы, а над центральной — «колосник» из 2—3 карнизов для подвеса более сложных декораций. Всегда украшают зал цветы, зелень. Физкультурное оборудование следует располагать на стене, противоположной центральной. Иногда это оборудование убирается во встроенный шкаф, где можно хранить также музыкальные пособия, аппаратуру ТСО. Важным условием цветового решения зала является своеобразие, неповторимость его окраски по сравнению с другими помещениями детского сада. Учитывая колорит праздничного оформления, здесь не следует вводить много красного цвета. В зале возможны и желательны композиции, выполненные средствами монументально-декоративного искусства. Это может быть мозаика, керамические рельефы, композиции из цветного и черного металла в сочетании с фактурно обработанной древесиной, гобелен или другие изделия ковроткачества. Эти композиции лучше располагать на боковых стенах. Кабинет заведующего решается как интерьер общественного учреждения, но в то же время и как персональное помещение, намного индивидуальнее остальных. Стиль его оформления — строгий, благородный. Мебель (светлая или темная, полированная или матовая) подбирается так, чтобы не перегружать комнату: письменный стол, шкаф, стулья для посетителей. Шторы могут быть с элементами ручной вышивки, ажурно-плетеные, расписные. Атмосферу делового комфорта дополняют палас, цветы на столе и вьющиеся растения на стенах.
Эстетика внешнего вида методического кабинета определяется грамотным размещением дидактического и вспомогательного оборудования для успешного осуществления педагогического процесса. Но эта рабочая комната не лишена и уюта. Колорит кабинета определяет цвет дерева стеллажей, шкафов, стола и стульев. Обивка стульев, занавеси, яркий дидактический материал в остекленных шкафах нарядно дополняют строгий стиль интерьера. Свежие газеты, журналы, методическую литературу можно положить в уголке отдыха. Здесь же цветы в вазе, вышитая плетеная салфетка. Воспитанникам детского сада довольно часто приходится бывать в медицинском кабинете (во время осмотра, при проведении прививок и т. п.). Обычно, входя в кабинет, дети уже боятся белых «лечебных» тонов, холодно поблескивающих инструментов и лекарств в остекленных, окантованных металлом медицинских шкафах. Поэтому интерьер медицинского кабинета следует решать радостнее, уютнее, соблюдая, естественно, все требования медицинской эстетики. Почему бы, скажем, не выделить цветом входную дверь (оргстекло, витраж)? Колорит кабинета (серебристые, сиреневые, золотистые, голубые тона) хорошо дополнит цветная мозаика или керамический рельеф, смешной и близкий детям по тематике. Нарядный ламбрекен, оригинальные, яркие, но хорошо поддающиеся санобработке игрушки — все это поможет сиять напряжение у ребенка и лучше выполнить задачи по охране его здоровья. Детский сад начинается с вестибюля. Небольшие помещения окрашиваются теплыми, насыщенными цветами и хорошо освещаются, что усиливает их «цветистость». Просторные вестибюли окрашиваются спокойнее, но тоже декоративно. Здесь ребенка, впервые перешагнувшего порог детского сада, что-то должно удивить, обрадовать. Это могут быть композиции монументально-декоративного искусства, выставки детских работ, поделки из местного природного материала. Надо предусмотреть место для родителей, где они знакомятся с литературой, работами детей, их жизнью в детском саду. Особое внимание следует обратить на оформление стен при входе с улицы. Коридор соединяет все помещения на этаже. В коридоре запрещено размещать декоративные предметы и предметы обстановки, затрудняющие движение детей и взрослых. Окраску коридора производят по высоте окон или дверей, или до потолка. При ярком настиле цвет продольных стен смягчают, а торцовых усиливают. Красива декоративная окраска коридора по секциям, с учетом температурного режима смежных помещений. Так, секцию, прилегающую к входному тамбуру, окрашивают в теплый тон, а к кухне — в холодный. При сплошной однотонной окраске коридора можно выделить цветом двери или их филенки. Но всегда опрятно выглядят двери коридора с одинаковой фурнитурой (ручки, замки, указатели) и отделанные деревом или белой эмалью. Хорошо организует оформление коридора цвет, рисунок, фактура настила пола (паркет, пластик, палас). Торцовые стены, их цвет и декоративные композиции согласуют с цветом и плотностью настила. Лестница, как межэтажное коммуникативное помещение, не похожа ни на один из интерьеров детского сада. На лестнице исключаются посторонние предметы и настенные выступы на уровне идущего человека. Перила и ступени лестницы должны быть четко видны в любую погоду и время суток, поэтому они хорошо освещены и выделены сигнальными цветами. Идущий ребенок смотрит вниз, поэтому внешний вид лестничного марша очень важен. Не рекомендуется раскраска лестничного марша «под ковер»: лучше окрасить ступени марша в красивый серый цвет, а вертикальные плоскости ступеней и прилегающие к плинтусам части окрасить в еще более насыщенный темно-серый тон. Это зрительно облегчит лестничный марш, так как ступени как бы «повиснут» друг над другом, повысит ритмичность лестничного марша. Графическое цветовое решение площадок должно подчеркивать характер движения по лестнице с поворотами на площадках. Поэтому рисунок (плитка ПХВ, керамическая) должен быть статичен, композиционно уравновешен. Ограждение лестницы лучше окрашивать не в цвет стен, а контрастнее, не в разные тона, а в какой-нибудь один тон. Перила из дерева окрашиваются ярко для детей (красный, оранжевый, желтый, изумрудный, малиновый, голубой), а для взрослых отделываются лаком, но всегда контрастнее тона решетки ограждения. Ограждение должно быть одноярусным, высоким, ажурным. Оформление продольных стен лестницы — динамичное, сквозное, ажурное. Одно-два кашпо с вьющимся озеленением или два-три изразца уравновесят большие плоскости стен. Оформление торцовой стены статично: оно привлекает и подготавливает идущего к остановке на площадке. Изразцы из керамики, камня, металла, дерева выполняются фрагментарно. Могут быть съемные фризы, панно с детскими работами, фотоснимками, композициями из природного материала. Красиво в интерьере лестниц выглядит вьющееся над головами озеленение. Для этого параллельные нити укрепляются рядами на двух рейках, одна из которых крепится к перилам верхней площадки лестницы, а другая к нижнему или верхнему краю окна на торцовой стене. Вазоны с растениями прикрепляются к перилам верхней площадки (так их удобно поливать). Украсит лестницу и вертикальное озеленение на стойках из металла и дерева. Витраж в окне украсит лестницу, но при условии хорошей освещенности. На просторных лестницах возможны настенные росписи и другие монументально-декоративные композиции. Не только основные, но и все вспомогательные помещения детского сада (кухня, прачечная, санузел, кладовые,) должны отвечать современным эстетическим требованиям. Отделка пищеблока, прачечной предусмотрена нормативно. Дополняют белизну кафеля и хромированного металла освежающие тона — голубые, розовые, синие, сиреневые, изумрудные. Помещение, где обедает персонал, нужно оформить как уютную столовую. Ее украсят нарядные занавеси, цветы, эстампы. Раздаточное окно следует облицевать или ярко окрасить.
"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.