Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Вопросы и проблемы >>

КОНТРОЛЬ ЗА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


Контроль за воспитательно-образовательной работой должен быть направлен на систематическое изучение состояния работы, выполнение программы воспитания в дошкольном учреждении и оказание своевременной помощи воспитателям в устранении недостатков. Знание фактического выполнения педагогами «Программы воспитания в детском саду» обеспечивает конкретность руководства, дает заведующей возможность критически оценивать уже выполненную работу.
Контролировать — это значит не просто устанавливать, что сделано и что не сделано, а, изучая педагогический процесс и методы работы воспитателя, направлять его работу, помогать ему совершенствовать педагогическое мастерство. Справедливая и доброжелательная оценка деятельности педагога помогает ему увидеть свои слабые и сильные стороны, учит критическому анализу своей работы. Контроль, в котором фиксируются только недочеты, не может помочь воспитателю добиться высоких результатов.
Для того чтобы контроль стал средством совершенствования воспитательно-образовательной работы, он должен осуществляться регулярно, систематически и охватывать деятельность всех педагогов.
В современной практике широкое распространение получили следующие виды контроля: тематический, фронтальный, предупредительный.
Тематический контроль проводится с целью всестороннего изучения уровня работы по определенной узкой теме, например с целью выяснения системы в работе дошкольного учреждения над одной из актуальных проблем, намеченных в годовом плане («Развитие логического мышления на занятиях по математике», «Воспитательно-образовательная работа с детьми на прогулке» и др.), или преемственности в методах работы двух воспитателей одной группы (в работе по трудовому воспитанию, по воспитанию детей в игре и др.).
Тематические проверки могут проводиться с целью контроля за выполнением законодательных и инструктивных документов, например рекомендаций Всероссийского совещания работников народного образования по эстетическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях или рекомендаций Министерства просвещения и Министерства здравоохранения по проведению летней оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях.
Фронтальный контроль проводится с целью изучения состояния воспитательно-образовательной работы по всем видам деятельности в одной возрастной группе.
Предупредительный контроль проводится для оказания своевременной помощи воспитателям по тем вопросам, которые особо затрудняют их в работе, в целях предупреждения ошибок. Например, накануне проведения экскурсии с детьми к водоему заведующий беседует с воспитателем о цели, содержании экскурсии, об организации детей, дает советы, как лучше провести, наблюдения, на что надо обратить особое внимание, как обеспечить охрану жизни детей.
Осуществляя, контроль за выполнением программы, заведующий наблюдает педагогический процесс, изучает документацию, беседует с детьми, анализирует детские работы и др.
Ценность наблюдений заключается в том, что они позволяют изучать состояние воспитания и обучения детей в процессе их непосредственной деятельности. При этом заведующий обращает внимание на то, как работает тот или иной педагог, насколько эффективны применяемые им методические приемы. Руководителю важно не просто видеть внешние факты, но и вникать в суть наблюдаемого,— только тогда он сможет дать объективную оценку работы воспитателя.
Главная задача вослитания — обеспечить детям гармоническое развитие. Это обязывает заведующего держать под постоянным наблюдением все стороны педагогического процесса: игры, труд, обучение, прогулки, быт и т. п.
При наблюдении, руководителю необходимо обращать внимание на следующие моменты.
Взаимосвязь всех задач воспитания — физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического. Взаимосвязь воспитания и обучения. Наблюдая, как проходят занятия, заведующий отмечает не только правильность методов и приемов обучения, но и то, как на занятиях педагог осуществляет всестороннее воспитание детей: влияет ли он на их нравственные и эстетические чувства, побуждает ли к самостоятелыюй мыслительной деятельности, следит ли за осанкой детей и гигиеническими условиями в группе и т. п.
Причинную связь происходящих в группе событий. Например, заведующий видит, что дети возбуждены. Нужно ли это объяснять тем, что воспитатель не владеет группой? Может быть, есть другие причины — дети перенасыщены впечатлениями, переутомлены занятиями, излишней физической нагрузкой в связи с нарушением гигиенических или педагогических условий (непроветренное помещение, недостаточное количество игрушек или неправильное их расположение и др.)?
Чтобы успешно провести наблюдение и правильно оценить деятельность воспитателя, необходимо заранее определить цель посещения группы и круг тех вопросов, яна которые следует обратить внимание. Перед посещением заведующий составляет вопросник.
Например, наметив проверку организации самостоятельной деятельности детей в старшей группе, заведующий определяет, что необходимо выяснить следующие моменты:
создание условий для самостоятельной деятельности детей (как расположены игрушки и пособия, как педагог побуждает детей к деятельности, все ли дети заняты и какой деятельностью, как они организуются и относятся друг к другу);
роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей (как он влияет на отношения детей в процессе их деятельности, не подавляет ли инициативу и самостоятельность, умеет ли распределять свое внимание между занимающимися и играющими детьми;
эмоционально-психологическая обстановка в группе (как дети разговаривают друг с другом, заинтересованы ли выбранной деятельностью; возникают ли в группе конфликты,— если да, то по каким причинам, как воспитатель выводит детей из конфликтных ситуаций);
осуществляет ли воспитатель индивидуальный подход к детям при руководстве их самостоятельной деятельностью;
каковы применяемые им методы и приемы, их эффективность и обоснованность.
Следует помнить, что вопросник не должен ограничивать круг наблюдений. Вопросник — это лишь своеобразная канва, помогающая правильно распределить внимание, но он не может охватить весь педагогический процесс, в котором все органично связано, взаимозависимо.
Каждый приход заведующего в группу должен быть логическим продолжением предшествующих наблюдений. Только при определенной системе в наблюдениях можно судить о работе воспитателя, делать выводы о реализации той или иной задачи воспитания и обучения детей.
Так, например, о формировании двигательных навыков детей нельзя судить лишь по результатам наблюдаемого физкультурного занятия. Необходимо изучить также, как дети двигаются на утренней гимнастике, во время прогулки и т. д. Только это позволит сделать вывод о наличии у детей необходимых навыков, о качестве выполнения программы по развитию движений, о двигательной активности детей.
Проведению контроля в определенной системе и последовательности способствует предварительное его планирование. На месяц обычно планируется 8 тематических посещений и 3—4 посещения с целью контроля за педагогическим процессом в течение целого дня. Это позволяет определить и оценить уровень развития всех детей, их взаимоотношения между собой, организованность, умение занять себя, переключиться с одной деятельности на другую и т. д., а также оценить подготовку воспитателя к рабочему дню и его педагогическое мастерство.
Чтобы охватить все вопросы, целесообразно составлять график проверок на месяц или на квартал, в котором отмечать, в каких группах и с какой целью будут проводиться наблюдения педагогического процесса.
О чем должен помнить заведующий, приходя в группу?
Труд воспитателя сложен: он связан с умственным, эмоциональным и нервным напряжением. Это обязывает руководителя стремиться к созданию атмосферы доброжелательности, чтобы и дети и воспитатель чувствовали себя непринужденно. Педагогический такт — непременное качество руководителя, которое помогает установить контакт с воспитателем и детьми.
Присутствие заведующего не должно отрицательно влиять на качество работы и настроение воспитателя, нарушать обычное течение жизни детей в группе. Не следует вмешиваться в ход педагогического процесса. Замечания руководитель делает лишь в самых исключительных случаях, проявляя при этом такт и педагогическую гибкость.
Обычно руководитель предупреждает воспитателя о своем посещении группы. Для наблюдения следует выбрать такое место, чтобы видеть детей и не мешать работать воспитателю. В ходе наблюдений необходимо вести записи. Это не будет смущать воспитателя, если он видит в заведующем своего помощника, заинтересованного в улучшении качества работы, если он верит в его доброжелательность. Результаты наблюдений, как правило, обсуждаются с воспитателями.
Как проводить беседы по результатам проверки? Анализ с воспитателями результатов увиденного следует рассматривать как школу повышения квалификации. Систематическое наблюдение за воспитанием и обучением детей, сопровождаемое обоснованным анализом на уровне современных требований педагогической науки, позволяет своевременно обнаруживать упущения в работе и исправлять их, предупреждать появление возможных ошибок. И главное, оно учит воспитателя умению анализировать собственную деятельность.
Глубокий и всесторонний анализ позволяет каждому воспитателю как бы со стороны взглянуть на свою работу, продумать и оценить ее с точки зрения педагогики и психологии, стимулирует творческий поиск в воспитательной работе.
Заведующий должен так построить беседу с воспитателем, чтобы в ней нашла отражение объективная оценка работы, были бы отмечены достижения за определенный отрезок времени, недостатки и пути их устранения.
Прежде чем провести такую беседу, необходимо подготовиться к ней: посмотреть программы по проверяемому вопросу; ознакомиться с планом работы воспитателя на данный день, а также с планом и учетом за более длительный отрезок времени; провести анализ детских работ, если вопрос связан с оценкой результатов детской деятельности; провести беседы с детьми, просмотреть записи, отобрать факты, дать им оценку, сформулировать выводы и предложения. Если в процессе анализа возникают сомнения, следует обратиться к методической литературе, уточнить правильность своих выводов.
Серьезная подготовка к беседе — залог объективности суждений о работе педагога.
Главное, что определяет успех беседы,— это наличие атмосферы доверия, искренности. Надо стараться не быть категоричным в своих оценках и суждениях,— только тогда руководитель поможет воспитателю самостоятельно прийти к нужным выводам.
Полезно проводить анализ одновременно с двумя воспитателями, а иногда приглашать и няню, так как единство требований к детям — необходимое условие правильного воспитания. Беседа проводится в тот же день, в конце рабочего дня.
Сначала целесообразно слово предоставить воспитателю, который получает возможность рассказать о том, чего он хотел достичь, что удалось выполнить, а что нет и по каким причинам. Такое начало подчеркивает уважение руководителя к мнению воспитателя.
Прежде чем указать воспитателю на недостатки, следует спросить его, почему он поступил так, а не иначе, почему использовал те или иные приемы. Очень важно, чтобы в процессе беседы воспитатель пришел к правильному выводу самостоятельно.
Затем заведующий или воспитатель-методист проводит обоснованный анализ, отмечает, как выполнены их предыдущие рекомендации. Анализируя работу воспитателя, следует также говорить о деятельности детей, их реакции на указания воспитателя. Нужно обязательно отметить эффективные методы воспитания и обучения, с помощью которых педагог достиг положительных результатов. Важно отметить крупицы положительного, так как это помогает воспитателю более спокойно воспринимать критику. Затем руководитель указывает на недостатки в работе воспитателя, анализирует их причины, рекомендует пути их устранения, намечает пути закрепления положительного.
В беседах необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитателя, профессиональную подготовку и опыт.
Огромное значение для улучшения работы воспитателя имеют правильно поставленные перед ним задачи, конкретные предложения, например: познакомиться с опытом работы воспитателя параллельной группы, прочитать методическую литературу и т. д. Все подобные предложения (с указанием сроков выполнения) воспитатель вносит в тетрадь, в которой он делает записи на педагогических советах.
Заведующий оказывает помощь и осуществляет контроль за планированием и учетом воспитательно-образовательной работы с детьми. Практика показала, что проверку календарных планов лучше проводить за длительный срок. Это поможет установить последовательность и системность в прохождении программы, например выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой в средней и старшей группах за первый квартал или анализ плана -и учета младшей группы за второй квартал. По результатам анализа заведующий также проводит беседу.
Важно фиксировать результаты не только наблюдений педагогического процесса, но и анализа документации, детских работ. Наличие записей о результатах контроля дает руководителям богатейший материал для бесед с воспитателями, для анализа деятельности педагогического коллектива и выработки правильных и эффективных мер по оказанию помощи каждому воспитателю.
Осуществление целенаправленного контроля заведующий должен сочетать с ежедневным обходом дошкольного учреждения — с него начинать свой рабочий день. Цель ежедневного обхода — проверить создание гигиенических и педагогических условий в группе, настроение детского коллектива, подготовку воспитателей к рабочему дню.
Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.


"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.
OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +