ЗАВИСИМОСТЬ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ ОТ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ
Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они со вниманием наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу. Например, Света, расставаясь с мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: «Ты меня любишь?» Получив ответ, идет в группу. Она подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково поглаживает ее по голове, улыбается, проявляет внимание, и девочка чувствует себя счастливой. Она неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям.
Поведение Светы показывает, что она испытывает потребность в общении со взрослым, в получении от него ласки, внимания. И эта ее потребность удовлетворяется воспитателем, Света находит в нем доброго, близкого человека. Ту же группу недавно начал посещать Костя. Он тоже легко вступает в контакт с воспитателем, просит, чтобы тот помог ему в игре, поиграл с ним. Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему. Лишь в первые дни в их поведении заметна некоторая растерянность, беспокойство. Двухлетняя Наташа, которую впервые привели в детский сад, никак не хочет оставаться в группе без мамы. Как только мама пытается уйти, девочка бросается к двери, громко плачет, зовет ее. Воспитатель предлагает маме остаться в группе, и Наташа успокаивается. Она долго не отходит от мамы, прижимается к ней, заглядывает в глаза. Наконец, чувствуя, что мама не собирается уходить, начинает обращать внимание на окружающее. После длительного наблюдения Наташа тянет маму к шкафу с игрушками, рассматривает красивых кукол и, наконец, решает сама взять одну из них. В близком человеке она видит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться с окружающим. Как видим, дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу. Можно выделить (примерно) три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении. (В соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации.) Первая группа — это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Вторая - это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем. Наконец, третья группа — дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми. Например, двухлетний Саша с первых дней самостоятельно выбирал игрушки, менял их, рассматривал каждую, как бы знакомясь с ней. Когда ему хотелось что-то узнать, он подходил к воспитателю. Настроение у него было бодрое, радостное и не зависело от присутствия взрослого. Саша оставался спокоен и тогда, когда воспитатель ненадолго отлучался из группы. Следовательно, у мальчика уже хорошо сформирована была потребность в самостоятельных действиях. Сережа — единственный ребенок в семье. До поступления в детский сад он постоянно находился с мамой или с бабушкой, к бабушке особенно привязан. Утром, когда она приводит его в детский сад, с трудом расстается с ней, весь день ожидает ее прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Сережа не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день. Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: «Хочу домой! Где моя мама?», отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть — и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними взрослыми и детьми. При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми). Они глубоко переживают расставание с близкими, так как опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка в детском саду. Беспокойство, плаксивость сохраняются в поведении их довольно долго. Сформированный в замкнутых условиях семьи навык общения приводит к тому, что ребенок затрудняется переносить имеющийся у него опыт совместных действий со взрослыми в новые условия, и это усугубляет его растерянность. Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Он вполне заменяет им близких членов семьи, от него они узнают, как действовать в том или ином случае, с тем или иным предметом. Например, двухлетний Вова до поступления в детский сад часто выходил на прогулку с маминой подругой, оставался дома с приезжавшими погостить родственниками и знакомыми. Он спокойно идет в группу, садится на стульчик около воспитателя и пристально на него смотрит. Воспитатель показывает мальчику, как нанизывать кольца, и дает ему пирамидку. Затем Вова вместе с воспитателем повторяет каждое действие (рис. 5—6). Но вот воспитатель отходит от него, чтобы заняться другими детьми. Вова хмурится, однако встает, осторожно обходит детей и подходит опять к воспитателю, старается привлечь к себе внимание. Воспитатель проявляет знаки внимания к нему, улыбается и подзывает к себе. Он дает машину и предлагает повозить по группе.
Пока воспитатель рядом, Вова спокоен. Но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя, могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких. Аркаша принес в группу машину, и воспитатель предложил ему разрешить поиграть ею и другим детям. Однако Аркаша не был к этому подготовлен и отказался выполнить указание. Воспитатель настоял на своем, считая, что тем самым учит ребенка делиться игрушками со сверстниками. Эта ситуация вызвала у ребенка недоверие к воспитателю, он заплакал и стал проситься домой. У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым. Например, Женя дома оставался со старшей сестренкой и соседями. В первые дни в группе почти не плакал, постоянно наблюдал за воспитателем и детьми, подражал их действиям. Общение с воспитателем сложилось положительно: Женя постоянно чувствовал его доброжелательность и внимание, получал необходимые сведения об окружающем. Активность его в самостоятельных действиях росла, и через несколько дней он играл уже с ребятами, обращаясь к воспитателю лишь в отдельных случаях.
Н.Д.Ватутина, "Ребенок поступает в детский сад", М., 1983. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.