Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

И это сильный пол? Остроумные и смешные высказывания знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Обучение в детском саду >>

Развитие логической памяти дошкольников


Житникова Л. М. "Учите детей запоминать"
Пособие для воспитателя детского сада.
Изд-во Просвещение, М., 1985 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Как обучать детей способам логического запоминания, развивать логическую память, рассмотрим на примере формирования у них такого важного способа, как классификация.

Классификация — один из способов логического запоминания

Представим себе, что ребенку нужно запомнить определенное количество лежащих перед ним картинок. При взгляде на них он обнаружит, что в предложенном материале есть группы однородных картинок, на которых изображены предметы, имеющие общие признаки. Например, он увидит, что здесь есть картинки с изображением мебели, посуды, цветов, видов транспорта и т. д.
При запоминании знакомого и сравнительно небольшого по объему материала ребенок в состоянии быстро назвать все имеющиеся в данном случае группы картинок. При большем объеме материала такой процесс группировки будет осуществляться медленнее: найдя несколько групп и продолжая рассматривать картинки, он вдруг обнаружит еще ту или иную группу и отметит: «Здесь есть еще обувь». Затем уточняет состав каждой группы: ищет все картинки, относящиеся к мебели или посуде.
Процесс окончательного комплектования картинок может происходить после того, как будут названы все имеющиеся группы, или несколько иначе. Определив в материале одну группу, например мебель, ребенок ищет все картинки, относящиеся к ней. Затем отыскивает картинки, входящие в группу посуды, и т. д. Важно то, что с самого начала происходит объединение однородных предметов и называние групп, что в любом случае ребенок отталкивается от найденного им общего названия. Комплектуя группу, он постоянно имеет в виду это обобщенное название.
Удержать в памяти названия, предположим, четы-рех-пяти групп значительно легче, чем запомнить 20 не связанных между собой картинок. Таким образом, названия групп служат как бы опорным пунктом, на который ребенок опирается в своей мнемической деятельности.
Иногда, образуя группы однородных картинок, дети отделяют их друг от друга пространственно: в одну сторону откладывают картинки, на которых нарисована мебель, в другую — картинки с изображением посуды и т. д. Однако практическое раскладывание здесь не предшествует группировке в уме, а завершает ее. И это очень важно. Ведь далеко не со всякими объектами можно действовать практически. Гораздо чаще приходится запоминать материал, по отношению к которому можно осуществлять только умственную деятельность.
Итак, классификация — это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове — названии группы — общих признаков. Классификация, следовательно, содержит в себе такие операции, как соотнесение, обобщение и обозначение.
Чтобы использовать классификацию в целях запоминания, дети должны овладеть сначала классификацией как познавательным действием. Познавательным называем такое действие, которое направлено на раскрытие, познание в материале определенных связей и отношений.
Специальные занятия, различные беседы, дидактические игры способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивают усвоение детьми обобщенных названий. И тем не менее уровень овладения классификацией как познавательным действием оказывается недостаточным для использования ее в целях запоминания.
В процессе обучения классификации дети овладевают преимущественно лишь операцией отнесения единичного к заданному общему, у них недостаточно развивается операция самостоятельного обобщения. Так, в беседах о мебели, посуде, одежде и т. п. дети перечисляют конкретные предметы, относящиеся к названной педагогом группе. Таким же образом проводятся беседы типа «Что мы возьмем с собой на дачу?». Детям шестилетнего возраста предлагается сначала вспомнить мебель, которую надо взять на дачу, затем посуду, игрушки и т. д.
По такому же принципу строятся игры на классификацию: дидактическая игра «Все по местам», различные настольные игры типа лото. Так, в лото «Растет, цветет и зреет...» на каждой обобщающей картинке есть все те изображения, которые даны на маленьких карточках.
Здесь по существу от ребенка требуется только простое сличение, лишь в несколько более усложненной форме.
Более сложным умениям обучаются дети в процессе игры в лото «Детский сад» Е. И. Тихеевой, «Домашние и дикие животные» (автор Е. Б. Геннингс) и др. Здесь к предложенным большим таблицам или картам, изображающим лес, огород, животноводческую ферму, птичий двор и т. д., дети должны подобрать соответствующие маленькие карточки с нарисованными на них домашними птицами, насекомыми и пр.
В процессе подобных игр и бесед детям задается план классификации: им сообщаются обобщающие слова или предлагаются обобщающие картинки. Задача детей заключается в том, чтобы найти предметы (их изображения) и слова, их обозначающие, которые входят в указанную группу, относятся к ней. Конечно, в результате таких действий происходит образование группы однородных предметов, но дети при этом самостоятельно не выделяют тех общих признаков, по которым производится обобщение. Когда же мы говорим о необходимости обучения детей операции обобщения, то имеем в виду упражнение их в объединении предметов на основании самостоятельно найденных ими общих признаков.
Вслед за обучением детей операции отнесения очень важно развивать у них умение осуществлять классификацию с самостоятельным обобщением в пределах, конечно, имеющихся у детей знаний. Развитию такого рода умений способствуют, например, «Игра с картинками на классификацию с лишним (штрафным) изображением» (Е. И. Радина), игра «Одним словом», которая, однако, рекомендуется Ф. Н. Блехер лишь для учащихся I класса.
При этом существенно, чтобы дети научились производить обобщение не только практически, раскладывая картинки по группам, но и в уме, в форме внутреннего умственного действия. Возможно ли это?

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +