Житникова Л. М. "Учите детей запоминать"
Пособие для воспитателя детского сада.
Изд-во Просвещение, М., 1985 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
Как обучать детей способам логического запоминания, развивать логическую память, рассмотрим на примере формирования у них такого важного способа, как классификация.
Классификация — один из способов логического запоминания
Представим себе, что ребенку нужно запомнить определенное количество лежащих перед ним картинок. При взгляде на них он обнаружит, что в предложенном материале есть группы однородных картинок, на которых изображены предметы, имеющие общие признаки. Например, он увидит, что здесь есть картинки с изображением мебели, посуды, цветов, видов транспорта и т. д.
При запоминании знакомого и сравнительно небольшого по объему материала ребенок в состоянии быстро назвать все имеющиеся в данном случае группы картинок. При большем объеме материала такой процесс группировки будет осуществляться медленнее: найдя несколько групп и продолжая рассматривать картинки, он вдруг обнаружит еще ту или иную группу и отметит: «Здесь есть еще обувь». Затем уточняет состав каждой группы: ищет все картинки, относящиеся к мебели или посуде.
Процесс окончательного комплектования картинок может происходить после того, как будут названы все имеющиеся группы, или несколько иначе. Определив в материале одну группу, например мебель, ребенок ищет все картинки, относящиеся к ней. Затем отыскивает картинки, входящие в группу посуды, и т. д. Важно то, что с самого начала происходит объединение однородных предметов и называние групп, что в любом случае ребенок отталкивается от найденного им общего названия. Комплектуя группу, он постоянно имеет в виду это обобщенное название.
Удержать в памяти названия, предположим, четы-рех-пяти групп значительно легче, чем запомнить 20 не связанных между собой картинок. Таким образом, названия групп служат как бы опорным пунктом, на который ребенок опирается в своей мнемической деятельности.
Иногда, образуя группы однородных картинок, дети отделяют их друг от друга пространственно: в одну сторону откладывают картинки, на которых нарисована мебель, в другую — картинки с изображением посуды и т. д. Однако практическое раскладывание здесь не предшествует группировке в уме, а завершает ее. И это очень важно. Ведь далеко не со всякими объектами можно действовать практически. Гораздо чаще приходится запоминать материал, по отношению к которому можно осуществлять только умственную деятельность.
Итак, классификация — это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове — названии группы — общих признаков. Классификация, следовательно, содержит в себе такие операции, как соотнесение, обобщение и обозначение.
Чтобы использовать классификацию в целях запоминания, дети должны овладеть сначала классификацией как познавательным действием. Познавательным называем такое действие, которое направлено на раскрытие, познание в материале определенных связей и отношений.
Специальные занятия, различные беседы, дидактические игры способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивают усвоение детьми обобщенных названий. И тем не менее уровень овладения классификацией как познавательным действием оказывается недостаточным для использования ее в целях запоминания.
В процессе обучения классификации дети овладевают преимущественно лишь операцией отнесения единичного к заданному общему, у них недостаточно развивается операция самостоятельного обобщения. Так, в беседах о мебели, посуде, одежде и т. п. дети перечисляют конкретные предметы, относящиеся к названной педагогом группе. Таким же образом проводятся беседы типа «Что мы возьмем с собой на дачу?». Детям шестилетнего возраста предлагается сначала вспомнить мебель, которую надо взять на дачу, затем посуду, игрушки и т. д.
По такому же принципу строятся игры на классификацию: дидактическая игра «Все по местам», различные настольные игры типа лото. Так, в лото «Растет, цветет и зреет...» на каждой обобщающей картинке есть все те изображения, которые даны на маленьких карточках.
Здесь по существу от ребенка требуется только простое сличение, лишь в несколько более усложненной форме.
Более сложным умениям обучаются дети в процессе игры в лото «Детский сад» Е. И. Тихеевой, «Домашние и дикие животные» (автор Е. Б. Геннингс) и др. Здесь к предложенным большим таблицам или картам, изображающим лес, огород, животноводческую ферму, птичий двор и т. д., дети должны подобрать соответствующие маленькие карточки с нарисованными на них домашними птицами, насекомыми и пр.
В процессе подобных игр и бесед детям задается план классификации: им сообщаются обобщающие слова или предлагаются обобщающие картинки. Задача детей заключается в том, чтобы найти предметы (их изображения) и слова, их обозначающие, которые входят в указанную группу, относятся к ней. Конечно, в результате таких действий происходит образование группы однородных предметов, но дети при этом самостоятельно не выделяют тех общих признаков, по которым производится обобщение. Когда же мы говорим о необходимости обучения детей операции обобщения, то имеем в виду упражнение их в объединении предметов на основании самостоятельно найденных ими общих признаков.
Вслед за обучением детей операции отнесения очень важно развивать у них умение осуществлять классификацию с самостоятельным обобщением в пределах, конечно, имеющихся у детей знаний. Развитию такого рода умений способствуют, например, «Игра с картинками на классификацию с лишним (штрафным) изображением» (Е. И. Радина), игра «Одним словом», которая, однако, рекомендуется Ф. Н. Блехер лишь для учащихся I класса. При этом существенно, чтобы дети научились производить обобщение не только практически, раскладывая картинки по группам, но и в уме, в форме внутреннего умственного действия. Возможно ли это?
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.