Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

И это сильный пол? Остроумные и смешные высказывания знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Обучение в детском саду >>

Рассказывание на темы из личного опыта в подготовительной к школе группе


Источник: Э. П. Короткова, "Обучение рассказыванию в детском саду", М., 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru

В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детеи в рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретенные навыки, педагог повышает требования к рассказам, добивается проявления детьми большей активности и самостоятельности.
Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них передается значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает.
Тематика рассказов из опыта отражает разнообразные наблюдения детей, их игры, прогулки, участие в доступных, интересных трудовых делах, жизнь в коллективе сверстников и т. д. Детям шести-семи лет могут быть предложены следующие темы: «Как мы отдыхали летом», «Мои любимые цветы», «Наши новые игрушки», «Интересная прогулка», «Наш парк летом и осенью», «Как мы заботимся о малышах», «Хороший поступок твоего товарища», «Как мы веселились у новогодней елки», «Про нашу белочку», «Мы побывали в зоопарке», «О нашем аквариуме», «О поездке за город», «О наших постройках из строительного материала», «Как мы играем с мячом».
Рассмотрим методику проведения занятия по теме «Хороший поступок твоего товарища».
Ход занятия.
Чтобы вызвать у детей интерес к данной теме, педагог проводит краткую беседу, в ходе которой дошкольники припоминают факты из своей жизни, т. е. подготавливают нужный материал для будущего рассказа. Например, воспитатель обращается к группе: «Всегда радостно слышать, когда кому-нибудь из детей говорят: ты поступил хорошо. Вспомните, ребята, хорошие поступки своих товарищей. О каком хорошем поступке ты, Люда, вспомнила? А ты, Саша, о чем хочешь рассказать?» Отвечая на вопросы, дети скажут о добрых делах своих сверстников. Педагог поможет оценить поступки, увидеть в них проявления дружбы, смелости, правдивости, скромности, доброты.
Затем воспитатель знакомит группу с заданием — подробно рассказать о хорошем поступке товарища — и поясняет: «Хороший поступок твоего товарища» — так будет называться рассказ. В работе с подготовительной к школе группой, так же как и в других группах, широко распространенным методическим приемом является речевой образец. Он должен помочь детям отобрать факты из жизненного опыта, использовать образные выражения, дать эмоциональный настрой.
«О хорошем поступке, — говорит педагог, — хочется рассказать подробнее, интереснее. Послушайте мой рассказ о хорошем поступке Сережи. Недавно на прогулке Ира и Света играли с мячом. Они перебрасывали его друг другу и ловили. Но вот мяч полетел в сторону, упал на траву и закатился под елочку, под колючие зеленые ветки. Девочки подбежали к елке и остановились — боятся уколоться об иголки-хвоинки. Как достать мяч? Им на выручку поспешил Сережа. Он подошел к елке, нагнулся приподнял еловую ветку и достал мяч! И отдал его девочкам. Они Сереже спасибо сказали».
Воспитатель ведет повествование неторопливо, интонационно-выразительно, логическими ударениями и смысловыми паузами акцентируя части рассказа, отдельные предложения, слова.
Чтобы дети лучше вникли в речевой образец, педагог задает вопросы: «За что можно похвалить Сережу? Что в рассказе хотелось бы послушать еще раз и почему?» — и повторяет выделенные ребятами моменты. Следующий вопрос: «А как вы сами постараетесь рассказать о хорошем поступке?» — сосредоточивает внимание детей на качестве их будущих рассказов. Дети говорят, что будут стараться рассказывать подробно, интересно, понятно, громко, не торопясь. Затем педагог советует получше обдумать рассказы и после небольшой паузы вызывает кого-либо из детей, предлагая всей группе внимательно выслушать выступление, а потом обсудить его и оценить. За время занятия успевают выступить пять-шесть человек.
Рассмотрим методику проведения еще одного занятия по теме «Как мы заботимся о малышах».
Рассказы о малышах, о добром и заботливом отношении к ним способствуют углублению у каждого ребенка гуманистических чувств, стремлений.
Ход занятия.
Занятие целесообразно начать с краткой беседы, которая подготовит детей к восприятию темы, к активной деятельности.
Обратившись к группе, педагог говорит, что каждый из ребят без ошибки скажет, сколько ему исполнилось лет (по его просьбе двое-трое детей называют свой возраст). «А знаете ли вы, — продолжает воспитатель, — сколько лет Юре из младшей группы? А Кате? И Юре и Кате недавно исполнилось три года. Они — малыши. У многих из вас есть младшие сестры и братья. У Сережи — сестра Люба. Ей исполнилось два года. У Нины — четырехлетний братишка Славик. Как вы заботитесь о малышах, что для них делаете, чем их радуете? Сегодня на занятии вы и расскажите об этом». Затем педагог дает указание: «К рассказыванию надо подготовиться — каждый должен вспомнить случай, когда он чем-то помог малышу, позаботился о нем. О чем ты, Вера, будешь рассказывать? Какой случай ты, Ира, припомнила? В рассказах надо постараться говорить о малышах ласково», — советует воспитатель и приводит слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ребятишки, малышок), указывает на ласкательную форму имен (Надя — Наденька, Надюша; Сережа — Сереженька). В конце беседы педагог с помощью вопросов выясняет, как дети усвоили данную тему, и после этого предлагает обдумать рассказы от начала до конца.
Руководя процессом рассказывания, воспитатель обращает внимание на содержание изложения, на последовательность описания, на правильность речи рассказчика и т. д. Когда дети затрудняются передать словами задуманное, он, не нарушая хода их мыслей, подсказывает нужное слово или выражение; если допущены грамматические или орфоэпические ошибки, речевым примером показывает, в какой грамматической форме употребляется слово и как правильно произнести его.
Очень часто дети затрудняются начать рассказ. В этом случае педагог одним-двумя вопросами выясняет, о чем ребенок хочет говорить, а затем предлагает свой вариант. Например: «Ты, Вова, мог бы рассказ начать так: «Мою сестренку зовут Лена. Ей три с половиной года. Сегодня я помог Леночке надеть ботинки». Дети, следуя речевому образцу, продолжают раскрывать тему. В подготовительной к школе группе предлагаются следующие темы для описательных рассказов о природе: «Наш парк летом и осенью», «Цветы на нашей клумбе», «Наша речка».
Рассмотрим методику применения на занятиях некоторых приемов обучения рассказыванию на темы из личного опыта.
В этой группе педагог продолжает учить детей рассказывать по готовому плану. Вначале он сообщает тему рассказа, а затем знакомит с основными пунктами плана, смысловыми паузами и интонацией отделяя один вопрос от другого, подчеркивая во фразах опорные слова. Например, на занятии по теме «Наш сад» воспитатель говорит: «Вначале надо рассказать о деревьях и кустарниках нашего участка; потом — в середине рассказа — подробно рассказать о нашей клумбе и о газонах на участке; в конце — о площадках для игр и забав».
После того как план будет изложен, следует предложить одному-двум детям повторить его (педагог говорит доходчиво, не употребляя термина «план рассказа»). Если объем материала для рассказа достаточно большой и связан с общегрупповыми наблюдениями, целесообразно организовать коллективное рассказывание по намеченному плану. И тогда дошкольники составляют описание по частям в соответствии с вопросами плана.
В начале занятия воспитатель дает указание о характере коллективной работы, например, в такой форме: «Рассказ о нашем участке начнет Витя, он будет говорить о деревьях и кустах. Другие ребята продолжат и закончат рассказ».
Коллективное рассказывание объединяет детей выполнением общего задания, повышает их внимание и сосредоточенность, обогащает новыми ценными формами речевой деятельности. Педагог также может применить на занятии прием совместных действий, который позволит ему включиться в рассказывание, чтобы дать пример изложения. Этот прием особенно эффективен в том случае, если дети рассказывают с затруднениями, малоинтересно.
Коллективный рассказ на тему «Наша поездка в зоопарк» может быть составлен детьми и воспитателем совместно.
Во вступительной краткой беседе педагог с помощью вопросов оживляет впечатления от недавней автобусной экскурсии в зоопарк, сообщает о теме рассказа, выясняет, какие звери ребятам больше всего запомнились. Затем воспитатель намечает план детских выступлений («Вы расскажете о слоне, о верблюдах о львице со львятами, о тиграх, много интересного вы расскажете о медведях, бурых и белых, о трех забавных медвежатах») и сам начинает рассказ об экскурсии (дети должны по намеченному плану продолжить и закончить его): «Это было совсем недавно. К детскому саду подъехал автобус. Мы сели в автобус и поехали в зоопарк. До зоопарка автобус довез нас быстро. В зоопарке мы увидели много зверей. Мы долго смотрели на обезьянок.
Непоседливые веселые обезьянки то раскачивались на качелях, то повисали на перекладине. В зоопарке мы видели слона», — заканчивает изложение педагог и обращается к детям: «Про слона расскажет Юра (Вадик, Марина). Мы слушаем тебя».
Один за другим ребята выступают с короткими описаниями, из которых постепенно складывается большой, коллективно составленный рассказ на заданную тему.
Во второй половине учебного года воспитатель может привлекать детей к совместному продумыванию плана (сам он заранее при подготовке к занятию полностью намечает и разрабатывает план). Это повышает активность и самостоятельность дошкольников. Например, воспитатель намечает провести занятие по теме «Как мы веселились у новогодней елки». Предварительно он беседует с ребятами о новогоднем празднике, о новогоднем веселье. «Вспомните, дети, нашу елку в новогоднем наряде, — говорит педагог. — Елка была красивая, празднично блестела. А что еще вы скажете о ней?» Следующий вопрос помогает активизировать яркие слуховые впечатления: «Что слышалось в зале, когда детвора с Дедом Морозом веселилась вокруг елки?» -«Смех, хлопки в ладоши, веселые голоса, песни, музыка», — живо припоминают дети.
Активизировав детскую память, нацелив детей на отбор точных и выразительных слов, воспитатель приступает к обсуждению содержания рассказа, последовательности изложения. Он заинтересовывает детей следующим заданием: «Обдумаем все вместе наш рассказ. С чего лучше его начать? С чего ты, Вера, начала бы рассказ? А ты, Шурик? Правильно, хорошо вначале рассказать о нашей новогодней елке, о том, как мы ее украсили. А дальше о чем ты, Коля, советуешь рассказать?» и т. д. Педагог одобряет лучшие варианты ответов.
Иногда ребенок, излагая событие, участником которого он был, переходит к рассказу о воображаемых действиях и говорит о них так, как будто они состоялись на самом деле. Рассказывание приобретает характер своеобразного фантазирования.
Важным моментом в методике проведения такого занятия является очень конкретное и доступное пониманию детей формулирование заданий, указаний, вопросов, подводящих к обдумыванию замыслов и передаче их в рассказах. Для активизации творческих замыслов целесообразно использовать в комплексе обучающих приемов рассказ педагога. Воздействуя на ребенка своим рассказом, воспитатель побуждает его обдумывать планируемые действия на совершенно конкретном материале, обогащает творческую мысль, усиливает желание высказываться о задуманном в коллективе и выслушать товарищей. Эффективность рассказа-образца зависит не только от его качества, но и от методики преподнесения его детям.
Педагог организует восприятие детьми рассказа с учетом творческих речевых заданий, которые им предстоит выполнить. Так, очень важно активизировать рассказывание детей об игровых замыслах. При этом полезно ориентировать рассказчиков на решение собственно языковых задач (например, на придумывание необходимых в игре названий и т.п.).
Приводим в качестве примера занятие с использованием рассказа «Лесные остановки».
Ход занятия.
В начале занятия педагог называет (по сюжетам) две-три детские игры, просит вспомнить, во что еще дети недавно с интересом играли, затем предлагает послушать рассказ об игре «Лесные остановки».
Миша и Юра играли в лесные остановки. На полу игрушечный лес устроили. По лесной просеке троллейбус бежит. А в троллейбусе пассажиры: козлик, медведь, ежик, белка и заяц.
Белочка спрыгнула на остановке «Ореховая», на «Медовой» слез мишка. До «Грибного перелеска» ежик доехал.
А заяц? На какой остановке ему сходить? - Поезжай, заяц, до остановки «Заячья капустка». А можешь спрыгнуть и на «Клеверной лужайке».
Миша и Юра все делали сами. Они и троллейбус в путь отправляли, и становки в лесу устроили. Только названия для остановок придумал Мишин папа. Зато объявляли их громко-громко, в два голоса — Миша и Юра. А ведь это, конечно, очень важно.
Закончив рассказ, воспитатель побуждает детей высказаться о том, за что Миша и Юра могли поблагодарить Мишиного папу (за то, что он помог придумать интересные названия для лесных остановок), чем заинтересовали детей эти названия, какие игрушки выбрали бы для игры они сами, какие названия придумали бы для новых остановок. Воспитатель предлагает детям обдумать, как они сами поиграли бы в игру, просит рассказать о ней. Так, использовав рассказ, педагог создает условия для продуктивного применения детьми метода аналогии в речевой практике.
В процессе обучения рассказыванию на темы из личного опыта следует упражнять детей в составлении писем.
Задача изложить содержательный материал в форме письма побуждает детей осознанно строить высказывания, преднамеренно добиваться точности и обстоятельности сообщений.
Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +