Под влиянием обучения у детей пяти-шести лет совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы но группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями. Восприятие дошкольников приобретает более целенаправленный характер. Интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее.
Для упражнений в описании можно использовать комплекты шерстяных вязаных вещей (варежки, перчатки, берет, шапочка, шарфик, свитер, кофта), наборы детской чайной и столовой посуды, предметы, необходимые для детского труда (лейки, ведерки, лопатки, совки, грабли), и др.
Приводим примеры нескольких игр-занятий, рекомендуемых для старшей группы.
Занятие по описанию предметов детской чайной посуды. Цель: учить детей связному описанию, указывать части или детали предмета, используя прилагательные; повышать внимание дошкольников к содержанию и форме речевого образца. Ход занятия. Воспитатель выставляет на стол все предметы и советует детям внимательно рассмотреть их, чтобы потом подробно и интересно описать. «А сейчас, — продолжает педагог, — я вам расскажу об этой чашке с блюдцем (ставит на поднос). На подносе стоит чашка с блюдцем. На чашке — несколько цветных полосок — широких и узких. Самая широкая полоса — верхняя. Она темно-синего цвета. Под темно-синей полосой — каймой - светло-желтая. Внизу на чашке белая и голубая полоски. Ручка у чашки белая. По краям блюдца — широкая темно-синяя кайма, такая же, как и на чашке. Донышко у блюдца белое».
Затем педагог предлагает детям воспроизвести рассказ-образец и только после этого переходит к описанию новых предметов: «Сейчас Аня возьмет чашку с блюдцем, поставит на поднос и расскажет о ней». Ребенок проявляет инициативу - сам выбирает объект и рассказывает о нем. Затем педагог просит другого ребенка рассказать об этой чашке еще раз. Два прослушанных описания сравниваются и оцениваются. В таком же порядке дети рассказывают о третьей чашке. В конце занятия, когда все предметы будут описаны в отдельности, педагог предлагает рассказать о всех трех чашках, стоящих на подносе.
К выполнению такого усложненного задания дети подготовлены всем ходом занятия. Они упражняются в обобщении высказываний, сделанных ранее в связи с описанием каждого объекта в отдельности.
Проанализируем структуру данного занятия.
Вначале детям была предоставлена возможность ознакомиться с объектами будущего рассказа. При этом педагог сразу разъяснил, что более внимательное изучение предмета поможет интереснее его описать. Так в доступной для дошкольников форме была установлена связь между наблюдением и речевой деятельностью. Дети целенаправленно подготавливались к выполнению речевого задания.
В первой части занятия большая роль отводилась речевому образцу. Воспитатель не только составил описательный рассказ, но и предложил детям сначала воспроизвести его, а затем по аналогии построить собственные высказывания. Такое задание вырабатывало у дошкольников умение сосредоточенно воспринимать образец, удерживать его в памяти и следовать ему в собственной речевой практике.
После того как дети поупражнялись в воспроизведении речевого образца и усвоили его в полном объеме, педагог предложил перейти к описанию других предметов.
Следует отметить, что каждый вызванный ребенок проявлял инициативу — сам выбирал объект для описания из представленных на занятии однородных объектов. Об одном и том же предмете говорили двое детей, что давало возможность сравнивать и оценивать высказывания.
В конце занятия воспитатель предложил описать всю группу предметов, т. е. составить рассказ обобщающего характера.
Занятия по составлению описаний на основе наблюдений могут сопровождаться чтением стихов и рассказов.
Под влиянием художественных произведений дети начинают рассказывать более эмоционально, уверенно оперируют доступными им образными средствами.
Например, в стихотворении Н. Саконской «Четыре цвета» детям очень нравятся поэтические сравнения ребятишек, одетых в зеленые, синие, желтые, красные рубашечки и платья, с травинкой, одуванчиком, васильком, рябинкой. После чтение этого стихотворения воспитатель предлагает всем внимательно посмотреть друг на друга и сказать, кто из них похож на зеленую травинку, кто на синий василек, кто на красную рябинку, а кто на одуванчик. Описывая одежду разного цвета, дети стараются говорить образно, используя услышанные поэтические сравнения. Например: «Лена, Сережа и Люда похожи на зеленую травку: у Лены — зеленое платье, у Сережи — зелененькая рубашка и носки, у Люды зеленая кофточка. На красную рябинку у нас похожа Марина. Она в красном платье. Сандалии и гольфы у нее тоже красные».
Игра-занятие «Встреча с новой куклой»
Цель: закреплять умение детей описывать игрушки, используя высказывания из трех-четырех предложений, употреблять при описании слова, обозначающие детенышей животных (в форме множественного числа).
Для игры необходимо подготовить набор игрушек: куклу, медвежат (белого и коричневого), двух зайчат (серого и белого), двух бельчат, лисят.
Ход игры-занятия.
«Дети, — обращается педагог к группе, — перед вами новая кукла. (Показывает.) Ее надо познакомить с игрушками: с медвежатами, зайчатами, лисятами, бельчатами. (Выставляет игрушки парами на столе.) Послушайте, как мы это сделаем. Я расскажу кукле о медвежатах: это игрушечные медвежата, один - белый, другой — коричневый. Шерстка у медвежат мягкая и густая. У них черные носы и черные глаза. Медвежата толстенькие и косолапые. Они умеют рычать: р-р-р».
После закрепления речевого образца воспитатель предлагает детям рассказать кукле о других игрушках. Вызванный ребенок подходит к столу, выбирает игрушки, ставит их перед куклой и дает их описание. Воспитатель помогает каждому ребенку найти точные и выразительные слова, употребить их в правильной грамматической форме.
Игра заканчивается обобщающим рассказом педагога о всех игрушках.
При повторном проведении занятия набор игрушек меняется. Интересным для детей будет и такой вариант игры, когда они смогут познакомить новую куклу с другими куклами.
Игра-занятие «Куклы пришли посмотреть передачу по телевизору»
Цель: углублять интерес детей к описанию игрушек, учить использовать при описании однокоренные слова, развивать чутье к словообразованию.
Ход игры-занятия.
Педагог выставляет на стол игрушечный телевизор, ставит перед ним три стульчика из набора кукольной мебели и обращается к детям: «Сейчас вы узнаете, кто придет смотреть передачу по телевизору». Затем усаживает кукол на стулья и предлагает дошкольникам ответить на следующие вопросы: «Сколько кукол сидит перед телевизором? Чем они отличаются друг от друга?» Воспитатель помогает детям использовать в своих высказываниях словосочетания большая кукла, кукла поменьше и маленькая кукла. Вслед за этим педагог рассказывает детям о большой кукле: «Большая кукла в голубом платье с синими кармашками, в белых носочках и синих туфельках, у нее на головке розовый бант». Опираясь на речевой образец, дошкольники описывают сначала куклу поменьше, а затем - маленькую. В заключение вместе с педагогом они составляют общий рассказ о трех куклах. В дидактической игре «Магазин игрушек» дети выполняют роли продавца и покупателей. Для этой игры могут быть подготовлены различные наборы игрушек: кукольная посуда, мебель, одежда, куклы, мячи, скакалки, сачки, обручи и др. Может быть представлен набор транспортных игрушек — самолеты, вертолеты, электровозы, пароходы, троллейбусы и т. д. В ходе игры покупатели описывают выбираемый предмет, а продавец по описанию вручает его.
При повторном проведении игру рекомендуется усложнить: открыть в магазине разные отделы и выставить в них комплектно подобранные игрушки. Количество участников игры увеличивается.
Таким образом, в старшей группе дети учатся описывать игрушки, предметы, проявляя все большую самостоятельность и активность.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.