Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Обучение в детском саду >>

Обучение грамоте


Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru

Вопросы обучения дошкольников грамоте стоят перед методистами дошкольного воспитания давно. Известные педагоги по дошкольному воспитанию Ю. И Фаусек, Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер и другие считали необходимым начинать обучение детей грамоте до поступления в школу.
А. И. Воскресенская в системе обучения дошкольников чтению, проверенной в широком опыте детских садов нашей страны, разработала как бы два варианта обучения дошкольников грамоте. Первый — обучение детей в детском саду чтению и письму на материале всего алфавита. Второй — обучение дошкольников грамоте при усвоении ими 11 букв, так называемая подготовка к обучению грамоте. Эта система обучения была закреплена в «Программе воспитания в детском саду» в 1962 г.
А. И. Воскресенская придает особое значение подготовительному этапу, включающему 21 занятие, в ходе которого дети должны научиться анализу собственной речи: делить свою речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги и звуки. Во время подготовительного периода дети должны также познакомиться с девятью звуками и буквами, их обозначающими (а, у, л, м, н, п, р, с, ш).
Основной задачей этого периода А. И. Воскресенская считает развитие фонематического слуха детей, знакомство со звуками и различение звуков в слогах и словах.
Как же происходит развитие фонематического слуха, какими средствами детей учат выделять звуки из слова?
Дети выделяют в словах отдельные звуки, не проводя последовательного звукового анализа. Как правило, они получают задание найти в слове названный воспитателем звук. После выделения этого звука детей сразу знакомят с соответствующей буквой.
А. И. Воскресенская использует разнообразный дидактический материал, закрепляя у детей умение услышать и выделить в слове отдельные звуки. По окончании подготовительного периода у детей должно быть сформировано умение выделять звуки в словах. Обращает на себя внимание небольшой объем работы, который выполняют дети на занятиях подготовительного периода: как правило, это выделение в слове первого звука и обозначение выделенного звука соответствующей буквой.
Обучение чтению А. И. Воскресенская делит на семь ступеней (78 занятий), в ходе которых дети выучиваются читать в пределах всего алфавита.
Обучение начинается с составления слогов и слов из букв разрезной азбуки и чтения их, т. е. программируется чтение детьми не новых, а ими же составленных и, следовательно, уже известных слов.
Прежде чем приступить к чтению любого слова, воспитатель проводит подробный и тщательный его анализ, обозначая каждый выделенный звук буквой.
После этого дети хором «читают» уже известное им слово. Таким образом они не воссоздают звуковую сторону речи по ее графическому обозначению, не читают, а просто запоминают, какое слово перед ними написано. Воспитатель сознательно ставит перед детьми цель запомнить написанные на доске слоги и слова.
Постепенно у детей увеличивается запас читаемых слогов и слов, на занятиях дети часто получают дидактический материал для самостоятельной работы, но главное остается неизменным: 1) каждый новый звук сначала задается педагогом, потом дети «ищут» его в разных словах и обозначают буквой. При этом новый звук, как правило, выделяется уже не из слова (как было на подготовительном этапе), а из слога, что, конечно, для детей много легче; 2) прежде, чем прочесть новое слово, дети проводят его слоговой, а затем слого-звуковой анализ и «печатают» слово; 3) каждое слово читается только по свежим следам анализа; 4) каждый новый слог заучивается детьми и заносится в таблицу слогов.
Мы видим, таким образом, что в основном на этих занятиях педагог опирается на детскую память, побуждая детей выучивать наизусть наборы слогов и простейших слов.
На V ступени обучения детей знакомят с буквой и и они впервые (на 52-м занятии!) начинают читать слоги с мягкими согласными. Обучение на этом этапе резко замедляется: ведь дети должны учиться читать каждую пройденную ранее согласную с гласной и. Дальше обучение идет по тому же пути заучивания слогов и слов. Дети знакомятся со всем остальным алфавитом и учатся читать по «Азбуке». Всего на обучение чтению планируется в год 99 занятий.
Мы видим, что методика, созданная для детей дошкольного возраста, по своим принципиальным положениям ничем не отличаются от школьной: детей не учат последовательному выделению звуков в слове, ограничиваясь выделением отдельных звуков; чтение долгое время идет только последам анализа — дети заранее знают, что они должны прочесть; обучение чтению слогов с мягкими согласными принципиально отличается от предшествующего обучения чтению твердых согласных.
Остановимся теперь коротко на втором варианте методики, разработанной А. И. Воскресенской и принятой в 1962 г. для обучения грамоте в детских садах РСФСР.
По этому варианту методики в детском саду проводится по обучению детей чтению одно занятие в неделю. В течение года дети должны познакомиться со звуками а, у, о, ы, м, ш, с, р, л, н, п и буквами, их обозначающими, научиться читать слова и предложения, составленные из этих букв. Мы видим по набору букв, что методика вообще не предусматривает чтение слогов с мягкими согласными. Процесс обучения сходен с проанализированным нами первым вариантом методики.
Для того чтобы проверить, каков итог обучения началом грамоты по принятой в детских садах методике А. И. Воскресенской, мы провели экспериментальную проверку в одной из подготовительных групп детского сада № 1477 Дзержинского района Москвы.
Воспитатель группы, взятой нами для эксперимента, проводил занятия с сентября по май в строгом соответствии с конспектами, разработанными А. И. Воскресенской. По окончании занятий мы проверили, как овладели дети звуковым анализом и чтением. Результаты индивидуальной экспериментальной проверки показали, что детей в зависимости от степени усвоения ими программы по грамоте можно разделить на три группы.
I группа — 8 детей. Дети умели читать до начала обучения грамоте в детском саду (этих детей учили чтению в семье).
II группа — 11 детей. Дети усвоили полагающиеся по программе 11 звуков и букв, умели прочесть слоги и слова, состоящие из этих букв, никаких затруднений при чтении знакомых слов и слогов не испытывали.
III группа — 5 детей. Дети знают 11 звуков и букв, предусмотренных «Программой», однако с большим трудом читают знакомые слова и слоги. Имеет место перебор букв, очень медленное чтение. Некоторые знакомые слова дети прочесть вообще не могут.
После проверки уровня чтения детям было предложено провести звуковой анализ нескольких слов. Каждому ребенку для анализа предлагалось четыре слова: грибы, арбуз, миска, филин. Ребенку давалась карточка с изображенным на ней предметом, а под ним схема звукового состава слова. Экспериментатор давал следующую инструкцию: «Это миска. Под ней нарисовано столько клеточек, сколько звуков в этом слове. Назови каждый звук по порядку, покажи, в какой он клеточке».
Слова, данные детям для звукового анализа, по своему звуковому составу существенно отличаются от слов, которые предлагались детям для анализа в течение года: 1) в словах есть звуки,буквенное обозначение которых отсутствует в «Программе», — г, б, з, к, ф, и; 2) слова состоят из пяти звуков, имеются стечения согласных, в то время как на занятиях дети анализировали только двусложные слова с открытыми слогами. Как же справились дети с этим заданием?
Дети I группы, хорошо умеющие читать и обученные этому в семье, провели звуковой анализ всех предложенных слов, не сделав ни одной ошибки. Все дети правильно соотнесли звуки слов со схемой из звукового состава. Половина детей II группы (6 человек из 11) при проведении звукового анализа предложенных им слов правильно выделили первый и последний звуки, но при выделении звуков, находящихся в середине слова, испытали большие затруднения. Ошибки были следующие: 1) называли все звуки, но не в той последовательности: например, в слове филин Рушана К. назвала звуки ф, н, л, и; 2) вводили добавочные звуки, чтобы заполнить схему звукового состава. Галя П. в слове филин назвала звуки ф, л, и, м, н; 3) пропускали гласные звуки, не добавляя никаких других, несмотря на то что схема звукового состава слова оставалась при этом незаполненной. Витя X. в слове грибы назвал звуки г, р, б, ы, а на вопрос: «А какой звук в этой клеточке?» — уверенно ответил: «Всё, больше нет!»
III группа наших испытуемых и часть детей II группы (всего 10 человек) не справились с проведением звукового анализа предложенных им слов. Они правильно называли только первый звук в слове, а дальше либо проводили слоговой анализ, либо называли звуки, которых в данном слове вообще нет. Например, Женя Ф. разобрал слово арбуз так: «Первый звук — ар, второй звук — бус», а Боря Д. проделал звуковой анализ слова грибы: т, гри, б, бы. Саша С. в слове грибы назвал звуки: г, п, а, л, н и на вопрос экспериментатора: «Какое слово ты сказал по звукам?!» — ответил: «Грибы!»
Как показала проверка, дети, обучающиеся в течение года грамоте в детском саду, не могут самостоятельно провести звуковой анализ слов, не разбиравшихся на занятиях. Мы предложили детям, вошедшим во II и III группы, провести звуковой анализ слов шары и сыр. Эти слова предлагались раньше для анализа на занятиях, и мы полагали, что дети не сделают ошибок. Наши предположения не оправдались.
Во II группе только два ребенка назвали все звуки в этих словах в правильной последовательности. Остальные же четверо детей сделали ошибки, пропустив в словах гласные (сыр — с, р) или переставив звуки в слове (сыр — с, р, ы).
В III группе только один ребенок правильно разобрал предложенные ему слова. Все остальные сделали ошибки примерно того же порядка, что дети II группы при разборе новых слов.
Таким образом, наш эксперимент показал, что дети овладели навыком чтения лучше, чем звуковым анализом слов. Только 5 детей плохо усвоили программу по чтению, в то время как со звуковым анализом даже знакомых слов не справились 13 детей. По-видимому, тот способ обучения звуковому анализу, который предлагает А. И. Воскресенская, не может сформировать полноценное действие звукового анализа слова, дети могут выделить из слова только отдельные звуки.
Не является ли это доказательством того, что дети дошкольного возраста вообще не готовы к проведению последовательного звукового анализа слов, что их фонематический слух еще недостаточно сформирован?
Ответу на этот вопрос посвящен следующий раздел нашей работы.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +