Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям. Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения. Наблюдая за работой воспитателя, важно отметить наличие контакта с детьми, проявление заинтересованности в их успехах, доброжелательного к ним отношения, такта. Особое внимание необходимо обратить на речь воспитателя (говорит ли он грамотно, доступно, эмоционально). Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3—5 мин. В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности. Центральным объектом внимания заведующего являются дети, их поведение в начале и в ходе занятия. Он отмечает, выполняют ли дети правила поведения на занятиях, во время которых они должны сидеть прямо, не отвлекаться, внимательно слушать воспитателя и товарищей, отвечать только по просьбе воспитателя; при ответе вставать, если нужно, подходить к столу; рассказывая по картине, пользоваться указкой. Старшие дети должны уметь быстро подготавливать свое рабочее место, приносить необходимый материал (краски, воду, пластилин и т. д.), работать в нужном темпе. Главное внимание необходимо обратить на усвоение детьми
программного материала, на качество их знаний, уровень развития речевых, ручных и двигательных умений и навыков. Наблюдая занятие, важно отметить, как работают отдельные дети, установить причины затруднений, возникших при выполнении некоторых заданий. Заведующий фиксирует факты, на основании которых затем делает выводы об усвоении детьми знаний, о сформированности умений и навыков.
Заведующие малокомплектными детскими садами (где в одной группе воспитываются дети разного возраста) должны также дополнительно выяснить, какова организация возрастных нодгрупп (где и как размещена младшая и старшая подгруппы, как подгруппы начали работать — одновременно или нет, какая подгруппа начала заниматься раньше) и длительности занятия для каждой возрастной подгруппы; что делали младшие дети по окончании занятия и как они себя вели в то время, когда старшие еще продолжали работать; какими приемами воспитатель обеспечивал активную деятельность всех детей, сумел ли он распределить свое внимание между двумя-тремя подгруппами, видел ли деятельность каждого ребенка; воспитана ли у детей сосредоточенность, самостоятельность. Чем больше увидел и запомнил заведующий, тем глубже он сможет проанализировать занятие, его положительные стороны и недостатки, тем убедительнее будут выводы.
Нужно ли во время наблюдения вести записи и по какой схеме? Записи полезны для того, чтобы зафиксировать увиденное, свои мысли по поводу наблюдаемого, чтобы отметить положительные или отрицательные факты. Записи помогают доказать, обосновать выводы при анализе занятия.
Что же касается того, как записывать, то это вопрос не принципиальный: каждый может записывать так, как ему удобно. Наблюдать и собирать факты — это первая половина дела, вторая — проанализировать эти факты и сделать обоснованные выводы о достижениях и недостатках педагогического процесса. На практике иногда бывает так: заведующий анализирует работу воспитателя и делает выводы, но не подтверждает их конкретными фактами, убедительными примерами. В таких случаях выводы могут показаться случайными, субъективными. Бывает и по-другому: заведующий внимательно наблюдал, заметил и запомнил много фактов, но не проанализировал эти факты, не обобщил их, поэтому выводы и рекомендации воспитателю будут носить рецептурный характер. Следовательно, заведующий должен вырабатывать умение наблюдать, видеть факты, а также анализировать их, обобщать. Чтобы проанализировать занятие, нужно рассмотреть: 1) организацию занятия; 2) программное содержание; 3) методику проведения занятия и 4) его результаты (т. е. знания, умения, навыки, поведение детей к моменту проверки).
СОВЕТЫ К ПРОСМОТРУ И АНАЛИЗУ ЗАНЯТИЙ В ГРУППАХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Общими указаниями к наблюдению занятий нужно руководствоваться и при анализе занятий в группах детей раннего возраста, но вместе с тем контроль за состоянием обучения в этих группах имеет свою специфику. Планируя посещение группы детей раннего возраста, заведующий прежде всего должен учесть те трудности, которые могут возникнуть при проведении занятий. Например, в перво группе детей раннего возраста, где занятия проводятся преимущественно индивидуально, воспитателю бывает трудно в начале занятий с подгруппкой детей от 9—10 мес. до 1 года. Во второй группе детей раннего возраста трудности возникают также при занятиях с подгруппками детей и использовании элементов наглядно-действенного обучения. В первой младшей группе детского сада требуют внимания вновь вводимые занятия по конструированию и изобразительной деятельности, а также возможная смена места занятия, например, проведение музыкальных и физкультурных занятий не в группе, а в зале. Для оказания помощи воспитателям групп детей раннего возраста в методическом кабинете детского сада обычно имеется примерный перечень занятий каждого вида на год и рекомендации к их проведению. Перед просмотром занятия заведующий, знакомясь с его планом, выясняет, соответствует ли оно программе, связано ли с предыдущими занятиями, учел ли воспитатель имеющиеся рекомендации. Активность детей на занятии повышается постепенно. Поэтому важно обратить внимание на то, как воспитатель подготавливает малышей к предстоящему занятию, есть ли у него контакт с детьми, особенно с застенчивыми, старается ли он оживить в памяти малышей то интересное, что было на прошлом занятии, насколько эмоциональна речь воспитателя.
Следует обратить внимание, как занятие в целом и его части используются для развития речи и самостоятельности детей, насколько умело воспитатель применяет наглядно-действенное обучение, достигает ли с помощью игровых приемов обучающих результатов или только развлекает ими детей.
"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.